Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема 3. Психология личности. Психология деятельности.

Дисциплина:Модуль 1. Основы психологии.

План занятия:занятие по изучению студентами новых знаний

по основам психологии.

Форма работы:групповая.

Время: 2ч.

Цель:

· Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

· Сформировать знания о структуре личности человека.

· Рассмотреть основные факторы формирования личности.

Задача:ознакомить и сформировать знания о психологии личности.

Учебные вопросы:

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

2. Общее понятие личности. Психологическая структура личности. Теории личности.

3. Направленность личности. Потребности, мотивы и цели. Мировоззрение. Самооценка. Уровень притязаний.

4. Основные факторы формирования личности. Формирование личности врача.

5. Понятие «деятельность». Структура. Способности, знания, умения, навыки. Деятельность врача и формирование профессиональных умений и навыков.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. Анализа: Учеб. Для вузов по спец. «Психология». – М.:Изд-во МГУ,1990.

2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ./ общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс,1986

3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр «Академия»,1996.

5. Леонтьев А. Н. Речь. // Психология. Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова,проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.

6. Лакосина Н.Д.,Сергеев И.И., Панкова О. – Клиническая психология.- М.: МЕДпресс-информ, 2003.

7.Маклаков А.Г. – Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.

8. Основы психологии: в помощь студентам – иностранцам: в 2-х ч., Ч.1. Краткий конспект лекций / сост. Лазуренко Е.А.. К.,2003.

9.Основы психологии: в помощь студентам – иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум / сост. Лазуренко Е.А.. К.,2003.

10. Психология (словарь) / Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

11. Рубинштейн С.Л. – Основы общей психологии. – М., Педагогика,1989.

12.Райгородский Д.Я. – Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. Дом «БАХРАХ-М»,С.,2002.

13.Райгородский Д.Я. – Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Изд. Дом «БАХРАХ-М»,С.,2002.

ВСТУПЛЕНИЕ

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствуют о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид— это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1).

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» - student2.ru

Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойство обуславливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объекта реального мира, —«личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо(рис. 1.2).

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» - student2.ru

В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, —

«субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3).

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» - student2.ru

Рис. 1.3 Структура понятия «субъект деятельности» (по Б.Г. Ананьеву)

Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как

следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4).

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» - student2.ru

Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

Наши рекомендации