Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Студентки 1 курса группы 1 НИЯ
Филипповой Натальи Васильевны
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
по профилям «Начальное образование», «Иностранный язык»
 
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор
Краснянская Т.М.
Работа допущена к защите Дата защиты
«____»__________ 2015 г. «_____»_________ 2015 г.
Зав. кафедрой Оценка _______________
к.и.н., доц. А.В. Барнаш _____________  

Ессентуки, 2015


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ    
1.1.Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии  
1.2. Психологическая характеристика волевого самоконтроля
Выводы по главе 1  
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ  
2.1. Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля
2.2. Результаты изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Агрессивность-проявление протеста подростка, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности нашего времени.

Расcматривая агрессивность как свойство личности, проявляемое, как правило, в не соoтветствующих принятым нормaм формах поведения, важно исследовать не только факторы, влияющие на агрессивность детей, но и формы ее проявлений в зaвисимости от особенностей подростково-родительских отношений.

Необходимо разрабатывать соответствующие методы и средства коррекции агрессивного поведения личности как подростков, так и их родителей. Психологический феномен агрессии человека, представлен в многочисленных работах: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ж. Годфруа, А.И.Захаров, Д. Майерс, Н.А. Волкова, И.А.Фурманов, А.А. Любинская, Е.А. Рогов, М.П. Якобсон.

Теоретическaя значимость состоит в обосновании значимости влияния наблюдаемой подростковой агрессивности.

В то же время до настоящего момента в исследованиях не уделено должного внимания вопросу изучения агрессивности в единстве анализа ее индивидуально-типических характеристик.

Особoе внимание специалистов к проблеме агрессивного поведения, а также сложность коррекции таких проявлений у подростков, подчеркивает актуальность этой проблемы.

Цель исследования:изучить психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Объект исследования:психологическиеособенности агрессивности личности подростков.

Предмет исследования:психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Гипотеза исследования:при разном уровне волевого самоконтроля могут проявляться различия в агрессивности подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития проблемы агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Дать характеристику агрессивности личности.

3. Разработать процедуру изучения психологических особенностей агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

4. Изучить особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Методы исследования:теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики.

Источники: работы отечественных и зарубежных психологов раскрывающих проблемы волевого самоконтроля (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.С. Журавлев), агрессивности (В.К. Котырло, Г.С. Никифоров, А.Г. Пачина).

Теоретическая и практическая значимость курсовой работыТеоретическая значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении информации, раскрывающие особенности феноменов агрессии и самоконтроля. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что собраны эмпирические данные, характеризующие особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

База исследования:исследование проводилось на базе школы МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина. В исследовании приняло участие 20 человек 17-18 летнего возраста.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём курсовой работы составляет 36 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; с мотивами – такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Однако злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим главные определения агрессии:

- Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [30].

- Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [30].

- Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [30].

- Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [30].

- Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [30].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости и т.д. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].

Это определение подчеркивает, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Что касается природы агрессивности, то ее начало находится на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности – гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совместное действие этих характеристик определяет готовность человека к агрессивным действиям.

Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические [5, с. 126].

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии [26].

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Психологическая трудность предотвращения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно находит множество различных оправданий своему поведению, пытаясь снять с себя вину.

В литературе описаны следующие наиболее распространенные способы самооправдания агрессии, которые необходимо учитывать для понимания причин многих проступков: снижение значимости предпринятой агрессии путем одностороннего сравнения своих действий с более агрессивными действиями других («меня еще и не так били»); оправдание собственных агрессивных действий тем, что они были призваны обеспечить утверждение более высоких ценностей («пора, наконец, наводить порядок!»); отрицание либо разделение своей ответственности с другими лицами, особенно в случаях коллективной агрессии («все бьют, не только я!»); дегуманизация жертвы с отказом признать за ней личностные, чисто человеческие качества, ее право на уважение, право на жизнь («сам виноват!») [6].

В жизни случается так, что, описывая какого-нибудь человека, мы говорим: это агрессивная персона. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия.

Чтобы понять особенности агрессивного поведения молодых людей и разработать пути её решения, для начала, нужно понять, отчего и под воздействием каких факторов она возникает. Так сказать найти первопричины этого явления.

К. Лоренц [14] считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Он рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Считал, что она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Подобным способом, формирование агрессивных действий, представляется совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Однако чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный период, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

К. Лоренц так же утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [14, c. 62].

Под агрессией, по Э. Фромму, понимаются любые действия всевозможные воздействия, которые наносят либо решили нанести вред другому человеку, группе людей или животному [25, c. 132].

Агрессивное поведение – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аспект, а поведенческий аспект проявления агрессии [6, с. 26].

В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д. Доллард. он разработал фрустрационно- агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действия.

Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из- за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.

Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию.

Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой-либо цели, способа психологической разрядки, а так же способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости), склонность к раздражению, негативизм (манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы), обида (зависть и ненависть к окружающим) и вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссору и крик, так и через угрозу, проклятие ругань) [3. c. 87].

Э. Фромм обозначает пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение или сопротивление). Он различает агрессию биологически адаптативную, содействующую поддержанию существования, высококачественную, и злокачественную, никак не сопряженную с сохранением существования [25, c. 137-139].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие этой самой агрессивности ведет к пассивности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д.

В подростковом возрасте появляется ряд предпосылок к формированию агрессивного поведения.

Первая закономерность и острая проблема подросткового возраста, способная привести к агрессивности, – это пересмотр взаимоотношений с родителями, переход от детской связи к отношениям, складывающихся на обоюдном уважении и равенстве.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Третья особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период появляются проблемы самосознания и самоопределения.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы, включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо может быть не обнаруженным.

Поэтому зачастую агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.

С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний[27].

Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности подростка.

Говоря о подростковой агрессии, стоит сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста различается по нескольким корневым основам. В большинстве случаев, данные основы такие же, как и у совершеннолетних представителей определённого пола.

Мальчики - подростки испытывают агрессию в таковых межличностных отношениях как учёба, спорт, индивидуальная угроза, ситуация алкогольного опьянения. У них ярче проявлено умение к абстрагированию, существенно обширнее область заинтересованностей, однако, наравне с данными, они беззащитнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек - подростков – наиболее высоко сформирована словесно-речевая деятельность, умение к состраданию и переживанию. Они более восприимчивы к критике в свой адрес, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей и наиболее бурно реагируют на недооценивание их в духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление.

Однако любое поведение – это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он контактирует, но и его личными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки показать подростку, что его поведение оставляет желать лучшего с помощью физического наказания могут дать противоположный результат: наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения. Но нейтральная позиция родителей тоже может способствовать дальнейшему росту агрессии. Тем не менее, возможны и другие методы родительского реагирования на агрессию: обсуждение возникшей проблемы. Ведь, экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, слабым знанием альтернативных способов разрешения конфликтов. По этому, наиболее адекватное поведение взрослых в той или иной ситуации - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Такие дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу.

Отечественная психология исходит из положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру, размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего к сверстникам. Развитие же интереса к другому, в свою очередь, обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами (симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.).

Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции иногда возникают в кругу семьи или в школе, в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют определенную направленность против тех лиц, которые, по его мнению, как-либо виноваты в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое, по его мнению, наказание, самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, вступают в конфликты с товарищами и взрослыми[16].

Наблюдая поведение сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и при познании качеств другого, т. е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые особенности внутреннего мира.

Учителям так же следует своевременно выявлять учащихся предрасположенных к агрессии. Немалая значимость в данной работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Применяя в своей работе различные методики, рисуночные тесты, мониторинг, можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на раннем этапе и создавать коррекционную и профилактическую работу.

Итак, сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Наши рекомендации