Для обследования детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
Методика «Включение в ряд»(автор А.Л.Венгер)
Цель: выявить умение ребенка устанавливать отношения между предметами по величине, зрительный анализ.
Методика проводится на том же материале, что и методика «Мисочки», но с большим количеством элементов.
Перед ребенком выстраивается ряд из элементов. Взрослый предлагает ребенку игру: «Ты закроешь глаза, а я выну из ряда одну мисочку. А когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд». После того, как взрослый извлек мисочку, ряд сдвигается.
Предлагается 3—4 пробы.
1. Выполнение задания на высоком уровне осуществляется на основе зрительного соотнесения величин элементов ряда.
2. Выполнение путем примеривания (неполное зрительное соотнесение) характеризуется как средний уровень.
3. Если ребенок ставит элемент в ряд без учета величины (например, ориентируясь по цвету или недостаточно оценивая относительную величину), то это свидетельствует о низком уровне развития у ребенка способности устанавливать отношения между предметами по величине.
Методика «Рыбка»(автор В.В.Холмовская)
Методика направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности. При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции.
В качестве материала предлагают набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме.
В начале обследования взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано?» Взрослый помогает ребенку, если тот затрудняется ответить: «Может, это рыбка? Это похоже на рыбку?» После того, как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит: «Построй из кубиков такую же рыбку».
1. Если ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе этого анализа без затруднений воспроизводит конструкцию, то это соответствует высокому уровню выполнения задания. При высоком для данного возраста уровне допустимы лишь затруднения в развороте строительных деталей (например, разворот призм при построении хвоста или плавников), с которыми ребенок справился, обратившись (по указанию взрослого) к схематическому изображению.
2. Средний уровень определяется недостаточно полным и точным анализом схематического изображения. В этом случае взрослый организует последовательное конструирование рыбки, поэтапно обращая внимание ребенка на схему. При этом построение может осуществляться путем проб и с помощью взрослого, без прямого показа образца действия. Так, если ребенок затрудняется продолжать построение после того, как воспроизвел среднюю часть — туловище, то взрослый обращает его внимание на схему: «Что ты построил?.. А что дальше будешь строить?.. Хвост?., (с показом на схеме этих частей рыбки). Посмотри внимательно, что следует взять, чтобы построить хвост?» Если после такой помощи ребенок затрудняется продолжать выполнять задание, взрослый может предложить снова обратиться к схеме, но уже к изображению той части, которую ребенок решил строить: «Какую деталь надо взять?.. Как ее поставить, чтобы было как на схеме?..»
3. Выполнение на низком уровне — это построение конструкции путем проб и ошибок, которые исправлялись только при прямом показе взрослым образца действия. Взрослый устанавливает одну из пары деталей и говорит: «Я поставлю тебе одну фигурку, как нарисовано, а ты сам поставь другую» (это воз
можно благодаря симметричности конструкции).
Методика «Рыбка» для детей 5 – 6 летпроводится так же и на том же материале, как с детьми пятого года жизни.
1. Высокому уровню выполнения задания соответствует построение детьми конструкции без помощи взрослого и без ошибок, что достигается благодаря полному предварительному анализу схематического изображения и четкой организации деятельности по воспроизведению образца.
2. Дети, находящиеся на среднем уровне, допускают ошибки лишь со сложными фигурами и элементами схемы рыбки (рот, плавники). Эти ошибки исправляются детьми либо самостоятельно (после указания взрослого на то, что есть ошибка), либо с помощью взрослого (подробный анализ положения призмы по схеме или показ образца действия). В остальном задание выполняется самостоятельно на основе полного анализа схемы и выстроенной ребенком последовательности действий по воспроизведению конструкции.
3. Не достижение положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, говорят о низком уровне развития наглядно-образного мышления.