Для обследования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Методика «Дорисовывание фигуры»

Методика «Дорисовывание фигуры» (автор О.М.Дьяченко) направлена на определение уровня развития воображения, спо­собности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагае­мых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Для обследования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) - student2.ru Для обследования детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) - student2.ru

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время по­вторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сей­час ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. Пос­ле того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количест­во неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превраща­ется в один и тот же элемент. Например, превращение и квадра­та, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторя­ющихся (по характеру использования заданной фигурки) у само­го ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопостав­лять результаты 20—25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

Фамилия, имя Фигуры для дорисовывания
                   
1.Петров                    
2. Иванов                    
3. Сидоров                    

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали — фамилии детей. Под каждой фигуркой записы­вается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов — Кор каждо­го ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуаль­ные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень — Кор равен сред­нему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают зада­чу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иног­да эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фи­гурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда дета­лизированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не по­вторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Наши рекомендации