Особенности работы с детьми девиантного поведения

Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона,представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка (Невский И.А., 1993)

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития тенденция соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Иногда ученик буквально загоняется в ложе того или иного суждения нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно,навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими. Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности поведения ученика (услужливость, не­критичность , внимательность к учителю,

готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость, конформизм и другие отрицательные особенности. Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от

индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают. Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности

группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ — С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием

семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым,жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами физиологического и психоневрологическо­го свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем позитивных и значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и

развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подрос­тков, развивающаяся на фоне равнодушного, невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства

одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их поведении, на формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи де­тям и подросткам. Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда ,с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде. Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей,ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через сред­ства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом сред­ствам и способам достижения такого благополучия не при­дается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только матери­ального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влия­ние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков. Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий ,деформирующих сознание подрост­ка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возмож­ность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положитель­ные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки люби­мых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравствен­ными принципами, разделяющими гуманистические цен­ности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению. Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порожда­ющие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррек­ции. И.А. Невский. По мнению опрошенных педагогов, внешними фактора­ми, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

— отсутствие ясной позитивной государственной идео­логии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

— несовершенство законов и работы правоохранитель­ных органов,

безнаказанность преступлений;

— безработица (явная и скрытая);

— отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

— разрушение и кризис традиционных институтов соци­ализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

— пропаганда насилия и жестокости через средства мас­совой информации;

— отсутствие своевременной и квалифицированной дис­пансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, ока­зывать им помощь по итогам диспансеризации;

— недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

— доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показы­вает, что таковыми чаще всего являются:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи шко­лы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через обществен­ность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уро­ков; неудовлетворительная организация внеклассной рабо­ты; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психоло­гии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотно­шений в системе «ученик — учитель»; необъективный под­ход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; по­давление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка цен­ностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу. Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны раз­личать. К ним относятся: ощущение собственной незначи­мости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не­знание или неприятие социальных норм и ценностей, не­умение критически мыслить и принимать адекватные реше­ния в различных ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции на себя самого и других людей. Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков требует их психологической им­мунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, про­воцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей: способ­ности эффективно общаться, принимать ответственные ре­шения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и раз­вивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий ,свободных от внешних факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения .Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор, его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей уча­щихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подро­стков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением

(слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).

В совокупности оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше требований и условий позволя­ет обеспечить им равномерное гармоничное развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение той рабо­ты предполагает разработку методов выявления подрост­ков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специа­лизированной помощи, разработку методов и приемов ока­зания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности,

поведении,деятельности школьни­ков различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности как ведущего условия и фактора эффективной про­педевтики отклонений в ее развитии и поведении.

Вывод

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явле­ние комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Воз­никая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений),так и кау­зальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения при­обретает ранняя профилактика отклонений в поведении де­тей и подростков.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних. Свердловск, 1986.

2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личнос­ти. М., 1976.

Наши рекомендации