С детьми девиантного поведения

Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, беспризорность среди несовершеннолетних. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования детей, родителей, воспитателей, руководителей.

В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности не только образовательных, но и социальных учреждений. Являясь основными социальными институтами государства, занимающимися ранней профилактикой девиантного поведения подростков, эти образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять, корректировать, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей подростков в различные виды социальных взаимоотношений.

В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Наряду с термином «девинтное поведение» исследователями употребляются как синонимы «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадоптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение», что является, с нашей точки зрения, методологически неверным. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые — социальное творчество. Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

По мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [1].

Причины девиации - изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

Причины возникновения осложнений и отклонений психического развития связаны не только с самим ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, школы и социального окружения.

Мотивация девиантного поведения отражает в себе не только асоциальную ситуацию, но, главным образом, - все предшествующее негативное влияние социальной среды, сформировавшей личность с антисоциальной направленностью.

Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствуют расширению девиантного поведения и могут привести к возникновению рецидива массовой преступности.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. При этом, основные формы девиантного поведения подростков типичны: пьянство, проституция, наркомания (токсикомания), бродяжничество, преступность (разбой, воровство, убийства). Девиантное поведение детей и подростков может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные формы поведения выражаются не только внешними поведенческими реакциями, но и характеризуются глубокой деформацией ценностно-нормативных представлений.

Решение детских проблем, возникающих в результате девиаций, предполагает комплекс мероприятий социальной службы, которая может располагаться на территории образовательного учреждения (психолого-педагогическая служба) или специализированное комплексное социальное учреждение.

Основными технологиями социальной работы с детьми - девиантами являются профилактика, коррекция, терапия, и реабилитация.

Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения подростка возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. Коррекция девиантного поведения представляет социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

В случае реабилитации подростка с девиантным поведением, она затрагивает все сферы его жизнедеятельности и позволяет восстановить или же приобрести утерянные функции, необходимые для нормальной жизни в обществе. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Таким образом, суть технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением, заключается в профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности, которая носит межведомственный характер и основывается в основном на предотвращении и раннем выявлении склонности к асоциальному поведению.

Однако при этом надо отметить, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Работа с такими детьми должна носить комплексный характер (система технологий и программ), учитывать особенности индивидуального подхода к каждому ребенку и должна решаться в тесном сотрудничестве соответствующих специалистов (психолога, социального педагога, медицинского работника и др.).

В заключении хотелось бы снова вернуться к общим проблемам девиантности и одаренности: воспитательно-образовательная деятельность специалистов социальной сферы, ориентированная на личность каждого ребенка, безусловно, должна учитывать его особенности, наклонности и личные устремления. Но также необходимо предоставлять одинаковое право детям в равных условиях проявлять свои интеллектуальные, художественные и личностные возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации отклоняющегося поведения //Социология сегодня. М., 1965., С.520-521.

Наши рекомендации