Активизация обучения как педагогическая проблема

В русле деятельностного подхода психологической основой обу­чения является «активная познавательная деятельность самого уча­щегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навы­ки и умения» [2, с. 46].

Проблема активизации познавательной деятельности, разви­тия самостоятельности и творчества обучающихся была и оста­ется одной из актуальных задач педагогики. Современная ориен­тация образования на формирование компетенций как готовно­сти и способности человека к деятельности и общению предпо­лагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуаль­ную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина [89] выделяет репро-дуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из класси­фикаций методов обучения. Т. И. Шамова [88] также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпре­тирующий и творческий, положив в основу образ действия. Пер­вый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением уча­щегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпре­тирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучае­мого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, по­ниманию связей между предметами и явлениями, самостоятель­ному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучаю­щихся в учебном процессе различают пассивное и активное обу­чение [6].

Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести мате­риал, который передается ему преподавателем или другим источ­ником знаний. Обычно это происходит при использовании лек­ции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не вы­полняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени стано­вится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с пре­подавателем, активно участвует в познавательном процессе, вы­полняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществ­ляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполне­нии заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности уча­щихся И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили свою классифи­кацию методов обучения, причем в каждом из последующих ме­тодов степень активности и самостоятельности обучающихся на­растает: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристи­ческий метод, исследовательский метод [22, с. 181].

Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познаватель­ная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом орга­низованном процессе познания с учетом индивидуальных и воз­растных особенностей учащихся» [45, с. 47].

Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает фак­торы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факто­рам, в частности, относят:

1) познавательный и профессиональный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

3) состязательность;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов [6].
Третий подход связывает источники активности с личностью

преподавателя и способами его работы. В качестве способов акти­визации обучения исследователи выделяют:

- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуа­
лизацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегули­
рования [82];

- создание условий «для новых и более высоких форм мотива­
ции (например, стремление к самоактуализации своей личности,
или мотив роста по А.Маслоу...)» [81]; вооружение учащихся но­
выми и более эффективными средствами «для реализации своих
установок на активное овладение новыми видами деятельности,

знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы уча­щегося «за счет более рационального использования времени учеб­ного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой» [81].

Ряд исследователей (Б.Ц.Бадмаев, М.Новик, С.Д.Смирнов, А. М.Смолкин, Л. Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «...те мето­ды, которые реализуют установку на большую активность субъек­та в учебном процессе» [81, с. 169]. К таким методам В. Я. Ляудис, Б. Ц. Бадмаев относят методы программированного обучения; ме­тоды проблемного обучения; методы интерактивного (коммуни­кативного) обучения [52, с. 12; 2, с. 48].

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках ин­терактивного обучения (В.Б.Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В.Кла-рин и др.).

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей лю­бой ступени образования очень важны установки на выстраива­ние открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные соци­ально-психологические, дидактические и личностные средства [29, 35, 54, 58].

Интерактивное обучение является одним из современных на­правлений «активного социально-психологического обучения» [23] и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогиче­ской литературе. Попробуем остановиться на нем более подробно.

1.2. Сущность интерактивного обучения

Понятие «интеракция» (от англ. interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник — американский философ Дж.Мид) характерно рассмотрение раз­вития и жизнедеятельности личности, созидания человеком сво­его «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людь­ми [86, с. 213]. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция — это «способность взаимодейство­вать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (напри­мер, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [10], а социальная интеракция — процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации

в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

К.Левин утверждал, что большинство эффективных измене­ний в установках и поведении людей легче осуществляются в груп­повом, а не в индивидуальном контексте.

В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушате­лями и дающие им возможность влиять на некоторые сюжетные линии передач.

Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, коопе­рацию, сотрудничество равноправных участников (Т. Ю.Аветова, Б.Ц.Бадмаев, Е.В.Коротаева, М.В.Кларин, Е.Л.Руднева).

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминает­ся в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он­лайн и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации по­зволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также дела­ют возможным «активный обмен сообщениями между пользова­телем и информационной системой в режиме реального времени» [41, с. 50]. Компьютерные обучающие программы с помощью ин­терактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диа­логовое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изу­чения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» — «обучение, по­строенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [69, с. 107]; «обучение, которое основано на психологии челове­ческих взаимоотношений и взаимодействий» [2, с. 74]; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание до­бывается в совместной деятельности через диалог, полилог уча­щихся между собой и учителем» [44, с. 102].

Таким образом, интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собствен­ное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотруд­ничества по разрешению проблем. При этом осуществляется посто-

янная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом вза­имодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реаль­ность, в которой участники находят для себя область осваивае­мого опыта» [39].

Интерактивное обучение предполагает отличную от привыч­ной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмысле­нию через применение. Опыт и знания участников образователь­ного процесса служат источником их взаимообучения и взаимо­обогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавате­ля, что повышает их мотивацию и способствует большей продук­тивности обучения. Интерактивная модель обучения наиболее эф­фективна в дополнительном профессиональном образовании, в неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые име­ют большой жизненный и профессиональный опыт. Как отмечает В. Б. Гаргай, «развитие профессионализма всегда идет через "дру­гого человека", который может быть представлен и непосредствен­но как живой субъект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы» [18, с. 91].

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактив­ному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?

Во-первых, процессами демократизации: для демократическо­го общества характерны договорные отношения между равноправ­ными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно рег­ламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развива­ющим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечи­вающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении» [16].

Во-вторых, необходимостью практического решения пробле­мы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только Дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием ком­фортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности уча­щегося. Как отмечает И.П.Смирнов, «умение общаться друг с Другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим рейтинг педаго­гического коллектива учебного заведения, его способность до­биться наилучших результатов учебно-воспитательной деятель­ности» [80, с. 365].

Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru В-третьих, задачами, стоящими перед современным образова­нием. В Концепции модернизации российского образования обо­значено, что новое качество образования — это «ориентация об­разования не только на усвоение обучающимся определенной сум­мы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современ­ных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельно­сти. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить сле­дующие:

- необходимо научиться действовать в рамках согласованных
целей и задач;

- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями парт­
нера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: коопе­
рироваться, идти на компромисс;

- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся
способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответ­ствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Принципы, формы и методы интерактивного обучения.

Среди основных его принципов называют диалогическое взаи­модействие, работу в малых группах на основе кооперации и со­трудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую орга­низацию обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Цент­ральное место в его деятельности занимает не отдельный учащий­ся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Как отмечает Б. Ц. Бад-маев, «при применении интерактивных методов сильнее всего дей­ствует на интеллектуальную активность дух соревнования, сопер­ничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психоло­гический феномен, как заражение (не подражание, а именно за­ражение), и любая высказанная соседом мысль способна непро­извольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к выс­казанной или, наоборот, вовсе противоположную» [2, с. 74]. Наи­более полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинго-вых формах проведения занятий.

Форма организации обучения — «это внешнее выражение со­гласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме» [73, с. 519]. Методом обучения называется способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дис­куссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «дело­вой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ро­левые игры, тренинги, коллективные решения творческих за­дач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуа­ций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, про­ектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материала­ми, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись соб­ственных действий; педагогическая студия, встречи с пригла­шенными специалистами, методы с использованием компью­терной техники и др.

Некоторые исследователи [26, с. 161] относят многие из выше­указанных методов к «активным формам семинара», отмечая, что каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функ­ции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Формы и методы интерактивного обучения можно разде­лить на:

дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

игровые: дидактические и творческие игры, в том числе дело­вые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-дея-тельностные игры;

тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

В последнее время в практической дидактике по примеру пси­хологов для описания технологических шагов стали использовать термин «методика» в значении «совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо» [43, с. 450]. Термин «мето­дики интерактивного обучения» часто встречается в зарубежных источниках.

К интерактивным технологиям обучения (технология обуче­ния включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов) можно от­нести коллективную мыследеятельность (КМД) — «форму взаимо­действия педагога — учебной группы, протекающего в поисковых созидательных ситуациях» [13], модерацию, коллективный способ обучения В.К.Дьяченко и др.

В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются раз­работки зарубежных коллег в области интерактивного обуче­ния.



Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru 1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения

Как отмечает Е. В. Коротаева, интерактивное обучение одно­временно решает три задачи: 1) учебно-познавательную (предельно конкретную); 2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса позна­ния); 3) социально-ориентационную (результаты которой прояв­ляются уже за пределами учебного времени и пространства) [44, с. 103].

Остановимся подробнее на некоторых результатах и эф­фектах интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифици­
ровать процесс понимания, усвоения и творческого применения
знаний при решении практических задач. Эффективность обеспе­
чивается за счет более активного включения обучающихся в про­
цесс не только получения, но и непосредственного (здесь и те­
перь) использования знаний. Если формы и методы интерактив­
ного обучения применяются регулярно, то у обучающихся фор­
мируются продуктивные подходы к овладению информацией,
исчезает страх высказать неправильное предположение (посколь­
ку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавлива­
ются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлечен­
ность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмо­
циональный толчок к последующей поисковой активности участ­
ников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном
обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий
результат групповой работы, процесс обучения становится более
осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные цен­ности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точ­ку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское обще­ние, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участни­кам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

3. Как известно, опыт не передается, но интерактивные мето­
ды обучения позволяют осуществить перенос способов организа­
ции деятельности, получить новый опыт деятельности, общения,
переживаний. Как отмечает С. В. Белова, диалоговое обучение дает:

опыт установления контакта, взаимозависимых ценностно-смысловых отношений с миром (культурой, природой), людьми и самим собой — опыт диалогической познавательной деятельно-

сти, социально-нравственных коммуникативных отношений и самопознания, «самостроительства»;

опыт переживания единения (общности с миром, с другим че­ловеком и самим собой, признание этого переживания в качестве источника и стимула собственного личностного роста) [5, с. 24 —

25].

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуника­ции, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, являет­ся необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей (компетентность — доказанная готовность к дей­ствию) через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной дея­тельности для накопления опыта, осознания и принятия ценно­стей.

Исследования К.Левина показали влияние групповых обсуж­дений и ситуативных факторов на изменение социальных устано­вок и поведения участников.

4. Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность
коммуникации с преподавателем и партнерами по учебной дея­
тельности, сотрудничество в процессе разного рода познаватель­
ной и творческой активности, то система контроля за усвоением
знаний и способами познавательной деятельности, умением при­
менять полученные ЗУНы в различных ситуациях может строить­
ся на основе оперативной обратной связи, что делает контроль
ЗУНов перманентным и более гибким и гуманным.

5. Одно из назначений интерактивного обучения — изменять
не только опыт и установки участников, но и окружающую дей­
ствительность, так как часто интерактивные методы обучения
являются имитацией интерактивных видов деятельности, приме­
няемых в общественной и государственной практике демократи­
ческого общества.

Что же дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса? Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимо­
действии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, пережива­
ний;

- развитие толерантности.
Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости
от ситуации;

- Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru принятие нравственных норм и правил совместной деятель­
ности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе группо­
вой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к
компромиссам.

Системе «преподаватель—группа»:

- нестандартное отношение к организации образовательного
процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностно­
му взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой обра­зовательный и развивающий потенциал и обеспечивает макси­мальную активность обучающихся в учебном процессе.

1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых

Интерактивное обучение широко используется в формальном и неформальном обучении взрослых. Это обусловлено характери­стиками самих взрослых обучающихся, целями образования взрос­лых, особенностями андрагогической модели. Взрослый человек, по определению С.И.Змеева, — это «лицо, обладающее физио­логической, социальной, нравственной зрелостью, экономиче­ской независимостью, жизненным опытом и уровнем самосозна­ния, достаточным для ответственного самоуправляемого поведе­ния» [31, с. 135]. У каждого взрослого обучающегося есть собствен­ная система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, личная мотивация, свой социальный контекст. Взрос­лые избирательно реагируют на педагогические воздействия, го­товы сделать осознанный запрос по поводу содержания и спосо­бов своего обучения и взять за это на себя ответственность. При этом обучение не является для взрослого человека основной дея­тельностью, оно рассматривается им как средство для разреше­ния жизненных и профессиональных проблем. У взрослых сфор­мированы коммуникативные умения, достаточные для обеспече­ния возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

Все вышеперечисленные особенности взрослых обучающихся свидетельствуют о том, что обучение взрослых — более сложный процесс, чем обучение детей, и, согласно постулатам андрагоги-ки, этот процесс должен быть организован особым образом.

Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируе­мая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование бо-

гатого опыта взрослых обучающихся как источника обучения; в-третьих, широкое применение активных и интерактивных тех­нологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятель­ность и активность взрослых при обучении [17, 31, 49, 74].

В обучении преобладает партнерский, диалоговый стиль обще­ния взрослых учащихся (обучающихся) и взрослых преподавателей. Как отмечают специалисты (И.В.Ильина, Г.Н.Подчалимова, Т.И.Шамова), характерными чертами обучения взрослых в систе­ме дополнительного профессионального образования являются «со­трудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, пре­доставление ему необходимой свободы для принятия самостоятель­ных решений в вопросе своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучающих» [67, с. 300]. Обучающиеся могут выступать как носители нового содержа­ния образования для своих коллег и преподавателей. Все эти харак­теристики процесса обучения взрослых способствуют широкому при­менению интерактивных технологий, форм и методов обучения. Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание ат­мосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность.

Исследования показывают (С. Г. Вершловский, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.), что взрослый человек «держится» за свои цен­ности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и про­дуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведе­ний, пробуждению чувства нового, творческому подходу к ис­пользованию чужого опыта, формированию критической само­оценки собственной практики и т. п.

Творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дис­куссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профес­сиональные ситуации, способствуют выработке новых взглядов и установок специалистов, формированию умений и навыков, мо­делированию специалистом своего нового опыта, коррекции не­гативных установок [24, 33, 59].

К числу наиболее распространенных в дополнительном про­фессиональном образовании интерактивных форм обучения от­носят групповую работу, в том числе и в малых группах. Развива­ющий и образовательный эффект работы взрослых в малых груп­пах основан на преимуществах этого метода.

1. Высокая активность всех участников образовательного про­цесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотиваци-

Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru ей; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способнос­тям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.

2. Комфортность. Работая в маленькой группе, участники дер­
жатся более свободно, уверенно, снимаются психологические
барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся
группой, устанавливается тесный психологический контакт.

3. Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все
имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли
рядового участника в ситуации группового решения, развить спо­
собность к открытому взаимодействию с другими при сохранении
собственной индивидуальности, научиться подчинять личные
интересы интересам общего дела, строить конструктивную ком­
муникацию.

4. Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников
образовательного процесса (вырабатывается умение выступать
перед аудиторией взрослых, а не студентов, емко и четко излагать
свои мысли).

5. Более глубокая проработка материала участниками за счет
повторения и применения полученных знаний, рассмотрения воп­
роса с разных точек зрения.

Попадая в условия коллективного обучения, взрослый участвует в процессе организованного саморазвития своих коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и по­требностей (учащиеся становятся импульсом развития друг друга). Тем самым создается возможность для реального профессиональ­ного взаимодействия, в ходе которого способность к профессио­нальному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.

Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения взрослых, как лекция. Например, лекция-беседа или диалог со слушателями предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволя­ет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специ­фики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, исполь­зовать коллективный опыт и знания. Лекция-дискуссия представ­ляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между ло­гически оформленными разделами сообщения учебного материа­ла. Она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мне­ние для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью. Лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брейнстор-минга) и лекция с разбором микроситуаций по форме аналогичны

лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные си-хуации из реальной практики. Лекция-«пресс-конференциям прово­дится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

В то же время опыт реализации андрагогической модели и при­менения интерактивных форм и методов обучения в системе по­вышения квалификации (СПК) педагогов показал, что:

- часть слушателей не готова занять субъектную позицию в обу­
чении, так как она требует принятия на себя большей ответствен­
ности за результаты своего образования;

- многие формы и методы интерактивного обучения не вписы­
ваются в традиционные рамки, нормативная база не соответству­
ет современным целям и задачам дополнительного профессио­
нального образования, важнейшей из которых является «развитие
профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъект-
ности и креативности специалиста-профессионала» [67, с. 300];

- у многих преподавателей СПК отсутствуют необходимые ком­
петенции и опыт работы в андрагогической модели с применени­
ем интерактивных методов обучения. Преподавателю легче дей­
ствовать традиционно, на основе привычных стереотипов: само­
му объяснить, «разложить по полочкам» материал, наслаждаясь
своей «красивой» речью, не давая возможности обучающимся
проявить свои знания и опыт.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение по­степенно завоевывает все больше сторонников в практике как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмо­ционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлен интерес ученых и практиков к интерактивному
обучению?

2. В чем состоит сущность интерактивного обучения?

3. Какие формы и методы интерактивного обучения используются в
вашем вузе?

4. В чем заключается образовательный и развивающий потенциал ин­
терактивного обучения?

5. В чем отличие андрагогической модели обучения от педагогической?

6. Обоснуйте преимущества групповой работы взрослых в малых груп­
пах.

7. Какая модель обучения реализуется в вашем вузе?

Активизация обучения как педагогическая проблема - student2.ru НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши рекомендации