Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в экстримальных ситуациях !!!!! не могу найти ответ на этот вопрос!!!!!
Психологическая травма как одна из причин формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Традиционно считается, что на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков влияет неправильное воспитание и асоциальное окружение. В последнее время все большее внимание уделяется аномалиям психического развития таких детей как совокупному результату действия биологических причин и неблагоприятной социальной среды. Однако лишь совсем недавно негативное влияние средовых факторов на формирование отклоняющегося поведения, а также аномалий личностного развития ребенка специалисты начали рассматривать в еще одном аспекте: как психическую травматизаиию.
Исследования показывают, что среди подростков, демонстрирующих отклоняющееся поведение, число подвергшихся жестокому обращению гораздо выше, чем среди детей, с которыми жестоко не обращались. Западными исследователями было обнаружено, что от 24% до 32% подростков с отклоняющимся поведением проявляют симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Среди девочек это расстройство встречается значительно чаще, чем среди мальчиков. В группах девочек с отклоняющимся поведением распространенность ПТСР составляет, по данным исследований, от 49% до 55%, причем 65% обследованных свидетельствовали о наличии его признаков в течение жизни. Это примерно на 50% больше, чем у мальчиков с противоправным поведением, и в шесть раз больше, чем у девочек в общей популяции. В то же время у мальчиков с ПТСР гораздо более выражены проблемы, связанные с самоконтролем и проявлением агрессии.
Психологическая травма — это широкий комплекс разнообразных симптомов, возникающих у несовершеннолетних под воздействием однократного сильного стресса либо путем «накопления» регулярных стрессовых воздействий умеренной интенсивности.
Однократный сильный стресс могут вызывать внезапные события, выходящие за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым, и связанные:
- с угрозой жизни,
- с ущербом самому ребенку или его семье,
- с внезапным разрушением (потерей) дома или семьи,
- с наблюдением насильственной смерти или ранения и др.
«Накапливающийся» стресс может вызываться домашними скандалами и ссорами родителей, побоями и телесными наказаниями, угрозами, жестоким обращением, школьной неуспешностью и другими жизненными факторами, сопровождающими неблагополучных детей.
Выделяются травмы, причиненные каким-либо стихийным бедствием, и травмы, причиненные людьми — все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты и др. В практике деятельности органов внутренних дел наиболее часто приходится сталкиваться с психологическими травмами, вызванными жестоким обращением с несовершеннолетними, таким как:
- физическое жестокое обращение — любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребенку;
- сексуальное насилие — использование несовершеннолетнего другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения;
- пренебрежение нуждами ребенка — хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;
- психологическое насилие — может быть двух видов:
· психологическое пренебрежение — последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребенку;
· психологическое жестокое обращение — хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребенком, его унижения, оскорбления, высмеивания.
Психологическая травма проявляется как отсроченная реакция на стрессовое событие (либо накопленный стресс) в зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека двумя основными типами реагирования: застреванием в травме либо избеганием травмы. Симптомы этих типов реагирования могут присутствовать у человека и одновременно, но обычно какие-либо из них явно преобладают. И «застревание», и «избегание» характеризуются комплексом разнообразных внутренних переживаний и поведенческих изменений. Однако для первого типа реагирования (застревание) больше характерны непроизвольные телесные реакции. Для второго (избегание) — вытеснение из памяти стрессогенного события.
При преобладающей реакции застревания пострадавший попадает в ситуацию, когда прошлое «держит» его через картины тяжелых и страшных воспоминаний, которые навязчиво возвращаются. Любой пустяк может спровоцировать их возобновление и заставить прожить травматический опыт «как наяву». Например, звук шагов или хлопнувшая дверь. Такое состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Следствие такого состояния — сильнейший стресс, почти такой же силы, как в ходе самого события. Для этого типа реакции характерно неосознанное стремление к повторному проигрыванию пережитых ситуаций.
При преобладании реакции избегания присутствует противоположный тип реагирования, который реализуется через сознательное вытеснение травматического опыта. Индивидом предпринимаются порой титанические усилия по избеганию мыслей, чувств, разговоров, мест, людей, связанных с источником боли. С этим типом реакции связана так называемая психогенная амнезия — состояние, когда важные аспекты травмы блокируются. Воспоминания носят несвязанный, отрывочный характер, в них много провалов и «белых пятен».
Содержанием как первого, так и второго типа реагирования на травму оказывается невозможность осмыслить и «усвоить» травматический опыт, принять его как прошлое и идти дальше с багажом этого жизненного опыта.
Особенно важно иметь в виду второй тип реагирования (избегание) при проведении оперативно-следственных действий. Достаточно часто опрос пострадавших либо свидетелей ставит сотрудников милиции в тупик. При наличии фактов, подтверждающих присутствие несовершеннолетнего на месте преступления, не удается взять с него адекватные показания. «…Не знаю, не видел, не помню…» — вот и все, что можно услышать в ответ на задаваемые вопросы. Обычно возникает подозрение в утаивании от следствия важной информации по каким-либо причинам. Однако несовершеннолетний, скорее всего, действительно не помнит ничего о происшедшем. Эти события вытеснены из его сознания. К тому же ситуация опроса вызывает сильное психическое напряжение, которое еще более усиливает действие механизма психологического вытеснения.
В данной ситуации получить необходимую информацию очень сложно, так как психика человека всячески сопротивляется любому вторжению в болезненную область. Здесь нужна помощь специалиста. Однако при крайней необходимости возможна осторожная работа через установление доверительных отношений, максимальное успокоение и расслабление несовершеннолетнего, создание для него комфортных и безопасных условий (под безопасностью подразумевается ситуация, в которой возможно проявление самых глубинных переживаний и болезненных эмоций). Подробнее техника такой работы рассмотрена в главе IV.
15. этапы индивидуальной работы с людьми пережившими психологическую травму
Теория индивидуальной психотерапии основывается на положении, что психотерапия представляет собой своего рода процесс переобучения, включающий в себя одного или более терапевта и одного или более пациента, сотрудничающих друг с другом. Психотерапевтический процесс преследует следующие цели: 1) стимулирование социального интереса; 2) уменьшение чувства неполноценности и преодоление уныния, а также осознание и использование собственных ресурсов; 3) изменения в стиле жизни личности, т. е. восприятия и целей; 4) изменение ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения или изменение ценностей; 5) осознание индивидом равенства среди своих коллег и товарищей; 6) помощь в становлении человеческим существом, делающим вклад в общее дело. При этом у клиента всегда должна сохраняться возможность выбора: «в любых обстоятельствах клиент должен иметь абсолютную свободу. Он может двинуться в сторону изменения или отказаться от него, это как ему заблагорассудится» (Ansbacher, p. 341).
Как и в любом другом направлении психотерапии динамической ориентации, начальный этап индивидуальной психотерапии, по Адлеру, состоит в сборе данных о личности пациента. Адлер называл пять относительно достоверных источников:
1) самые ранние детские воспоминания;
2) сновидения и грезы;
3) порядок рождения ребенка в семье;
4) трудности детства;
5) характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь[88].
16. основная характеристика групповой работы с людьми, пережившими психологическую травму.
Психологический дебрифинг
Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой (Бадхен, 2001; Ромек и др., 2004). Это форма кризисной интервенции, особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми, совместно пережившими катастрофу или трагическое событие.
Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, иногда через несколько часов или дней после трагедии. Считается, что оптимальное время для проведения дебри-финга – не раньше чем через 48 часов после события. К этому моменту завершится период особых реакций и участники событий будут в состоянии, в котором возвращается способность к рефлексии и самоанализу.
Но если времени пройдет слишком много, воспоминания станут расплывчатыми и туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.
Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение,– у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к возникновению тех симптомов или реакций ПТСР, которые могут возникнуть впоследствии. Участникам обязательно сообщают о том, где они впоследствии могут получить помощь.
Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Общая цель группового обсуждения – минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
· «проработка» впечатлений, реакций и чувств;
· когнитивная организация переживаемого опыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;
· уменьшение индивидуального и группового напряжения;
· уменьшение ощущения уникальности и ненормальности собственных реакций. Эта задача разрешается при помощи группового обсуждения чувств;
· мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и. понимания;
· подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем;
· определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.
Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия. Поэтому дебрифинг – одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика.
Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Идеальной обстановкой для дебри-финга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку последняя форма организации пространства может быть непривычной и поэтому восприниматься как угроза.
Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. При необходимости включить большее количество людей одновременно целесообразно разделять группу на небольшие подгруппы. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.
Время сессии четко обозначается вначале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции..
Самое важное – это организация группового обсуждения.
Оно включает проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату. У ведущего имеются и другие функции, например, использование законов групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия.
В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:
часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга
1) вводная фаза;
2) фаза описания фактов;
3) фаза описания мыслей;
4) фаза описания переживаний;
5) фаза описания симптомов;
6) фаза завершения;
7) фаза реадаптации.
самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в экстримальных ситуациях !!!!! не могу найти ответ на этот вопрос!!!!!