Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Социальная психология

Учебно-методический комплекс

Для студентов Колледжа

(специальность 080114.51–(0614) Земельно-имущественные отношения

среднего профессионального образования)

Казань

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социальная психология» для специальности 080114.51 – 0614 «Земельно-имущественные отношения» среднего профессионального образования. - Казань: Казанский филиал ГОУ ВПО РАП. - 24 с.

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0614 «Земельно-имущественные отношения» (базовый уровень) среднего профессионального образования
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией по социально-экономическим и математическим дисциплинам Казанского филиала ГОУ ВПО РАП
Кафедра гуманитарных, социально-экономическихи естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»протокол №4 от 3.12.2010 года.
Автор: Пепелышева О.В. Старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально – экономических и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП
Рецензенты: Солдатов Я.В. к.ист.н., доцент кафедры «Истории и связей с общественностью» КГТУ им. Туполева
Лаврентьева И.А. Ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в Казанский Филиал ГОУ ВПО РАП по адресу: 420088, Казань, 2-я Азинская, д. 7-А.

© Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010

© Пепелышева О.В., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................... 4

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.............................................. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................... 5

ПРОГРАММА КУРСА......................................................................................................... 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.............................................. 10

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ............................................................................ 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ............... 16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 17

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ 18

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ........................................................ 19

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины[1]

Социальная психология

Социальная психология как наука, ее предмет и методы; типология и социально-психологические характеристики личности; социализация личности; межличностные отношения; психология общения; содержание, цели и средства общения; техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально – психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий.

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс содержит материалы по социальной психологии. Социальная психология с 1994 года входит в число обязательных общеобразовательных учебных дисциплин Государственного стандарта профессиональной подготовки (индекс по стандарту – ОГСЭ.06.)

Цель курса социальной психологии состоит в освещении основных характеристик социально- психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании приемов оказания социально- психологической помощи.

Студент должен:

- теоретически осмыслить место и роль человека в изменяющемся мире;

- уметь выявлять социально-психологическую характеристику личности;

- уметь исследовать все многообразие отношений и общения, в том числе в нашем социуме новой системы ценностей и измерений в формах собственности.

- выработать социально - психологический взгляд на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей, их реального значения для личности.

- знать теорию социальных конфликтов (политических, этнических и т.д.)

- знать теорию основных социально-политических диагностик.

В целом предмет социальная психология - это изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально – психологических явлений в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Контрольная работа

Тематический план

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Виды учебных занятий (количество часов)
Лекции Семинары
Социальная психология как наука, ее предмет и методы
Типология и социально - психологические характеристики личности
Социализация личности, межличностные отношения
Психология общения, содержание, цели и средства общения
Группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика, лидерство в группе
Природа конфликтов и пути их разрешения
Человек и труд, мотивы трудовой деятельности
Психология профессий
  ИТОГО

ПРОГРАММА курса

Тема 1. Социальная психология как наука,

ее предмет и методы

Студент должен

знать:

- задачи социальной психологии;

- основные понятия и этапы развития социальной психологии как науки;

уметь:

- характеризовать основные методы социальной психологии наблюдение, опрос, интервью, тестирование, эксперимент, социограмма;

иметь представление:

- о зарубежных и российских психологических школах.

Предмет социальной психологии. Философия и социальная психология. Основные этапы развития социальной психологии как науки. Вклад ведущих зарубежных и российских психологических школ в разработку проблем социальной психологии (функциональная психология, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм, интеракционизм).

Задачи социальной психологии. Методы социальной психологии. Классификация основных методов (наблюдение, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, эксперимент, социометрические измерения, социограмма).

Тема 2. Типология и социально-психологические

характеристики личности

Студент должен

знать:

- основные проблемы личности в социальной психологии;

уметь:

- характеризовать личность и особенности поведения человека;

иметь представление:

- о теории индивидуальной психологии;

- об учении И.П.Павлова;

- о системном подходе к изучению личности Б.Ф.Ломова.

Проблема личности в социальной психологии. Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики.

Типологизация личности. Особенности поведения человека. Связь поведения человека и преобладающих компонентов в структуре личности. Фрейдизм (психоанализ). Теория индивидуальной психологии А.Адлера. Три архетипа по Юнгу: «персона», «тень», «самость». Стратегии Э. Фромма. Бихевиоризм (теория поведения). Идея учения И.П.Павлова. Комплексный подход к изучению личности психолога Б.Г.Ананьева. Деятельный подход к изучению личности психолога А.Н.Леонтьева. Структурно- динамический подход к изучению личности отечественных психологов К.К.Платонова и А.Г.Ковалева. Системный подход к изучению личности Б.Ф.Ломова.

Различие между психологическим и социально-психологическим пониманием личности.

Тема 3. Социализация личности, межличностные отношения

Студент должен

знать:

- основные понятия и особенности социализации;

- стадии развития личности в процессе социализации;

- этапы развития межличностных отношений;

уметь:

- характеризовать личность и особенности поведения человека;

иметь представление:

- о факторах развития межличностных отношений.

Понятие социализации. Особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации (институты социализации). Социально-психологические механизмы социализации: социальные статусы и социальные роли. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Закономерности социального развития личности.

Психология межличностных отношений. Этапы развития межличностных отношений в социальной психологии. Факторы развития межличностных отношений. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений. Социометрическая структура группы.

Тема 4. Психология общения:

содержание, цели и средства общения

Студент должен

знать:

- основные понятия, цели, виды и уровни общения;

- сущность психологической совместимости;

уметь:

- владеть навыками ведения диалога: слушание, переговоры, настойчивость;

иметь представление:

- о функциях и типах общения.

Понятие общения. Цели общения. Виды общения. Уровни общения (фактический, информационный, личностный). Функции общения. Типы общения (диалогический, монологический, манипулятивный, императивный, беседа и др.). Стратегии взаимодействия. Сущность интерактивного общения. Психологическая совместимость. Ассертивное поведение. Барьеры процесса общения.

Техника понимающего общения и техника директивного общения. Навыки ведения диалога (слушание, переговоры, настойчивость).

Приемы эффективного реагирования на критику. Эскалация как форма защиты от агрессии

Тема 5. Группа как социально-психологический феномен:

виды групп, групповая динамика, лидерство в группе

Студент должен

знать:

- основные понятия и типы социальной группы;

- теории лидерства;

уметь:

- характеризовать уровни развития групп;

иметь представление:

- о функциях и типах общения.

Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Типологии групп. Проблемы развития социальной группы. Конформность и нонкоформизм. Психологический феномен группы. Виды групп Уровни развития групп (конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив). Доминирование «малых групп» и особенности взаимодействия в них и между ними.

Лидерство и руководство: единство и различие. Авторитет. Теории лидерства. Управленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

Тема 6. Природа конфликтов и пути их разрешения

Студент должен

знать:

- основные положения и классификацию конфликтов;

- типы и уровни конфликта;

уметь:

- ориентироваться в проблемах подхода к разрешению конфликтов;

иметь представление:

- о социально-психологическом исследовании конфликта.

Социально-психологический подход к исследованию конфликтов: основные положения, функции, проблема дефиниции и типологии. Классификация конфликтов в организациях. Внутриличностный конфликт, межличностный и групповой конфликт. Причины организационных конфликтов. Типы конфликтов в группе. Уровни конфликта (стычка, столкновение, кризис).

Управление и урегулирование конфликтов. Проблемно-ориентированный подход к разрешению конфликтов.

Наши рекомендации