Образовательная программа - основного общего образования

(наименование образовательной программы)

  “УТВЕРЖДАЮ”  
  Заместитель директора ГОУ СОШ № 76 по учебной работе ____________________________ В.Куратова (подпись, фамилия)
    « 26 » октября 2011 г.

Методическая разработка

для проведения учебных занятий по теме

«Мезенская роспись»

(наименование темы)

в 6 классе

(класс)

Учитель изобразительного искусства

Синяева Светлана Алексеевна

Санкт-Петербург

2011 г.

Образовательная программа - основного общего образования

(наименование образовательной программы)

Учебные классы _______6_________ (номер учебного класса)     “УТВЕРЖДАЮ”  
Место проведения   ______________________ (номер аудитории, классного помещения)   Заместитель директора ГОУ СОШ № 76 по учебной работе ______________ В.Куратова
Дата проведения   _________________________     « __ » ________ 2011 г.

П Л А Н

проведения _________________________урока____________________________

(вид учебного занятия)

по дисциплине ________Изобразительное искусство________________________

(наименование учебной дисциплины)

по теме : __________Мезенская роспись_______________________________

(наименование темы)

Тема занятия (урока): «Выполнение эскиза росписи разделочной доски в мезенской технике с пожеланием добра»

(на Новый Год, Пасху, день рождения, свадьбу, начало учебного года) .

Цель урока (занятия):

1. Отработка практических навыков оформления предметов быта в стиле и технике мезенской росписи

Задачи урока (занятия):

1. Закрепить основные понятия, характеризующие народную роспись Мезени.

2. Познакомить с основными элементами композиционного построения мезенской росписи предметов быта.

3. Научить выработке замысла (составления) узора и технике выполнения мезенской росписи.

4. Совершенствовать умения обобщать формы животного и растительного мира.

5. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и самостоятельной практической деятельности.

6. Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.

7. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, применение практических умений, выработка навыка работы в технике мезенской живописи).

Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.

Метод проведения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Плановая таблица проведения занятия

№ п/п Содержание занятия Отводимое время, мин Примечание
I Вводная часть:  
  1. Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию).    
  2. Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия (повторение материалов первого урока)    
  3. Вступление (объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия)    
  Введение (актуальность темы, основная идея занятия, роль и место данной темы в учебной дисциплине, связь с другими дисциплинами и с будущей деятельностью)    
II Основная часть — учебные вопросы:    
  1. Знакомство с композиционным построением мезенских досок.  
  2. Объяснение последовательности выполнения росписи мезенских досок.  
  3. Самостоятельная работа по росписи мезенских досок (при музыкальном сопровождении проигрыванием русских народных песен).  
  4. Выставка готовых работ учащихся.  
  5. Расшифровывание содержания (смысла) орнаментов-пожеланий одноклассников.  
III Заключительная часть:  
  1. Заключение по занятию    
  2. Ответы на вопросы учащихся    

Оборудование и дидактические материалы (пособия), используемые на занятии:

─ проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью;

─ разделочная доска мезенской росписи;

─ плакаты с изображением символов мезенской росписи;

─ плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц;

─ магнитофон с записью русских народных песен;

─ основные понятия по словарю Ожегова;

─ инструкция по безопасности работы;

─ тетрадь, альбом для рисования;

─ гуашь красного и черного цвета;

─ кисти № 0,2, палитра, ветошь.

Разработал ___Учитель изобразительного искусства________________

__________________________________________С. Синяева

(должность, подпись, фамилия)

"____" ______________ 2011 г.

Сценарий проведения урока «Выполнение эскиза росписи разделочной доски в мезенской технике с пожеланием добра»

Этап проведения занятия Содержание занятия Вид (метод) деятельности формы и методы обучения способы контроля используемые ТСО и ДМ примечание
Вводная часть Приветствие, организация рабочего места. Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию). Инструктаж по технике безопасности. Организация начала занятия   непосредственная проверка    
Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия Контрольные вопросы: ─ Что такое узор?
  1. Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.
  2. Сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок
─ Что такое орнамент?
  1. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Орнаменты бывают: - геометрические; - растительные - животные; - символические; - комбинированные и другие. ─ Какие орнаменты используются в мезенской росписи? Орнаменты можно разделить на три основные формы: 1. Замкнутый (ковры, платки); 2. Ленточный (бордюры, ковровые дорожки); 3. Сетчатые (обои, ткани). ─ Какую форму орнамента используют в основном для росписи мезенской доски?  
Проверка знаний по теме урока (контроль)   контрольный опрос    
Вступление (Объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия) Тема урока: «Выполнение эскиза росписи разделочной доски в мезенской технике с пожеланием добра» (на Новый Год, Пасху, день рождения, свадьбу, начало учебного года). Цель урока: 1. Отработка практических навыков оформления предметов быта в стиле и технике мезенской росписи Задачи урока (занятия): 1. Закрепить основные понятия, характеризующие народную роспись Мезени. 2. Познакомить с основными элементами композиционного построения мезенской росписи предметов быта. 3. Научить выработке замысла (составления) узора и технике выполнения мезенской росписи. 4. Совершенствовать умения обобщать формы животного и растительного мира. Постановка задач перед обучаемыми устное изложение   проектор, слайды - тема, цели и задачи урока  
Введение (создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания) На первом уроке мы с вами познакомились с мезенской живописью, зарисовали основные семантические элементы её орнаментов и учились рисовать стилизованные изображения животных и птиц. Сегодня нам предстоит сделать еще один шаг, чтобы приобщиться к народному миропониманию, традициям и духу мезенских мастеров. Перед вами стоит задача – самостоятельно выполнить эскиз росписи разделочной доски в мезенской технике. И, что самое главное, этот эскиз должен быть содержательным, то-есть в нем надо зашифровать ваши пожелания добра, радости, счастья. Представьте, что вы расписываете подарок своей маме или хорошему другу, и хотите вложить в рисунок все то хорошее и радостное, что могли бы пожелать близкому человеку. А для того, чтобы работать было интереснее, сообщаю, что выполненные вами эскизы в конце урока будут разгадываться вашими одноклассниками. Мотивация учебной деятельности детей (объяснительно-иллюстративный) устное изложение, показ контроль реакций обратной связи проектор, слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью  
Основная часть            
1. Знакомство с композиционным построением мезенских досок. Композиция мезенских досок – вселенная в миниатюре. Доска имеет три основных яруса: Первый – мир небесный (солнце, птицы, перья, стихийки). Второй – мир земной (животные, растения, птицы, элементы погоды). Третий – подземный (твердь земли, зерна, корни, норные птицы – куриные, водоплавающие птицы, рыбы, водоросли, элементы воды).   Под нижним ярусом выполняется навеска (кружевцо - полурозетки). Любой из ярусов можно выделить, сделать главным. Чаще выделяют «земной». Ширина доски у мезенских художников должна была три раза укладываться в длине.   Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Ознакомление с композиционным построением мезенских досок (объяснительно-иллюстративный) устное изложение, показ контроль реакций обратной связи - проектор, - слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью   см. Приложение 4 (слайды с образцами декоративно-прикладных изделий, исполненных в технике мезенской росписи)
2. Объяснение последовательности выполнения росписи мезенских досок Задаемся темой – новогодние пожелания добра. Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru 1. Обозначить рамку и ярусы. Каждый ярус отделить бордюром красной краской. 2. Ярусы заполняют с самого широкого (красным подмалевком). 3. Закрывают оставшиеся ярусы красной краской. 4. Выполняют черную прописку для всех ярусов. Вводят дополнительные черные и красные детали для гармонии цвета (для этого семантические знаки можно писать на красном подмалевке черной краской). Последовательное поэтапное разъяснение порядка выполнения практической работы по росписи эскиза доски (алгоритмический, объяснительно-иллюстративный) устное изложение, показ контроль реакций обратной связи - проектор, - слайд-шоу последовательности выполнения росписи эскиза доски   см. Приложение 1 (слайды) Приложение 3 (инструмен-ты и краски)
Самостоятельная работа. Самостоятельная практическая работа учащихся по разработке композиции и выполнению эскиза росписи кухонной доски по правилам мезенских художников с пожеланиями добра в Новом Году Самостоятельное выполнение практической работы по росписи эскиза доски (алгоритмический, проблемно-развивающий) устное изложение, показ, индивидуальное разъяснение и исправление ошибок непосредственный контроль работы учащихся по выполнению эскиза росписи доски - проектор, - слайд-шоу последовательности выполнения росписи эскиза доски - музыкальное сопровожде-ние – проигрывание русских народных песен см. Приложение 4 (слайды), Приложение 2 (аудиофайлы русских народных песен)
Выставка готовых работ. Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru   Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru   Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Образовательная программа - основного общего образования - student2.ru Мини-игра «Угадай смысл пожелания» Ученики расшифровывают содержание пожеланий, изображенных одноклассниками на своих эскизах разделочных досок, давая при этом мотивированное развернутое обоснование своего мнения. «Авторы» обсуждаемых эскизов излагают свое содержание элементов росписи, которое ими было задумано. Разгадывание детьми смыслового значения пожеланий в эскизе мезенской росписи (проблемно-развивающий) показ, обсуждение опрос - проектор, - изображение основных элементов семантического ряда мезенской росписи - работы, выполненные учениками см. Приложения 2, 3 к уроку 1 по теме Мезенская роспись (семантика мезенской символики)
Заключитель-ная часть Заключение по занятию Подведение итогов урока. Демонстрация лучших работ детей (объяснительно-иллюстративный) устное изложение, показ контроль реакций обратной связи рисунки детей  
Рефлексия Для того чтобы подвести итог нашей деятельности на уроке, ответьте, пожалуйста, на вопросы: ─ Понравилось ли вам рисовать в мезенской технике? ─ Чему новому вы сегодня научились? ─ Что нового вы узнали?          
  Ответы на вопросы учащихся          

Приложение 1

Наши рекомендации