Требования к этапам и срокам выполнения
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа над курсовой работой не должна откладываться на последние дни семестра. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку. Следует помнить, что временнóй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самого процесса научного исследования и, во-вторых, даст возможность на практике применить эффективные системы управления временем, без которых немыслим современный успешный человек.
Желательно узнать у научного руководителя ориентировочную дату представления готовой курсовой работы – это будет последняя точка временнÓго отрезка, в котором определяются периоды занятости (сборы, соревнования и проч.), время проведения научных студенческих конференций, семинаров, если есть планы поучаствовать в них с материалами курсовой работы (в таком случае исследование должно быть выполнено раньше). Приступая к выполнению курсовой работы, нужно реально оценить свои ресурсы: уровень подготовленности, наличие опыта выполнения исследовательских и проектных работ, доступность информационных источников (библиотека и Интернет-ресурсы), базы для проведения исследования и т.п. Такой подход поможет правильно спланировать время для выполнения всех этапов курсовой работы.
Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:
Этапы выполнения курсовой работы | Примерные сроки |
1. Изучение настоящих методических указаний | 1- 3 неделя семестра |
2. Выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем | 1-2 неделя семестра |
3. Формулировка цели и составление плана | 4 неделя семестра |
4. Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы | 5-7 неделя семестра |
5. Проведение психологического эксперимента | 8-9 неделя семестра |
6. Обработка результатов психологического эксперимента и составление рекомендаций | 10-11 неделя семестра |
7. Написание и оформление работы | 12-14 неделя семестра |
8. Открытая защита работы | 15 неделя семестра |
Как правило, примерные сроки выполнения каждого этапа корректируется в ходе выполнения работы, поскольку этого требует динамика всякого научного исследования. Но как бы не изменялся составленный календарный план, нужно помнить о том, что сдать курсовую работу к установленному сроку (или на несколько дней раньше!) – в ваших интересах. Во-первых, у научного руководителя будет время, чтобы внимательно посмотреть работу и оценить ее по достоинству, если она того заслуживает, или вернуть на доработку с указанием конкретных замечаний (что повышает качество работы и, как правило, не снижает ее оценку). Если работа сдана в день защиты или в день выставления оценок, студент лишает себя такого шанса. Во-вторых, курсовая работа по психологии – это первое самостоятельное исследование студента, в котором он учится планировать и организовывать свою работу, учится самоменеджменту, необходимому в его будущей профессиональной деятельности. Поэтому не стоит упускать возможности поработать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств.
Выбор темы курсовой работы. Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы студента, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.
Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.
Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло.
Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой- либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно, всесторонне, под углом зрения различных дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы, а иногда и кандидатской диссертации.
При выборе темы студенту следует руководствоваться критериями:
1) актуальности и соответствия темы современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогического знания;
2) соответствия темы сфере своих научных и практических интересов;
3) собственной способности раскрыть тему;
4) наличия базы для выполнения экспериментальной части работы (студент должен сам определиться с тем, где он сможет провести эксперимент).
Составление предварительного варианта плана. На основе предварительного ознакомления с литературой и цифровым материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные «вехи», определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут не указываться в окончательно отработанном варианте плана, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.
Любая тема может быть раскрыта по-разному. Но именно план курсовой работы отражает ее основные направления. План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первый параграф курсовой работы освещает теорию вопроса; в последующих параграфах излагается основной вопрос темы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. В процессе написания работы план может корректироваться.
Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы. Подбор литературы должен осуществляться в соответствии с целями, отраженными в плане. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам научного руководителя, так и проявлять должную самостоятельность. Не существует единственного источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций - непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.
Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет. Данный этап завершается составлением библиографии – списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.
Изучение подобранной литературы. Работа над литературным источником – творческий процесс. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его проявления и взаимосвязи. Здесь неоценимую помощь окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты новых исследований специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования.
Необходимо не просто конспектировать и цитировать изучаемых авторов, а критически излагать их точки зрения, сопровождая это собственными заключениями, суждениями и оценками. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.
При изучении библиографических источников следует:
· внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме;
· выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;
· составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по существующим проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на имеющиеся проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументировано поддержать точку зрения какого-либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. В них необходимо указывать номер источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
Анализ литературных источников по данной теме завершается написанием теоретического раздела курсовой работы, ее первой главы.
На основе теоретического анализа проблемы выстраивается программа эмпирического исследования: уточняется гипотеза, определяются методы и выборка исследования, пути и способы фиксирования результатов эксперимента.
Проведение психологического эксперимента – очень важный этап выполнения курсовой работы по психологии.
Курсовая работа предполагает выполнение только констатирующего эксперимента, то есть практического исследования изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др.
Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте нужно обратить на выделение критериев изучаемого психологического феномена. Каждое изучаемое психическое явление имеет множество критериев, признаков, по которым его можно узнать, отличить от других явлений. Эти признаки поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Чтобы зафиксировать проявления признака, используют те или иные показатели выраженности признака. Показатель ‑ то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. По ним определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, осуществляется подбор валидных и надежных психодиагностических методов.
Рассмотрим на примере темы о внимании младших школьников критерии его изучения. Предположим, что мы исследуем такое свойство внимания, как его концентрация (сосредоточенность) – способность «отключаться» от одних сигналов и направить внимание на другие, наиболее важные. О том, насколько это свойство внимания развито у данного ученика, мы можем судить по тому, как много он делает ошибок (потому что отвлекается), как долго он выполняет задание. Вот эти параметры – время выполнения задания и количество ошибок – и станут в нашем случае критериями изучения концентрации внимания.
Теперь, определив критерии, маркеры для изучения интересующего нас явления, будем подбирать методы эмпирического исследования, психодиагностический инструментарий, с помощью которого мы данные критерии можем выделить и измерить. В нашей теме с вниманием младших школьников нужно будет взять один из соответствующих возрасту вариантов корректурной пробы, который дает возможность определить интересующие нас параметры внимания, а на их основе – исследуемое свойство внимания.
Обработка результатов психологического эксперимента и составление рекомендаций – следующий этап выполнения курсовой работы. Проводится количественная и качественная обработка полученных данных в соответствии с методикой исследования, их анализ и интерпретация. Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.
Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.
Описание проведенного эксперимента составляет содержание второй главы курсовой работы, которая завершается практическими рекомендациями по использованию результатов исследования.
Рекомендации недаром называются практическими. Это значит, что любой учитель (родитель, ученик – тот, кому они адресованы, кого мы называем целевой аудиторией) может по этим рекомендациям провести занятие, применить их. В нашем случае (в теме «Изучение внимания младших школьников») это могут быть рекомендации учителю или родителям по повышению концентрации внимания (конкретные упражнения), могут быть рекомендации учителю по управлению вниманием учащихся начальных классов на уроках, используя приемы повышения концентрации.
Написание текста курсовой работы и оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом.
Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, определить четкую структуру работы. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов. Здесь необходимо помнить ряд важных моментов.
Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Курсовая работа является научным исследованием, поэтому здесь используется научный стиль изложения. К особенностям научного стиля относится, например, использование сложноподчиненных предложений, безличных глаголов – «говорится», считается», «изучается», особые книжные обороты речи – «следует отметить», «в силу того, что», «благодаря тому, что», «как свидетельствуют данные таблицы 1» и т.п. Научный стиль исключает использование глаголы второго лица глаголов и местоимений «ты», «вы», ограничивает использование эмоционально-экспрессивной лексики: вместо «огромное количество исследований», «очень много исследований» следует говорить «значительное количество исследований» и т.д.
Студент должен показать также владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего педагога, о его профессиональной культуре.
Стоит помнить о том, что в психологической литературе возможна разная трактовка одних и тех же понятий. Поэтому при написании работы необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.
Анализируя исследованность проблемы в литературных источниках, рекомендуется выявить:
· что особенно удалось автору в ее изучении;
· чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение данной проблемы;
· в чем автор полемизирует с другими исследователями;
· какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;
· какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
· какие вопросы не нашли отражения в его работе;
· какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.
Редактирование текста курсовой работы осуществляется студентом – автором работы самостоятельно.