История развития психолингвистики
Студент I курса
Кафедры «Всемирная история и этнология»
Исторического факультета
ФГАОУ «Северо-восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»
Email – [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКИ, ЕЕ ПЕРСПЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
В данной статье рассматриваются проблемы становления и развития этнопсихолингвистики как науки, которая как самостоятельная научная дисциплина возникла еще в середине прошлого столетия и которая дает частичное понимание самого этноса в аспекте психолингвистки и этнопсихологии. Выявляются основные положения той науки, ее проблемы, пути решения.
Ключевые слова: психолингвистика, этнопсихология, этнопсихолингвистика когнитивная психология, семантико-ассоциативное поле, дебаты, личность, этнос
Введение
Актуальность данной темы. Сейчас на данный момент наиболее актуальной научной дисциплиной в сфере гуманитарных наук становится этнопсихолингвистика, так как проблема и развитие, расширения и углубление межнациональных отношений являются определяющими факторами прогресса научно-исследовательской деятельности в той сфере науки.
Многообразие этносов, народов, их особенности в культуре, языке, в складе менталитета вносят свою лепту в развитии новой междисциплинарной науки - этнопсихолингвистики. Целесообразность выделения национально-культурной специфики общения в отдельную область исследований обусловлено не только теоретическими, но и практическими соображениями. Например, необходимость в углублении культурных контактов между различными этносами, народами, государствами; проблемы языковой и национальной политики и изучения иностранных языков; осуществление литературных, политических, научно-технических и устных переводов; сфера искусства и искусствоведения. Стоит здесь отметит особую важность развития взаимодействий этносов и народов во всех возможных сферах путем развития межнациональных общений, так как это является основой прогресса межкультурного обмена, межнациональных и межэтнических отношений, духовного прогресса всех народов и вследствие этого ускорения справедливого процесса глобализации, в котором все народы могут внести значимую лепту в появлении новой единой мировой нации и в которой все этносы и народы, имея свои особенные и одновременно общие черты, присущие «человеческой нации», станут одной семьей. Итак, взаимопонимание представителей различных этносов в контексте этнопсихолингвистики – основа дальнейшего духовного прогресса человечества. Цели данной статьи. Для конкретного понимания роли данной междисциплинарной науки для общества, государства, мира необходимо рассмотреть историю возникновения и становления ее как науки, выявить основные положения этнопсихолингвистики в свете духовного прогресса человечества и глобализации.
Задачи:
1) Анализировать исторические источники психолингвистики и этнопсихологии для того, чтобы, мысленно разлаживая все основные положения данных научных дисциплин, понять их точки соприкосновения по вопросам, связанных с пониманием влияния лингвистики и психологии на формирование этносов.
2) Сравнить полученные итоги анализа, чтобы сопоставить их с понятием духовности в рамках единого человечества;
3) Обобщить полученные результаты второй задачи;
4) Выявить основные рассматриваемые проблемы этнопсихолингвистики после обобщения;
5) Предложить свое видение решения выявленных проблем.
Объекты исследования – этнос, народ и их представители, связанные с социальными отношениями.
Предмет исследования – этнопсихолингвистический аспект исследуемых объектов.
Степень разработанности темы. Эта научно-исследовательская тема находится на стадии рождения и становления. Рассматриваются основные источники только по научной литературе. Основные положения, ее проблем являются первой попыткой понимания всей сути данной темы. На данный момент эта тема активно разрабатывается мной.
Новизна и предисловие мое к основному содержанию статьи.
В своей статье, не претендуя на истину, я бы хотел высказать свое видение проблем исторического развития данной научной дисциплины и попытаюсь определить их основные положения в контексте духовного прогресса человечества, глобализации и их пути решения. Поэтому новизной моей научно-исследовательской статьи является пути решения проблем межнациональных отношений в свете этнопсихолингвистики, с помощью которой углубленно понимаются все вопросы данной междисциплинарной науки. Итак, каждый человек волен изъяснять свои мнения, мысли, рассуждения, умозаключения и осуществлять свои действия по конкретным областям его интересов в своей жизни; событиям в обществе, государстве, мире и так далее, – общение прежде всего порождает межличностные, межличностно-групповые и групповые отношения, на основе которых появляются одни из основных важных базисов формирования факторов развития и социализации личности, ее культуры; а вот высокий уровень грамотности личности, ее степень овладения родным языком и лингвистическая способность обучения иностранным языкам, определяющим способность к взаимодействию с социумом и иностранцами, в свою очередь – одни из необходимых основ развития всего этноса, народа, государства во всех сферах.
К сожалению, мысль, предназначенная для передачи своих чувств, эмоций, мыслей, суждений, по мнению Л.С.Выготского, не выражается, а совершается в слове, то есть эти два элемента не связаны друг с другом. Мысль может выражаться неправильно. Однако истинный смысл того не до конца понимается учеными-психолингвистами, которые так и не сложили эту мозаику в единую картинку, – причина всего этого кроется в различиях подхода изучения когнитивной психологии школами психолингвистики и в некой затрудненности эмпирически исследовать их. Ввиду того и возникают те ситуации, когда человек не всегда в состоянии правильно интерпретировать свою мысль через свой язык в понимании другого человека на его семантико-ассоциативном и когнитивном уровне, а это приводит к тому, что собеседник не сможет правильно понять его мысли и начнет упрекать их. Такая ситуация ведет к тому, что он несогласный с различной критикой в его адрес начинает чувствовать внутренний дискомфорт, подталкивающий к сопротивлению, – человек будет ощущать постоянные мнимые предконфликтные ситуации, которые, разумеется, могут со временем постепенно порождать отчуждение от остальных членов социальной группы, общества; переориентацию личностно-ценностных целей, отрицательные качества личности; психические и социально-психологические нагрузки в определенных ситуациях – контекстах. Все это может отчасти привести к его дезадаптации, дезориентации в обществе, различным девиатным и деликвентным поведениям в наихудшем случае. Все это станет катализатором постепенного падания духовного уровня этноса, народа, нации.
История развития психолингвистики
Для начала мы рассмотрим историю становления психолингвистики, из которой выросла сама этнопсихолингвистика. На заре рождения новой междисциплинарной науки – стыка этнологии и психологии – в XIX – XX вв. ученые двух направлений пытались объяснить новые возникшие вопросы, связанные с пониманием самого языка, тогда, когда психология стала использовать экспериментальный метод еще во времена В.Вунда, работы которого приобрели классический и фундаментальный статус в ее области, а лингвистика начала понимать язык как знаковую систему. Несомненно та заслуга принадлежит Ф. де Соссюру [1].
Безусловно, каждый психолог того времени рассуждал о связи языка и психологии в том плане, что именно язык и речь делают человека человеком. Лингвисты той поры пытались объяснить, что же на самом деле происходит, когда мы говорим и понимаем ее. Благодаря этим и появились психолингвистические рассуждения, которые предлагали ученым тех времен поработать над ее проблемой и выпустить на основе ее научные работы, формировавшие ту новую научную дисциплину в течение длительного времени. Первыми учеными, которые были убеждены в правильности использования экспериментальных методов при исследовании феноменов речи и языка, были И. А. Бодуэну де Куртенэ (1879–1918), основатель казанской школы языкознания и его ученик Л. В. Щербу (1880–1944). Только Бодуэн первым смог возможность напрямую наблюдать и экспериментировать с живым языком путем использования специальной фонетической лаборатории. Его идеи были развиты Л. В. Щербой, основавший в Санкт-Петербурге фонетическую лабораторию, которая существует и по сегодняшний день. Он посвятил эксперименту в языкознании свою отдельную научно-исследовательскую работу «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».
Бодуэн и Щерба не случайно уделяли эксперименту как методу познания столь важное значение, определяющие важные свойства и черты языка и речи. Отвечая на поставленный вопрос о них, они стремились к объективности как и другие ученые, исследуя речь своих информантов непосредственно. Благодаря всему этому Л. В. Щерба опубликовал свою известный научный труд о восточнолужицком наречии. Не зная самого языка, он жил среди его носителей и выучил его во время непосредственного наблюдения и общения с ними. Поэтому Л. В. Щерба также занимался изучением процесса овладения неродным языком. Итак, благодаря Бодуэну де Куртенэ в лингвистике начали уделять особое значение к речевой деятельности — процессам восприятия речи на слух, говорения и понимания. Согласно ему, только анализ речевой деятельности поможет лингвисту проверить правильность своих теоретических построений.
Все это было около 120 лет назад. Если подумать, то можно оценить, насколько смелыми были идеи Бодуэна и начинания его ученика, которые стремились изучить язык как феномен, который существует прежде всего в психике индивидов и обеспечивает социальные связи и общение. Важно также, что оба они подчеркивали общность между исследовательскими процедурами, которые желательно применять при анализе речи, и экспериментальными методами в других науках. Поэтому мы без натяжек можем считать этих двух ученых основоположниками психолингвистики как науки, основанной на эксперименте, наблюдении и самонаблюдении [1].
Таким образом, важно отметить, что именно они первыми поняли, что имеется некая связь между речью и психикой человека. Все это говорит нам о том, как, быть может, устроены человеческие взаимоотношения, исходящие от их психических и психологических особенностей.
Теперь для того, чтобы понять все это мы должны в первую очередь изучить самого человека и что из себя он представляет. Все его мотивы к действию, индивидуальные потребности, желания, формирование его характера, социально-значимых черт и.т.д. зависят от процессов, возникающих внутри его головного мозга, – скорости торможения и реакции нейронов на внешние раздражители – речь и язык. Однако мы должны учитывать и то, как сам человек воспринимает окружающий мир через свою психику, формирующую его индивидуальную психологию – устойчивое мировоззрение. Для этого мы должны вести еще один термин, объясняющий и изучающий процессы человеческого познания, которое пытается дать ему объективные знания о мире, – первый шаг выявления психологических особенностей человека – рассмотрение закономерностей познавательных (когнитивных) процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна [3]. Многие ее положения лежат в основе современной психолингвистики. На современном этапе развития она во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека [2]. Итак, все это говорит нам о том, что мысль и язык – знаковая система – не связаны друг с другом только потому, что она должна быть преобразована путем когнитивных процессов в язык. Для этого в них «закодированы» определенные алгоритмы, которые и определяют, как будет правильно излагать свои мысли человек на данном этапе развития своего, то есть высказывать свою мысль с помощью определённых знаков, исходя из своего семантико-ассоциативного поля.
Из всего этого у каждого лингвиста возникают вопросы волнующие их в течение многих лет. Они заключаются в том, что мы люди не до конца истинное понимание воплощения языка в мысль, так как все это по большему счету трудно эмпирически их исследовать, но – возможно.
Книга А. А. Зализняка «Русское именное словоизменение» 1967 года пример того, как описываются структуры языка в контексте Соссюра. Однако она не уделяла особого внимания психологическим реалиям человека, так как у ней были совсем другие цели и задачи. Только одной структурой языка не удается объяснить все истинные причины возникновения самой его речи в контексте именно семантики и ассоциации языка.
Можно привести в пример другую личность, который все-таки пытался понимать рассматриваемые процессы преобразования досконально. Этим был М. А. Кронгауз, который начал замечать, что некоторые люди для осмысления жизненных ситуаций используют такие слов, у которых нет существующих корней. Но они понятны на слух других людей. Все это называется окказионализмы – слова, которые не существуют в больших толковых словарях. Объясняя это явления, можно предположить, что человек, понимая всю суть происходящего не может правильно высказать свое мнение через свою речь на статистически-грамматическом верном уровне из-за того, что когнитивные процессы недостаточно подкованы языком. Он может промолчать или придумать «новые слова», которые могут возникать постоянно в его речи по определенным словообразовательным методам. В пример, уконтрапупитъ и угепаться: смысл этих слов нам в общих чертах ясен, а ведь таких корней, как? контрапуп(ить) или? гепа(ться), в русском языке нет [1]. Обычно, такая ситуация прослеживается у молодого поколения, которые постоянно создают новые слова – окказионализмы. У них формируется сленг – отдельный молодежный толковый словарь, в которой присутствуют не только заимствования из других языков, но и словоизменённые слова русского языка. В пример, устойчивое сочетание в качестве союза «то есть» изменился на «то бишь». Сейчас этот процесс идет в массовом порядке и очень быстро из-за распространения сети интернет, в котором все перемешивается, создавая что-то новое и отличное от всего. Не забываем а также от том, что глобальная сеть несет не только благо развития, но и асоциальные и аморальные элементы, которые активно включаются в воспитательный процесс, даже несмотря на предпринимаемые меры.
Таким образом, можно отметить следующие основные положения и проблему связи языка и речи с мышлением, благодаря которой идут постоянные познавательные (когнитивные) процессы психики:
1) Щерба и Бодэунэ первыми установили, что речь и психика человека связаны. Они начали понимать, как речь может влиять на психику человека, от которой зависит правильное понимание слов, предложений и мысли;
2) М.А.Кронгауз первым попытался понять причины словоизменения и появления в человеческой речи окказионализмов, исходя из психологического аспекта. Все это он объясняет тем, что человек, преобразуя свои мысли в слова путем когнитивных процессов в своем головном мозге, не может правильно высказаться по причине малого объема лексики и вследствие этого образует окказионализмы путем внутреннего осмысления конкретных ситуаций.
3) Имеется проблема массового появления новых слов, которые не имеются в толковом словаре русского языка, но активно живут среди людей, из-за развития единого глобального сети интернет, угрожающий не только моментально преобразить язык, но постепенно духовную составляющую народа.