Сущность и цели аудита персонала
Лекция 8.
Тема:
Тема 4.1. Аудит как фактор формирования стратегии кадровой политики организации. Сущность и цели аудита персонала. Типы и стратегии аудита персонала.
Тема 4.2. Объект и предмет аудита персонала. Организация и информационное обеспечение аудита персонала. Организация аудита персонала. Информационное обеспечение аудита персонала. Оценка эффективности и рисков аудиторской проверки.
Основная литература
1. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-у изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Мюллер Е.В. Кадровый менеджмент: Учеб. пособ. - Самара.: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2011.
3. Калмыкова О.Ю. Кадровые стратегии организации: Учеб. пособие. - Самара.: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2009
• Дополнительная литература
• 5. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Горбачева А.В. Формирование потенциала индивидуально-личностных качеств менеджера: Учеб. пособ. – Самара: НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ», 2004. – 264 с.
• 6. Управление персоналом: Энциклопедия/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
• 7. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление персоналом: Учебник. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2008. – 262 с.
• 8. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 – 160 с.
• 9. Мишурова И.В. Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д , 2004.- 368 с.
• 11. Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: практич. пособие. - М.: Вебли, Проспект, 2006
• 12. Гнеденко М.В., Гагаринская Г.П., Гнеденко Н.П. Повышение эффективности работы нефтяной компании за счет совершенствования кадровой стратегии. - Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006
• 13. Калмыкова О.Ю., Быкова А.В., Гагаринская Г.П., Перевозчиков В.А. Кадровый менеджмент в инновационной деятельности: учеб. пособие. - Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2007
• 14. Сперанский В.И. Современные технологии управления персоналом: учебно-практическое пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2008
• 15. Калмыкова О.Ю., Быкова А.В., Гагаринская Г.П. Кадровый менеджмент в инновационной деятельности: учебное пособие. -2-е изд. Перераб. и доп. -Самара.: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2009
• 16. Сатонина Н.Н, Чечина О.С. Организация обучения персоналп: Учебное пособие. -Самара.: Самар. гос. техн. ун-т, 2009
Вопрос 1. Аудит как фактор формирования стратегии кадровой политики организации. Сущность и цели аудита персонала. Типы и стратегии аудита персонала
Сущность и цели аудита персонала
Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений, которая наряду с финансово-хозяйственным аудитом позволяет выявить:
-соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития;
-соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе;
-эффективность социальной работы и системы управления персоналом с точки зрения решения задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
-причины возникающих в организации социальных проблем (рисков) и возможные пути их разрешения или снижения их негативного воздействия.
При этом главной, глобальной целью аудита персонала является оценка влияния эффективности и результативности деятельности персонала на прибыльность организации. Исходя из этого, можно выделить следующие основные задачи аудита персонала:
-нахождение проблем в социально-трудовой сфере;
-обеспечение соответствия стратегии и политики управления персоналом стратегическим целям организации;
-формирование эффективных методов управления персоналом, обеспечение эффективности их применения;
-определение соответствия усилий на стратегическом, линейном и функциональном уровнях управления персоналом друг другу, интегрированности элементов системы управления персоналом организации;
-установление соответствия требованиям законодательства;
-сокращение затрат на управление персоналом;
-поддержка и создание благоприятной среды для восприятия изменений в социально-трудовой сфере;
-оценка эффективности деятельности службы управления персоналом;
-улучшение имиджа службы управления персоналом.
В практике менеджмента аудит персонала является, с одной стороны, способом наблюдения подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, а с другой, - инструментом управления, который позволяет решить ту или иную проблему, возникающую в сфере трудовых отношений. Аудит персонала является одним из направлений аудиторской деятельности, проводимой в организации. Место аудита персонала в системе аудиторской деятельности показано на рис. 6.1.
2.Типы и стратегии аудита персонала.
В зависимости от ряда факторов выделяют несколько типов аудита
Признак классификации
Тип аудита
Основные характеристики
1. Периодичность проведения
-текущий - проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени
-Оперативный (специальный) - проводится по оперативному распоряжению руководства
-Регулярный - проводится через определенные промежутки времени
-Панельный - проводится с определенной периодичностью, с неизменными методикой и инструментарием на тех же группах людей и тех же объектах
2. Обязательность аудита
-обязательный - проводятся в определенных нормативным регулированием случаях, по поручению органов государственного управления
-инициативный - проводится по решению организации и служит реализации ее внутренних целей
3. Полнота охвата изучаемых объектов
-полный - охватывает все объекты
-локальный - охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект
-тематический - включает все объекты, но по одной тематике
4. Методика анализа
-комплексный - используется весь арсенал методов
-выборочный - анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке
5. Уровень проведения
-стратегический - оценка производится на уровне высшего руководства
-управленческий - оценка производится на уровне линейных руководителей
-тактический - оценка производится на уровне службы управления персоналом
6. Способ проведения проверки
-внешний - проводится силами сторонних специалистов (организаций)
-внутренний - проводится работниками самой организации
В зависимости от целей и уровня проведения существует несколько стратегий аудита персонала, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 6.2. Проанализируем эти подходы. Один из самых простых подходов - сравнительный, использующий другую организацию как модель. Аудиторы сравнивают результаты или процедуры с таковыми другой организации. Сравнительный подход часто используется, чтобы сравнить абсентеизм, текучесть, уровень заработной платы. Этот подход также имеет смысл, когда впервые вводится какая-либо новая функция или процедура в области управления персоналом. Альтернативно специалисты отдела управления персоналом могут полагаться на приглашение внешних консультантов-экспертов. Предложенные консультантом или опубликованные исследовательские стандарты служат своеобразной нормативной базой для аудиторов. В настоящее
Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений, которая наряду с финансово-хозяйственным аудитом позволяет выявить:
- соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития;
- соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе;
- эффективность системы управления персоналом с точки зрения решения задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
- причины возникающих в организации социальных проблем (рисков) и возможные пути их разрешения или снижения их негативного воздействия.
Рис. 8.1. Схема включения аудита персонала в систему управления организацией.
Общая схема аудита персонала показана на рис.8.2. Рассмотрим подробнее отдельные ее элементы.
Главная цель аудита персонала – совершенствование системы управления персоналом и на этой основе повышение эффективности использования кадрового потенциала Задачи аудита персонала включают в себя:
- определение соответствия стратегии управления персоналом и кадровой политики стратегии и целям развития организации;
- совершенствование системы управления персоналом и определение перспектив ее развития;
- выявление меры соответствия желаемого и действительного состояния кадрового потенциала в разрезе стратегических задач организации;
- выявление проблем в сфере управления персоналом, препятствующих эффективному развитию организации;
- совершенствование методов и технологий управления персоналом;
- установление соответствия деятельности по управлению персоналом требованиям законодательства;
- повышение эффективности расходов на персонал;
- повышение конкурентоспособности организации на рынке труда;
- оценка деятельности службы управления персоналом и ее вклада в деятельность организации;
- улучшение имиджа и повышение значимости (авторитета) службы управления персоналом внутри организации.
Объектом аудита персоналаявляютсяразличные аспекты использования кадрового потенциала организации и управления персоналом в целом. Субъектом аудита персонала может выступать как внешние эксперты (внешний аудит), так и сотрудники (подразделения) организации при временной их изоляции от производственного процесса и исключением из организационной подчиненности (внутренний аудит). Основные направления аудита персонала представлены на рис 8.2. В табл.8.1 приведен пример определения конкретных задач аудита персонала в организации в разрезе выделенных направлений. Аудит персонала проводится на уровнях: высшего руководства организации, службы управления персоналом, линейного руководства.
Рис
Рис. 8.2. Общая схема аудита персонала в организации
Таблица 8.1