Сущность аудита; основные цели и задачи

Слово «аудит» происходит от латинского «аудио», что буквально означает «слышать». Аудит в классическом понимании этого слова — внешний независимый фи­нансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.

В статье 1 Закона определено понятие аудита: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринима­тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (да­лее — аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерс­кого учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих вы­водах обоснованные решения».

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

· подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

· проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

· контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

· все ли активы и пассивы отражены в отчете;

· все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

· общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

· обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

· законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

· оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);

· классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

· разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

· аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

· раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» – «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств».

Цели аудита:

· степень общеприемлемости;

· правильное включение сумм;

· завершенность;

· право собственности (по включенным суммам);

· оценка;

· правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

· разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

· арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);

· раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудитора состоит:

· в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

· в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

· в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

2. Место аудита в системе контроля

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный;

в зависимости от объекта — на внутренний и внешний;

в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).

При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа

Гос. фин. контроль регл-тся законами Р Ф и другими нормативными актами. В системе гос-го фин.контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Р Ф, Департаменты гос-го фин. контроля и аудита Мин. фин. РФ. В определенной мере функции гос-го фин. контроля выполняют органы Мин-ва РФпо налогам и сборам, налоговая полиция, а также ЦБ России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Гос-й таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.

Основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

1. Цели:

аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

аудит — предпринимательская деятельность;

ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

аудит — добровольное осуществление на основе договоров;

ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи:

аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

аудит — платит клиент;

ревизия — платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

аудит —аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано;

ревизия

Наши рекомендации