Периферическая» теория Джемса—Ланге и «центральная» (политическая) теория Кэннона— Барда
Г. Бреслав
Детерминистские теории
Периферическая» теория Джемса—Ланге и «центральная» (политическая) теория Кэннона— Барда
В 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья философа и психолога Уильяма Джемса (1884/1984) и книга невропатолога-физиолога Карла Ланге (Ланге К., 1896), которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций. Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически убедительны.
«О такого рода стандартных эмоциях принято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоциями, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за ВОСПРИЯТИЕМ волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией» (Джемс, 1884/1984, с. 84). И далее: «Когда мы в темном лесу внезапно видим движущийся силуэт, у нас замирает сердце и мгновенно задерживается дыхание еще до того, как появляется представление об опасности. Если друг подходит близко к краю пропасти, нам "делается нехорошо", и мы отступаем шаг назад, хотя хорошо понимаем, что он в безопасности и у нас нет отчетливой мысли о его падении... В такого рода случаях мы ясно видим, как эмоция и появляется, и исчезает одновременно с тем, что называют ее последствиями или проявлениями. Она не имеет другого психического статуса, как в форме переживания этих проявлений или в форме их представления. Поэтому телесные проявления составляют все ее основание, весь ее субстрат и инвентарь» (там же, с. 88—89). Точно в том же плане высказывается и Ланге: «Устраните при страхе физические симптомы, возвратите бьющемуся пульсу его спокойствие, взгляду — его твердость, цвету лица — его нормальную окраску, движениям — их быстроту и верность, языку — его бойкость, мысли — ее ясность — что тогда останется от страха?!» (Ланге К., 1896, с. 58-59).
Ланге был даже последовательнее Джемса в отрицании эмоций вне состояния тела, правда, под последним он, в отличие от Джемса, понимал не столько изменения во внутренних органах и скелетной мускулатуре, сколько вазомоторную или сосудо-двигательную составляющую.
«Всей эмоциональной частью нашей психической жизни, нашими радостями и печалями, счастливыми и несчастливыми минутами мы обязаны нашей сосудо-двигательной системе» (там же, с. 78). Вот как Ланге определяет некоторые эмоции:
«Разочарование = уменьшение произвольной иннервации;
Печаль = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов;
Страх = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц» (там же, с. 47).
Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций. Принципиальным сторонником этой теории был и основатель научной психологии В. Вундт, хотя в его работе встречаются и понятия (например, «чувственный тон»), скорее относимые к функциональному подходу (Вундт, 1912/1984). Неслучайно создателем первого собственно функционального подхода к исследованию эмоций стал его преемник на посту директора Института экспериментальной психологии в Лейпциге — Феликс Крюгер.
В современной психологии (как и в физиологии) можно найти целый ряд исследований, которые явно или неявно опираются на теорию Джемса—Ланге и пытаются ее дополнять и развивать (Вис/с, 1985; 1zard, 1971; Тотkins, 1970; Zаjопс, 1980, 1984; Аdеlтап, Zаjопс, 1989).
Бурное развитие физиологии в начале XX века и исследования Шеррингтона, Кэннона и Барда на собаках и кошках с отделением узлов и отделов центральной и вегетативной нервной системы (Shеrringtоп, 1900; Саппоп, 1915, 1927, 1931; Ваrd, 1928, 1934) привели к пересмотру представлений Джемса и Ланге, наиболее последовательно выраженному в работах Кэннона (Саппоп, 1927/1969, 1931).
Кэннон провел сравнение двух физиологических механизмов порождения эмоций.
Схематизация теории Джемса—Ланге по Кэннону выглядит следующим образом.
Внешний стимул раздражает один или несколько рецепторов (К); афферентные импульсы достигают коры (путь 1) и объект воспринимается; эфферентные импульсы сразу же активируют мышцы и внутренние органы (путь 2); активность этих органов раздражает рецепторы, вызывая афферентные импульсы, достигающие коры по путям 3 и 4. Восприятие этих изменений в мышцах и внутренних органах, следующее за восприятием внешнего стимула-объекта, превращает простое восприятие в эмоцию, связанную с объектом, ибо, по Джемсу, «ощущение телесных изменений, по мере того как они происходят, и есть эмоция» (цит. по: Линдслей, 1960, с. 664).
Как мы видим на том же рисунке, Кэннон, в свою очередь, вводит в эту схему структуры таламуса, которые опосредуют и тем самым берут на себя функцию порождения эмоциональных явлений и управления ими. Обосновывая роль коркового субстрата эмоций, Кэннон создает физиологическую основу и для когнитивных интерпретаций эмоций.
Кэннон приводит следующие возражения против теории Джемса—Ланге:
1) полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоционального поведения (здесь он ссылается как на эксперименты Шеррингтона по перерезанию блуждающего нерва собаки на уровне спинного мозга, так и на собственные эксперименты по удалению узлов симпатического отдела вегетативной нервной системы у кошки);
2) одни и те же висцеральные изменения происходят при очень разных эмоциональных и неэмоциональных состояниях (на основе своих исследований он показывает сходство этих изменений в сильном возбуждении при воздействии очень разных стимулов) (см. также главу 4, раздел Физиологические индикаторы эмоций)',
3) структуры внутренних органов относительно малочувствительны (этот вывод он делает на основе анализа распределения в теле нервных клеток);
4) висцеральные изменения происходят слишком медленно, чтобы быть источником эмоциональных переживаний (основанием здесь является сравнение латентного периода эмоциональных реакций индивидов на зрительные стимулы и латентного периода реакции периферических органов — так Павлов обнаружил шестиминутный латентный период при стимуляции блуждающего нерва);
5) искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичных для сильных эмоций, не вызывает их (инъекция адреналина не вызывала у студентов эмоций, хотя у тех из них, кто участвовал в соревнованиях, возникало специфическое ощущение «на взводе»).
На основании всех этих положений Кэннон (а вслед за ним и Бард) делает вывод о том, что эмоции зависят от центрального процесса, в обеспечении которого определяющее положение занимает структура зрительного бугра (таламус). Так, Барду удалось локализовать механизм мнимой ярости у декортицированных кошек в нижней части гипоталамуса {Вага, 1928), а затем и реакцию страха и полового возбуждения. При этом Бард замечает, что возникновение поведенческой ярости при разрушенном неокортексе становится возможным в силу того, что гипоталамус освобождается от коркового контроля (Вага, 1934).
В дальнейшем среди физиологов высказывались весьма критические соображения и относительно таламической теории Кэннона—Барда. Так, в работе Лэшли (1аМеу, 1938) подвергается сомнению центральная роль таламуса, ибо Лэшли не находит достаточных доказательств того, что таламус способен обеспечивать весь спектр эмоциональных явлений в норме и патологии.
Тем не менее роль работы Кэннона заключается не столько в замене одного физиологического субстрата другим, как это и восприняли его современники, сколько в утверждении роли корковых и подкорковых структур мозга, а значит и процессов переработки информации в порождении эмоций. Если именно так «прочесть» тексты Кэннона, то становится понятным, что теория Кэннона—Барда способствовала развитию познавательного подхода к пониманию природы эмоций уже в рамках экспериментальной психологии.
Впрочем, скептическое отношение к теорий Джемса— Ланге в кругу традиционных психологов также встречалось. В частности, Николай Ланге считал, что в этой теории смешиваются сенсорные ощущения и собственно эмоции (Ланге, 1914).