Методические указания для студентов по изучению дисциплины
Изучение курса «Нейропсихология дизонтогенеза» имеет важное значение для профессиональной подготовки клинических психологов. Успешное усвоение данной дисциплины создаёт необходимую базу для дальнейшего освоения знаний по данной специальности. В ходе изучения курса «Нейропсихология дизонтогенеза» студенты должны усвоить основные понятия курса, свободно оперировать терминологией, уметь проводить структурный анализ расстройств, выявлять первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные, обусловленные нарушенным развитием.
Основными формами изучения данного курса являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Работа студентов по самостоятельному изучению разделов курса способствует развитию мышления и навыков учебной работы, подготавливает к дальнейшему самообразованию, обновлению знаний.
Для лучшего усвоения знаний по курсу «Нейропсихология дизонтогенеза» студент должен посещать лекции, на которых раскрываются основные положения разделов и тем, освещаются различные взгляды авторов на проблему, происходит знакомство с разными теоретическими положениями. В ходе слушания лекций необходимо вести конспект, где студент должен фиксировать основные положения, понятия темы. В конце занятия уместно задать преподавателю вопросы по интересующим или непонятным моментам.
Семинарские занятия необходимы для укрепления и систематизации знаний по данному курсу. При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать конспекты лекций, ознакомиться с соответствующими разделами и темами учебников, почитать дополнительную литературу (периодические издания – журналы, газеты и монографии) по теме занятия. В процессе подготовки к семинару необходимо составить краткие конспекты ответов на вопросы, схемы или таблицы, которые могут помочь при подготовке к экзаменам быстро и в сжатые сроки восстановить в памяти важные темы курса.
Семинарские занятия по курсу проводятся с целью закрепления и углубления знаний студентов по наиболее важным разделам и темам курса. Они направлены на формирования у студентов навыков самостоятельного поиска необходимой информации, развивают научно-исследовательскую деятельность.
В ходе проведения семинарских занятий студент должен уметь грамотно формулировать свои мысли, владеть терминологией изучаемого курса, вести дискуссию по обсуждаемым вопросам, аргументировать свою точку зрения.
Подготовку к семинарским занятиям нужно начинать с лекционного материала, затем нужно изучить соответствующие темы учебника или учебного пособия. Помимо базовых учебников, следует пользоваться и другой рекомендуемой литературой, а также периодическими печатными изданиями. При необходимости нужно пользоваться и первоисточниками или монографиями.
В процессе работы на семинарском занятии вырабатываются самостоятельность мышления студента, умение связать теорию и практику, навыки публичного выступления, умение аргументировать и обобщить свои выводы, умение грамотно излагать свои мыли в письменной и устной форме.
При ответе на вопрос студенту необходимо чётко формулировать теоретические положения темы или вопроса, уметь анализировать различные точки зрения на данную проблему в психологии. Ещё при подготовке к семинару нужно подумать над собственным мнением по данной проблеме, так как в процессе обсуждения возможны дополнительные вопросы. При ответе поощряется использование примеров, дополнительной информации, которая не была освещена на лекциях.
Семинар имеет контрольно-оценочную функцию, что предусматривает проведение в ходе занятия промежуточного тестирования, контрольных работ, письменных опросов. Пропущенные семинарские занятия должны быть отработаны студентов в обязательном порядке.
Освоение дисциплины заканчивается контролем в форме экзамена. Перед подготовкой к экзамену по курсу «Нейропсихология дизонтогенеза» полезно ознакомиться с соответствующими методическими рекомендациями.