Методические указания для студентов по изучению дисциплины

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава РФ

    Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «_______Педиатрия___________________»
    Протокол №_____ от «___»____________20__г.
    Председатель д.м.н., профессор Скачкова М.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»

    Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры факультетской педиатрии _______________________________________________
    Протокол №_____ от «___»___________20__ г.
     
    Зав. кафедрой д.м.н., профессор А.А. Вялкова

Методические указания для студентов 3 курса педиатрического факультета по изучению дисциплины «Пропедевтика детских болезней» составлены сотрудниками кафедры факультетской педиатрии:

к.м.н., доцентом О.В.Мотыженковой

д.м.н., профессором А.А.Вялковой

д.м.н., профессором Л.С. Зыковой

к.м.н., доцентом А.И.Мещеряковой

к.м.н., ассистентом О.К. Любимовой

Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой

Оглавление

Пояснительная записка. 3

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в рамках лекционного курса 3

Методические указания по подготовке к практическим занятиям.. 3

Модуль 1. Методика исследования и семиотика поражений органов и систем детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. 3

Практическое занятие №1.Анамнез жизни и анамнез заболевания ребенка. История развития ребенка и медицинская карта стационарного больного. 4

Практическое занятие № 2. Физическое развитие детей. Отклонения в физическом развитии. 8

Практическое занятие № 3. Оценка нервно-психического развития детей разного возраста. Синдромы поражения и методы исследования нервной системы у детей и подростков. 16

Практическое занятие № 4. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы.. 22

Практическое занятие № 5. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста. Особенности методики исследования органов дыхания у детей первого года жизни. 33

Практическое занятие № 6.Семиотика поражений и методы исследования органов дыхания у детей разного возраста. 37

Практическое занятие № 7.Анатомо-физиологические особенности, методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста. Особенности методики исследования у детей первого года жизни. 45

Практическое занятие № 8.Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы.. 49

Практическое занятие № 9.Методы исследования сердечно-сосудистой системы.. 55

Практическое занятие № 10.Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов пищеварения у детей. 62

Практическое занятие № 11.Семиотика поражения и методы исследования органов пищеварения у детей. 65

Практическое занятие № 12. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей. 73

Практическое занятие № 13.Методы исследования и семиотика поражений органов кроветворения у детей. 76

Практическое занятие № 14. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов мочевой системы у детей. Критерии тяжести состояния больного. 82

Практическое занятие № 15.Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей. 86

Практическое занятие № 16. Защита учебной истории болезни. 95

Практическое занятие № 17. Комплексная оценка состояния здоровья детей. 96

Практическое занятие № 18.Итоговое занятие по лабораторным и инструментальным методам исследования органов и систем ребенка. 98

Практическое занятие № 19.Итоговое занятие по методике исследования и семиотике поражений органов и систем детей разного возраста. 100

Модуль 2. Питание детей. 101

Практическое занятие № 1. Естественное вскармливание детей первого года жизни. 101

Практическое занятие № 2. Искусственное и смешанное вскармливание. Молочная кухня. Принципы и методы организации питания детей дошкольного возраста. 111

Практическое занятие №3.Итоговое занятие по вскармливанию здоровых детей первого года жизни. 121

Практическое занятие № 4.Заключительное компьютерное тестирование. 127

Положение кафедры факультетской педиатрии по организации и проведению промежуточной аттестации студентов (экзамен) по дисциплине «Пропедевтика детских болезней». 128


1.Пояснительная записка

Дисциплина «Пропедевтика детских болезней»относится к базовой части профессионального цикла(С3)дисциплин ФГОСпо специальности 060103. 65 "Педиатрия" высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом, шестом семестрах. Данная дисциплина тесно связана с естественно-математическими (биология, анатомия, гистология, эмбриология, цитология, химия, физика), гуманитарными (психология и педагогика, биоэтика) и профессиональными дисциплинами (учебная практика, медицинская информатика, основы формирования здоровья детей).

Общий объем дисциплины в часах и виды учебной работы следующие:

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия ( всего)
В том числе:  
Лекции
Практические занятия
Вид промежуточной аттестации. Экзамен
Самостоятельная работа (всего), в том числе: работа с учебной литературой и тестами для самоподготовки составление конспектов по заданным темам выполнение письменных домашних заданий в рабочих тетрадях написание рефератов, подготовка реферативных сообщений
Общая трудоемкость часов

Основные учебники по дисциплине «Пропедевтика детских болезней»:

1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

Наши рекомендации