Жаргон: любой скажет, из каких я людей

Специфическая форма проявления многоязычия - жаргон, определяемый как "совокупность специализированного лексикона и идиом, употребляемая людьми одной профессии, одного рода занятий и т.д."

Жаргон служит своего рода "вербальной стенографией" - его особые фразы и слова, несущие определенный смысл, понятный лишь посвященным, тем, кто относится к соответствующей группе профессионалов. И, опять же, всегда необходимо понимать, какие значения имеют слова именно в данном контексте.

Слово overload (среди прочих, его значения - перегрузка; перегружать) для водителя грузовика, например, значит одно, для программиста другое, и что-то третье для электрика.

Информационный поиск

Готовясь к конфронтации, постарайтесь побольше узнать о языке оппонента. Для начала, прежде чем вступить в контакт, разузнайте о самом существенном - о его или ее бизнесе. Как получить сведения о бизнесе?

Немалую помощь окажет небольшое предварительное исследование. Просмотрите литературу по данной отрасли. Информация о каждой профессии распространяется соответствующими союзами и ассоциациями. Ежемесячники, информационные бюллетени, журналы и т.д. можно получить по месту работы оппонента или в публичной библиотеке.

Запомните названия журналов, относящихся к этой сфере деятельности, и найдите их в библиотеке. Читайте их, чтобы познакомиться с языком тех, кто занят на этом поприще. Вам необходимо хорошо знать ключевые термины. Просматривайте последние номера этих журналов, хорошо знайте содержание тех выпусков, которые касаются непосредственно вашего противника либо затрагивают личные интересы работающих в отрасли. Это может иметь исключительное значение: упростятся переговоры, оппонента будет легче убедить что-либо купить, продать, да и все остальное будет проще.

Кроме того, этот поиск позволит вам почувствовать язык момента. То есть, вы сможете вписаться в непринужденную атмосферу, что царит в учреждениях данного бизнеса в период его расцвета. Либо, если в бизнесе не лучшие времена и неминуемы потери, вы будете готовы к трудной серьезной манере разговора, которая, видимо, будет предложена вам.

Найдя материалы о работе оппонента, вы будете знать, что сейчас важно для него, и, следовательно, будете знать, на чем сконцентрировать свои усилия.

Коль скоро вы здесь...

В одной из глав книги мы уже говорили о посещении места предстоящей конфронтации для того, чтобы иметь возможность освоиться с обстановкой, оценить ее. Попав туда, непременно просмотрите разного рода печатные материалы - обычно их раскладывают на всяких полках, подставках, столиках. То, что можно, возьмите с собой. Что взять нельзя, просмотрите на месте, потратив на это несколько минут. Конечно, экспертом сразу не станешь, об этом нечего и мечтать, но кое-что полезное вы сможете почерпнуть.

Не забывайте делать выписки!

Вы знаете цель своей встречи с оппонентом, знаете тему, которую предстоит обсудить, поэтому просматривайте только те материалы, которые имеют отношение именно к данной теме. Не надо тратить время и энергию на информацию общего характера. Сможете ознакомиться с ней позже - после победы.

Выборочный просмотр

Ищите имена, звания, даты событий, которые могут быть важными, описание самих событий, объяснение процессов, процедур, имеющих отношение к теме, которую предстоит обсудить, сообщения о новых данных, о новых открытиях, интересных с точки зрения вашей темы, и т.д.

Ограничив диапазон поисков узкой темой, вы за короткое время просмотрите большое количество материалов, что сделает вашу подготовку весьма эффективной.

Фактически вы пройдете вводный курс-минимум по бизнесу своего оппонента. И хотя он или она будут несомненно шире информированы, то, что вы знаете некоторую специфику этого бизнеса, станет для оппонента сюрпризом, и это принесет вам пользу.

Во время встречи оппонент не сможет определить основательность ваших знаний, он будет судить об этом лишь на основе той информации, которой вы будете оперировать. Продемонстрировав жаргон, специальную лексику, вы создадите впечатление, что имеете какое-то отношение к его бизнесу. Что вы "в курсе"!

Внимание: жаргонные слова употребляйте лишь время от времени. Будьте осторожны, не переусердствуйте. Когда жаргонных слов слишком много, делается заметной неорганичность их употребления - появляется ощущение, что вы - "фальшивый". Вам нужно убедить оппонентов, что вы знакомы с их бизнесом, поэтому не давайте им возможности основательней испытать ваши знания, когда они смогут убедиться, что вы вводите их в заблуждение, что в действительности ваши знания - блеф.

При употреблении жаргона помните правило: лучше не достараться, чем перестараться.

Средоточие сведений

Если вы не совсем представляете, как найти публикации по данной отрасли, проконсультируйтесь в отделе периодики справочного зала библиотеки. "Энциклопедия ассоциации" содержит сведения обо всех ассоциациях любого профиля, какой только можно себе вообразить. Есть в ней сведения о том, сколько членов в ассоциации, где находится ее штаб-квартира, о ее структуре и т.д., но самое для вас главное - в "Энциклопедии" есть список публикаций. А в отделе периодики местной библиотеки вы без труда найдете нужные вам издания.

Кроме того, в "Энциклопедии" есть номера телефонов, по которым можно позвонить в ассоциацию и получить конкретные сведения, относящиеся к предстоящей встрече. Вы не обязаны докладывать кому бы то ни было, зачем это нужно, но любую информацию вправе получить.

Если же будут допытываться, зачем вам нужны эти сведения, отвечайте неопределенно: "Занимаюсь исследованиями". Нет необходимости распространяться о своих намерениях. Мир тесен, а вы имеете право на тайну.

Аббревиатуры

Пожалуй, самые распространенные формы жаргона - аббревиатуры. Запомнив несколько из них, вставляйте в свою речь. Но будьте осторожны. Не старайтесь продемонстрировать как можно больше знакомых вам слов этого вида, пусть они естественно вплетаются в вашу речь. Будьте абсолютно уверены, что точно знаете их значение и употребляете их к месту.

Наши рекомендации