Вертикальная модель
Горизонтальная модель замка может объснить эффекты, в которых задействовано более одного штифта, но для того, чтобы подробно объяснить поведение одного штифта, нужна другая модель. Вертикальная модель показывает отношение между прилагаемым к цилиндру вращательным моментом и силой, необходимой для поднятия каждого штифта. Уяснить это отношение крайне важно.
Чтобы "прочувствовать", что происходит с замком во время его вскрытия, необходимо знать, как влияет на движение штифта вращательный момент, оказываемый рычагом на цилиндр, и давление, оказываемое отмычкой на штифты. Это удобно продемонстрировать с помощью графика, на котором показано отношение между минимальным давлением, требуемым для поднятия штифта, и тем, насколько далеко штифт смещен от своей первоначальной позиции. В конце этой главы будет составлен силовой график, составленный на основе вертикальной модели.
Рис. 7.9 показывает положение штифта после придания цилиндру вращательного момента. На направляющий штифт действуют следующие силы: трение с обеих сторон, контактная сила пружины сверху и контактная сила ключевого штифта снизу. Величина усилия, которое прилагается к отмычке, определяет контактную силу снизу.
Сопротивление пружины увеличивается по мере того, как штифты проталкиваются вверх, но это увеличение незначительно, поэтому мы сделаем допущение, что сила пружины является постоянной во всех смещениях штифта, которые мы рассматриваем. Штифты придут в движение только тогда, когда Вы примените силу, достаточную для преодоления сопротивления пружины. Сила трения штифтов пропорциональна тому, насколько тесно направляющий штифт прилегает к стенкам отверстий в цилиндре и в корпусе, что в нашем случае пропорционально вращательному моменту. Чем больший вращательный момент Вы придаете цилиндру, тем труднее привести штифты в движение. Чтобы штифт стал двигаться, Вам нужно оказать давление, большее, чем сумма сопротивления пружины и трения.
Рис. 7.8 – Вертикальная модель с |
Рис. 7.9 – Штифт соприкасается со стенкой отверстия |
Рис. 7.10 – Штифты на линии вращения |
Рис. 7.11 – Ключевой штифт входит в корпус |
По мере того, как штифты проталкиваются в корпус, ключевой штифт начинает испытывать трение, подобное тому, какое было у направляющего штифта в первоначальной позиции (Рис. 7.11). Таким образом, чтобы привести штифты в движение до линии вращения и за ней, требуется приблизительно одинаковое давление. При увеличении вращательного момента увеличивается и требуемое давление. На линии вращения давление резко увеличивается, т. к. ключевой штифт ударяется по корпусу. Все описанные силы графически представлены на Рис. 7.11.
Рис. 7.12 – Давление, необходимое для приведения штифтов в движение
Основные принципы "прочесывания"
Рис. 7.13 – Направляющий штифт цепляется за цилиндр |
Для тренировки вскрытия замка в домашних условиях не требуется спешка, но во время настоящего вскрытия всегда чрезвычайно важна скорость. Эта глава описывает один из методов вскрытия замков, который называется "прочесывание". Благодаря этому методу быстро вскрывается большинство замков.
Самым длительным шагом во вскрытии замков обычно является обнаружение того штифта, который ближе всего пгрилегает к стенке отверстия. Силовая диаграмма (Рис. 7.11), рассмотренная выше, подсказывает быстрый путь обнаружения правильного штифта для поднятия. Предположим, что все штифты можно охарактеризовать одной и той же силовой диаграммой. То есть, предположим, что они все плотно прилегают к стенкам отверстий и исптывают одинаковое трение. Теперь посмотрим, что получится, если воздействовать отмычкой на все штифты с силой, которая достаточно большая для того, чтобы преодолеть силы пружины и трения, но недостаточно большая для того, чтобы преодолеть силу столкновения ключевого штифта с корпусом. Сработает любое давление, которое на силовом графике выше горизонтальной линии и ниже ее верхушки. Когда отмычка проходит по штифту, штифт поднимается и касается корпуса, но он не входит в корпус (Рис. 7.9). Давлению отмычки противодействует сила столкновения на линии вращения, и поэтому отмычка не вдавливает штифт в корпус. При применении к цилиндру нужного количества вращательного момента он слегка смещается. Когда отмычка перестает воздействовать на штифт, ключевой штифт возвращается на свою первоначальную позицию, а направляющий штифт удерживается вверху цилиндром над линией вращения (Рис. 7.13). Теоретически одного воздействия отмычки на штифты достаточно для открытия замка.
Практически же одно воздействие отмычки проталкивает только один или два штифта, поэтому необходимо несколько воздействий. То есть, Вы как бы "прочесываете" штифты отмычкой в обоих направлениях, одновременно придавая цилиндру вращательный момент. Упражнения в разделе на стр. 193 научат Вас выбирать правильный вращательный момент, придаваемый цилиндру, и правильную величину давления на штифты.
Вы можете обнаружить, что штифты замка имеют тенденцию проталкиваться в определенном порядке. Этот порядок определяется многими факторами (см. Раздел "Распознавание и использование особенностей замка" на стр. 195), но первичной причиной является несовпадение центральной оси цилиндра и оси, по которой просверлены отверстия (Рис. 7.14). Если ось штифтовых отверстий отклоняется от центральной линии цилиндра, штифты будут проталкиваться один за другим при повороте цилиндра в одну сторону и также один за другим, но в противоположном направлении, при повороте цилиндра в другую сторону. Этот дефект встречается во многих замках.
Рис. 7.14 – Расположение отверстий в цилиндре |
Прочесывание является быстрым методом, так как не нужно тратить время на каждый штифт в отдельности. Необходимо только найти правильный вращательный момент цилиндра и давление на отмычку. Рис. 7.13 иллюстрирует все шаги процесса вскрытия замка методом прочесывания. Упражнения научат Вас, как узнавать о том, что Вы протолкнули штифт и как правильно применять силы. Если замок не открывается быстро, тогда, вероятно, он обладает одной из особенностей, описанных в Разделе "Распознавание и использование особенностей замка" (см. на стр. 195), и Вам придется уделить особое внимание отдельным штифтам.
1.Вставьте отмычку и рычаг. Не придавая цилиндру вращательного момента, выньте отмычку, чтобы почувствовать жесткость пружин в замке.
2.Придайте цилиндру незначительный вращательный момент. Вставьте отмычку, не касаясь штифтов. При вынимании отмычки надавите на штифты. Давление должно быть чуть большим, чем минимальное давление, требуемое для преодоления сопротивления пружин.
3.С каждым воздействием отмычки постепенно увеличивайте вращательный момент, пока штифты не начнут проталкиваться.
4.Удерживая вращательный момент постоянным, прочесывайте в обоих направлениях штифты, которые не протолкнулись. Если оставщиеся штифты не проталкиваются, ослабьте вращательный момент и начните сначала с тем вращательным моментом, который применялся к цилиндру во время предыдущего шага.
5.Как только Вы протолкнете большинство штифтов, придайте цилиндру больший вращательный момент и прочесывайте штифты с чуть большим давлением. Благодаря этому Вы протолкнете штифты, которые Вы протолкнули недостаточно высоко, например, из-за скошенных краев.