Откуда взялась цифра: 130 суицидов подростков за полгода? Как именно эти смерти связаны с деятельностью исследуемых групп в соцсетях?
В соцсетях много критики в адрес статьи Галины Мурсалиевой «Группы смерти». Мы выбрали десять основных вопросов к редакции и попросили ответить на них заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова: «Эта публикация не ставила перед собой цель подменить несуществующее к тому времени следствие и кого бы то ни было изобличить. Цель — заставить работать следственные органы»...
Читайте оригинал:
Группы смерти: 130 суицидов подростков за полгода, жертв объединяют сообщества в соцсетях. Почему дети «выпиливаются» из жизни и как им помочь? (18+)
Много критики по качеству самого материала, чем была вызвана необходимость публиковать его в таком сыром виде?
— Вопрос качества материала — субъективная категория, как и понятие «сырости». Текст написан слишком по-человечески для сегодняшнего дня. От этого отвыкли. Это — странный упрек. Ко всему прочему, если бы он был написан тем самым деловым стилем расследования, в отсутствии которого упрекают автора, вряд ли бы его прочитало почти полтора миллиона человек. И вряд ли бы он обсуждался в социальных сетях даже по ночам — люди эмоционально втянулись, государственные структуры от фактов, о которых идет речь, теперь уже не смогут отмахнуться.
Кто-то пишет так, кто-то иначе, если же кому-то не нравится автор или статья, так он ее просто не читает. Если кто-то хочет раскрыть эту тему иначе, садится за клавиатуру и делает это.
Это вопрос для факультета журналистики.
Любой текст можно доводить до совершенства бесконечно, тщательно следя за тем, чтобы одно и то же слово в абзаце не появлялось дважды, согласно принципам мовизма. А этот текст нужно было печатать срочно: фактуру собирали месяц, но о том, что готовятся массовые самоубийства, стало известно в последний момент — дети обозначили даты своей гибели в этих закрытых группах. Эти данные передавались инициативной группой родителей местному следствию, которое никак не отреагировало.
Да, далеко не все из тех, кто писал о готовящемся самоубийстве, совершали его. Но было бы странно надеяться на то, что все из участников этих групп просто прикалываются, — все-таки русская рулетка не лучший вариант решения проблем, когда на кону стоит жизнь конкретных детей.
Эта публикация не ставила перед собой цель подменить несуществующее к тому времени следствие и кого бы то ни было изобличить. Цель — заставить работать следственные органы. Ведь по каждому случаю из известных нам уголовное дело было возбуждено, родители детально рассказывали о своих подозрениях, приводили схожие случаи, предоставляли все необходимые сведения, но следствие не делало ничего. Вторая, и главная, цель — обратить внимание родителей на явление, о существовании которого они и не подозревали. Посмотрите на счетчики этих групп, кто может гарантировать, что все эти десятки тысяч детей просто маются дурью? Иного механизма, кроме публикации материала, мы не видели, тем более что журналист обязан публиковать сведения, представляющие большую общественную значимость.
Откуда взялась цифра: 130 суицидов подростков за полгода? Как именно эти смерти связаны с деятельностью исследуемых групп в соцсетях?
— Ответ содержится в самой публикации. Эта цифра была установлена инициативной группой родителей, которые, разочаровавшись в официальном следствии, стали проводить собственное расследование. Люди, несмотря на то, что они проживают в разных городах России, объединились, сравнили обстоятельства своих трагедий, изучили контент, после чего обратились к журналистам за помощью.
О том, каковы были результаты родительского расследования, и была эта статья. В ходе подготовки которой автор беседовала с родителями многих погибших детей. Взять для публикации в качестве примера лишь одну трагедию — это авторский выбор и право автора. В ходе подготовки этого материала автор беседовала и с детьми, сидевшими в этих группах — как лично, так и в сети (с согласия их родителей). О том, как именно все эти смерти связаны с деятельностью исследуемых групп, ответить должны специалисты, проведя экспертизы (надеемся, теперь это наконец-то будет сделано), и следственные органы. Однако даже если представить себе, что это — просто невинно чистая площадка для общения подростков со схожими проблемами, то публикующиеся там данные о предстоящих смертях — достаточный повод для того, чтобы об этом было известно как можно большему числу заинтересованных лиц.