Вопрос 3. этапы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).

2. инцидент

3. эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие

4. сбалансированное противодействие

5. завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта

6. послеконфликтная стадия

Возможность разрешения конфликта:

o начальная фаза 92%,

o фаза подъема - 46%,

o пик конфликта - 5%,

o -фаза спада - 20%.

Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. СН имеет своими предпосылками:

o устойчивая и длительное время неразрешимая ситуация рассогласования между потребностями, интересами и ожиданиями людей и мерой их фактического удовлетворения, которое приводит к

o накоплению недовольства,

o росту агрессивности,

o нарастанию психологической усталости и раздражительности.

Корнелиус Х. и Фейр Ш. выделяют своеобразные сигналы конфликта, составляющие линейный ряд:

Дискомфорт Еще ничего не сказано, проблема не ясна, но появляется ощущение, что что-то идет не так, как нужно
Инцидент Появляется первое столкновение, но оно не воспринимается как типическое. Поэтому на него еще не вырабатывается реакция.
Непонимание Участники начинают формировать негативный имидж друг друга Идеологическое оформление конфликта.
Напряжение К негативному имиджу добавляются негативные отношения, которые становятся постоянными.
Кризис Нормальное функционирование уже невозможно, поскольку обе стороны уже находятся в ожидании радикальных шагов.

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Предконфликтная ситуация (потенциальный или латентный конфликт). Возникновение объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социальнолго взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлением подобного осознания и связаных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжилательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. (изменение настроения, критические или недоброжелательные высказывания, ограничение контактов ...).

1) адекватно понятый конфликт;

2) Неадекватно понятый конфликт;

3) Непонятый конфликт;

4) Ложный конфликт (отсутствует объективная ситуация).

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Переход к конфликтному поведению. Переход к действиям, направленным на блокирование достижения противоположной стороной ее целей. Действия предпринимаемые оппонентами также должны осознаваться как конфликтные. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявление, предупреждения и т.д.), направленым на нанесения ущерба “противнику”. Другой участник при этом осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развития открытого конфликта. Открытое заявление о своих позициях, выдвижение требований. Могут и не осознавать собственных интересов и сути конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих притензиях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать суть и предмет конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическим (беседа, убеждение, разьяснение и т.д.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, приказ руководства, решение суда и т.д.). Возможно как за счет разрешения объективной ситуации так и за счет изменения образов ситуации.

1) Полное разрешение конфликта на объективном уровне.

2) Частичное разрешение на объективном уровне.

3) Полное разрешение на субъективном уровне.

4) Частичное решение на субъективном уровне.

- Возможен переход конфликта из одного вида в другой.

- Цена конфликта (затраты энергии + ущерб + потери ухудшение общей ситуации).

- Цена выхода из конфликта (утраты – приобретения).

6. Послеконфликтная стадия.

1) ослабление противостояния;

2) Подведение итогов, оценка результатов

Наши рекомендации