Вопрос 3. этапы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1. предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).
2. инцидент
3. эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие
4. сбалансированное противодействие
5. завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта
6. послеконфликтная стадия
Возможность разрешения конфликта:
o начальная фаза 92%,
o фаза подъема - 46%,
o пик конфликта - 5%,
o -фаза спада - 20%.
Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. СН имеет своими предпосылками:
o устойчивая и длительное время неразрешимая ситуация рассогласования между потребностями, интересами и ожиданиями людей и мерой их фактического удовлетворения, которое приводит к
o накоплению недовольства,
o росту агрессивности,
o нарастанию психологической усталости и раздражительности.
Корнелиус Х. и Фейр Ш. выделяют своеобразные сигналы конфликта, составляющие линейный ряд:
Дискомфорт | Еще ничего не сказано, проблема не ясна, но появляется ощущение, что что-то идет не так, как нужно |
Инцидент | Появляется первое столкновение, но оно не воспринимается как типическое. Поэтому на него еще не вырабатывается реакция. |
Непонимание | Участники начинают формировать негативный имидж друг друга Идеологическое оформление конфликта. |
Напряжение | К негативному имиджу добавляются негативные отношения, которые становятся постоянными. |
Кризис | Нормальное функционирование уже невозможно, поскольку обе стороны уже находятся в ожидании радикальных шагов. |
Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Предконфликтная ситуация (потенциальный или латентный конфликт). Возникновение объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социальнолго взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлением подобного осознания и связаных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжилательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. (изменение настроения, критические или недоброжелательные высказывания, ограничение контактов ...).
1) адекватно понятый конфликт;
2) Неадекватно понятый конфликт;
3) Непонятый конфликт;
4) Ложный конфликт (отсутствует объективная ситуация).
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Переход к конфликтному поведению. Переход к действиям, направленным на блокирование достижения противоположной стороной ее целей. Действия предпринимаемые оппонентами также должны осознаваться как конфликтные. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявление, предупреждения и т.д.), направленым на нанесения ущерба “противнику”. Другой участник при этом осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развития открытого конфликта. Открытое заявление о своих позициях, выдвижение требований. Могут и не осознавать собственных интересов и сути конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих притензиях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать суть и предмет конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическим (беседа, убеждение, разьяснение и т.д.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, приказ руководства, решение суда и т.д.). Возможно как за счет разрешения объективной ситуации так и за счет изменения образов ситуации.
1) Полное разрешение конфликта на объективном уровне.
2) Частичное разрешение на объективном уровне.
3) Полное разрешение на субъективном уровне.
4) Частичное решение на субъективном уровне.
- Возможен переход конфликта из одного вида в другой.
- Цена конфликта (затраты энергии + ущерб + потери ухудшение общей ситуации).
- Цена выхода из конфликта (утраты – приобретения).
6. Послеконфликтная стадия.
1) ослабление противостояния;
2) Подведение итогов, оценка результатов