Мобильного приложения для Android на языке Java

Технология создания

Исследовательская творческая работа

Автор:

Студентка II курса «ЧМТТ»

Шаламова Анна

Руководитель:

Калинина Элеонора

Альбертовна

Челябинск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. О мобильных приложениях
1.1 История создания мобильных приложений   1.1.1 1990-е: Эпоха мобильных телефонов 1.1.2 2000-е: Эпоха коммуникаторов 1.1.3 Мобильные приложения в области образования
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ЧМТТ»
2.1 Этапы работы над темой исследования
2. 1.1 Анкетирование студентов и выбор платформы, для которой будет разрабатываться приложение «ЧМТТ»
2.1.2 Выбор средства создания приложения
2.1.3 Создание проекта приложения и разработка дизайна.
2.1.4 Написание кода и внедрение технологий в соответствии с проектом приложения.
2.1.5 Внутреннее тестирование приложения на реальных устройствах.
2.1.6 Добавление приложения в магазин приложений
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Приложение А.
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Приложение И

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек делает все для того чтобы достигнуть максимального комфорта. Не являются исключением и студенты нашего техникума. На сегодняшний день в мире появилось огромное количество информации, и большинство людей хотят получить ее максимально быстро. Все это стало возможным вместе с появлением мобильного Интернета. В любое время всегда есть возможность подключиться к сети с помощью смартфона или планшета. Но, сразу же стоит отметить, что без специальных приложений вряд ли была бы достигнута необходимая эффективность.

Все мобильные приложения условно можно поделить на программы для рабочих целей и на развлекательные программы. Первые позволяют бизнесменом и офисным работникам контролировать бизнес-процессы, составлять аналитическую отчетность. Вторые включают в себя разнообразные игры, софт для просмотра фильмов и прослушивания музыки, средства для общения. Но как отмечают специалисты из этой области, наибольшей популярностью пользуется специализированный софт, позволяющий регулировать различные процессы внутри компании.
На протяжении последних лет показатель, характеризующий уровень спроса на мобильные устройства, постоянно растет. Такая статистика позволяет сделать вывод о том, что разработка мобильных приложений актуальна и целесообразна. Актуальность разработки мобильного приложения «ЧМТТ» обусловлена тем, что оно позволит каждому студенту максимально быстро получать информацию о техникуме. Например, замены в расписании, новости техникума. Также мобильное приложение может быть использовано в профориентационной работе, так как будет содержать информацию для абитуриентов.

Цель работы: разработать мобильное приложение «ЧМТТ»

Задачи исследования:

1) изучить теоретические основы создания мобильных приложений;

2) изучить целесообразность применения мобильных технологий в области образования;

3) создать проект приложения и разработать дизайн;

4) разработать приложение;

5) протестировать приложение;

6) создать аккаунт в Google Play и опубликовать приложение;

Для решения указанных задач использовались следующие методы:

1) анализ информационных источников;

2) обобщение и систематизация полученной информации (теоретическая часть);

3) графические методы обработки информации;

4) программирование;

5) анкетирование;

Объектом данного исследования является мобильное приложение

Предметом исследования является: процесс создания мобильного приложения «ЧМТТ» для Android

Гипотеза:информацию, необходимую в процессе обучения можно донести до студентов с помощью мобильного приложения

В ходе работы были использованы электронные источники и печатные издания.

Практическая значимость данной работы в том, что разработанное мобильное приложение «ЧМТТ» можно будет использовать в профориентационной работе техникума, а также оно даст возможность студентам и преподавателям оперативно получать всю информацию о техникуме.

Глава 1. О МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ

1.2 История создания мобильных приложений

1.1.1 1990-е: Эпоха мобильных телефонов

Мобильное приложение – это программные продукты, разработанные специально для мобильных устройств, смартфонов, планшетных компьютеров или других мобильных устройств[10]. Отправной точкой для создания мобильных приложений стало появление на мобильном телефоне экрана. Естественно, первое программное обеспечение для телефонов представляло собой встроенные приложения, которые предназначались для выполнения конкретных функций телефона и устанавливались в устройство самими производителями.

Пожалуй, первым мобильным приложением, помимо ПО, отвечающего непосредственно за работу телефона, стала телефонная книжка - та часть программного обеспечения, которая упорядочивала контакты пользователя. С появлением возможности обмена короткими текстовыми сообщениями (SMS) в телефон добавилась еще одно приложение, позволяющее писать, редактировать, отправлять небольшие электронные тексты.

Время появления первого мобильного приложения, установленного на телефон поверх уже имеющегося программного обеспечения, можно отнести к концу 90-х годов прошлого века, когда сотовая связь стала постепенно входить в жизнь миллионов людей во всем мире. Стоит отметить, что к тому времени, производители телефонов уже четко представляли, что софт для "мобильника" - это перспективное направление, как с точки зрения разработки технологий, так и с точки зрения их отдельного коммерческого использования.

Возможность выхода в интернет непосредственно через телефон позволила устанавливать на аппарат различное ПО, а также игры даже тем людям, которые не имели домашнего компьютера. Кроме того, WAP мог функционировать даже на бюджетных телефонах, за счет чего число пользователей мобильных приложений также увеличивалось. Единственным минусом WAP-доступа стала высокая стоимость передачи данных - скачав только несколько программ для телефона, пользователь мог потратить весь свой счет.

1.1.2 2000-е: Эпоха коммуникаторов

К тому времени рынок мобильных устройств сотовой связи стали постепенно завоевывать смартфоны и коммуникаторы. Обладая более широкими возможностями и производительностью, они отличались от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы (Windows Mobile, Symbian OS, RIM, Android, Mac OS), которая является открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками, в отличие от программной среды обычных мобильных телефонов, которая закрыта для сторонних разработчиков. При этом стоит отметить, что установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами. Но, заметим, что каждая конкретная операционная система требует установки соответствующих именно ей приложений, то есть созданных специально для той или иной ОС программ. Например, программу-органайзер созданную для Windows Mobile нельзя установить на ОС Simbian, применяемую в смартфонах Nokia Corporation, или Mac OS (Mobile Touch version) для телефона iPhone от компании Apple.

Необходимо также понимать, что программы, написанные специально для операционной системы смартфона, являются полноценными скомпилированными в двоичный код последовательностями низкоуровневых микропроцессорных команд. А в силу того, что во всех смартфонах и коммуникаторах установлены более мощные процессоры, чем в мобильных телефонах, возможности программиста по созданию таких приложений практически не ограничены.

Поэтому смартфоны пользуются популярностью среди разработчиков программного обеспечения и энтузиастов [6].

1.1.3 Мобильные приложения в области образования

Сейчас все чаще в сети Интернет можно встретить новость о том, что какое либо известное образовательное учреждение обзавелось собственным мобильным приложением. И не удивительно, ведь мобильное ПО помогает решить ряд важных вопросов в стенах ВУЗа или профессионального образовательного учреждения. Например, повысить уровень контроля над образовательным процессом, обеспечить мгновенную обратную связь, улучшить качество предоставляемых образовательных услуг, создать новые каналы связи со студентами и абитуриентами, повысить престиж учреждения.

Чтобы узнать, есть ли необходимость создавать мобильное приложение нашего техникума, мы провели анкетирование студентов Челябинского механико-технологического техникума с целью определения их технической и психологической готовности к использованию мобильных телефонов в учебном процессе (Приложение А). В анкетировании приняли участие 100 студентов 1 – 3 курсов. В результате анкетирования выяснилось, что 100% студентов имеют телефоны, из них 90% обладают смартфонами (рис. 1, Приложение Б), из них 62% - это смартфоны, работающие на операционной системе Android (рис. 2, Приложение Б). Что касается 3 вопроса, 10% опрошенных ответили, что не нуждаются в мобильном приложении «ЧМТТ», 5% - затруднились ответить, 85% - считают приложение «ЧМТТ» полезным и будут им пользоваться (Приложение В).

Таким образом, большинство студентов технически и психологически готово к использованию мобильных технологий в образовании.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ЧМТТ»

2.1 Этапы работы над темой исследования

В связи с целью работу над темой исследования мы разбили на следующие этапы:

1. Анкетирование студентов и выбор платформы, для которой будет разрабатываться данное приложение.

2. Выбор средства создания приложения.

3. Создание проекта приложения и разработка дизайна.

4. Написание кода и внедрение технологий в соответствии с проектом приложения.

5. Внутреннее тестирование приложения на реальных устройствах.

7. Добавление приложения в магазин приложений.

2.1.1 Анкетирование студентов и выбор платформы, для которой будет разрабатываться приложение «ЧМТТ»

На первоначальном этапе в техникуме мы провели анкетирование, с целью выяснить нужно ли приложение учащимся, и для какой операционной системы целесообразнее его разработать. Анкетирование показало, что 85% респондентов установили бы такое приложение, и что 62% из них имеют телефоны на Android. Поэтому мы приняли решение разработать приложение для Android.

2.1.2 Выбор средства создания приложения

Приложения на Android можно разработать на различных языках программирования. Также к разработке есть несколько подходов. Первый и самый простой – использование конструкторов приложений на различных сайтах, например, Appsmakerstore.com, Infinitemonkeys.mobi. Эти сервисы позволяют создать простое приложение и опубликовать в магазине приложений. Второй подход сложнее, но дает больше вариантов для конструирования – использование среды разработки Android. Наиболее популярными являются Eclipse и Android Studio. Обе программы бесплатные. Первая на рынке создания приложений с 2004 года. Соответственно написано больше литературы, посвященной этой среде[7].

Вторая среда разработки - это интегрированная среда разработки (IDE) для работы с платформой Android, анонсированная 16 мая 2013 года на конференции Google I/O. IDE находилась в свободном доступе начиная с версии 0.1, опубликованной в мае 2013, а затем перешла в стадию бета-тестирования, начиная с версии 0.8, которая была выпущена в июне 2014 года. Первая стабильная версия 1.0 была выпущена в декабре 2014 года, тогда же прекратилась поддержка плагина Android Development Tools (ADT) для Eclipse. Android Studio, основанная на программном обеспечении IntelliJ IDEA от компании JetBrains, официальное средство разработки Android приложений. Данная среда разработки доступна для Windows, OS X и Linux[8].

Перед тем как создать приложение для Android, нужно установить Android Studio. Однако ни один такой продукт не будет правильно работать без предварительной инсталляции JDK (Java Development Kit). Распространяется этот компонент совершенно бесплатно и был нами скачан с официального сайта компании Oracle. Перед тем как создать приложение для Android, необходимо установить и среду разработки. Скачать Android Studio можно совершенно бесплатно на официальном сайте разработчиков операционной системы Android. Инсталляционный файл включает в себя еще и Android SDK, поэтому его размер равен приблизительно 500 Мб[9].

Все профессиональные разработчики мобильных приложений переходят на Android Studio. Мы тоже решили разработать наше приложение в этой среде. К этому пришли опытным путем. Установили две среды разработки. В Eclipse тренировались создавать приложение Flag Quiz по учебнику[1]. Интерфейс Android Studio нам показался проще, чем интерфейс Eclipse.

2.1.3 Создание проекта приложения и разработка дизайна

Прежде чем, создать прототип будущего приложения нужно определиться с требованиями к приложению, функциями, которыми оно должно обладать. Для этого мы составили задание (Приложение Г). После этого создали статический прототип приложения, где отразили то, как должны выглядеть окна (активности) приложения на экране смартфона, и связи между этими окнами (рис.4, Приложение Д). Также в программе Adobe Photoshop разработали иконку приложения (рис.5, Приложение Е), фоновое изображение (рис.6, Приложение Е).

Дизайн приложения перекликается с дизайном сайта ЧМТТ.

2.1.4 Написание кода и внедрение технологий в соответствии с проектом приложения

На этом этапе мы приступили к непосредственному созданию приложения. Сначала создали каркас приложения с помощью мастера в программе. Далее внесли необходимые изображения в папку ресурсов (res-drawable). Затем создали строковые ресурсы приложения. Приложение основано на активности Navigation Drawer, которая связывает воедино фрагменты приложения и осуществляет навигацию между ними. Создаётся стандартная разметка и в том месте, где будут использоваться фрагменты, размещается контейнер FrameLayout. Сами фрагменты наследуются от android.app.Fragment. Существует подклассы фрагментов: ListFragment, DialogFragment, PreferenceFragment, WebViewFragment и др.

Для взаимодействия между фрагментами используется класс android.app.FragmentManager - специальный менеджер по фрагментам. Один из фрагментов содержит две кнопки, которые связаны с двумя активностями (не фрагментами) Blank Activity и Scroll Activity. В приложении использовались следующие виджеты: Image Button, Plane Text, Spinner, Image View, Text View. Листинг нескольких активностей, а также их внешний вид (в режиме Design) представлен в приложениях З, Ж,И. Весь код приложения мы не стали здесь приводить, чтобы не увеличивать объем работы.

2.1.5 Внутреннее тестирование приложения на реальных устройствах

В процессе разработки мобильное приложение ЧМТТ тестировалось на реальном устройстве – смартфоне Lenovo A1000, работающем на платформе Android 5.0. При разработке приложений в Android Studio предусмотрена возможность тестирования приложений на эмуляторе. Но у тестирования на реальном устройстве есть преимущество – приложение запускается намного быстрее, чем на эмуляторе. В процессе тестирования были исправлены ошибки при повороте экрана.

2.1.6 Добавление приложения в магазин приложений

Чтобы приложение стало доступно целевой аудитории его нужно добавить в магазин приложений. В нашем случае это Google Play. Для этого нужно создать аккаунт и заплатить регистрационный взнос 25$. Наше приложение пока недоступно широкому кругу пользователей, т.к. находится в стадии тестирования Google Play Developer Console. Так как это первое наше приложение мы решили не пренебрегать внещним тестированием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение мобильных технологий в образование:

· позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться;

· расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;

· дает возможность всегда быть в курсе изменения в расписании уроков и звонков;

· дает возможность учебному заведению привлечь абитуриентов;

· информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу. Таким образом, очевидна целесообразность создания мобильного приложения техникума.

Мобильные устройства и беспроводные технологии станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий.

Гипотеза доказана в ходе исследования, так как большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильных устройств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научно-популярные издания

1. Дейтел, П. Android для программистов. Создаем приложения / П. Дейтел, Х. Дейтел, Э. Дейтел, М. Моргано – СПб.: Питер, 2013 . - 560 с.

2. Дэрси, Л. Android за 24 часа. Программирование приложений под операционную систему Google / Л. Дэрси, Ш. Кондер – М.: Рид Групп, 2011. – 464 с.

3. Хашими, С. Разработка приложений для Android / С.Хашими, С. Коматинени, Д. Маклин – СПб.: Питер, 2011. – 736 с.

4. Шилд, Г. Java 8. Полное руководство. – 9-е изд. – М.: Вильямс, 2015.- 1376 с.

Научные статьи

5. Елюбаева Ж. Ж., Разработка приложения для Android на языке Java/ Ж.Ж. Елюбаева // Международный научно-исследовательский журнал . – 2015 - N 5-2 (36)

Интернет – ресурсы

6. Мобильные приложения – [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: http://www.tadviser.ru, свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус.

7. Eclipse (среда разработки) – [Электронный ресурс]. / - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Eclipse, свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.

8. Android Studio - [Электронный ресурс]. / - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Android_Studio, свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.

9. Как создать приложение для Андроид - [Электронный ресурс]. / - Режим доступа: http://www.syl.ru/article/175684/new_kak-sozdat-prilojenie-dlya-android-razrabotka-i-ustanovka-prilojeniy-dlya-android, свободный. . - Загл. с экрана. – яз. рус.

10. Рынок мобильных приложений в России и в мире Андроид - [Электронный ресурс]. / - Режим доступа: http://web.json.ru. - Загл. с экрана. – яз. рус.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Наши рекомендации