Етодика расчета показателя QALY.

ема занятия: Организация охраны здоровья населения.

орма работы. Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Перечислите уровни анализа состояния здоровья.

2. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее полно характеризует его?

3. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее приемлемо в практической деятельности врача?

4. Перечислите основные задачи здравоохранения применительно к улучшению здоровья индивидуума?

5. По каким критериям осуществляется оценка индивидуального здоровья?

6. Каковы критерии распределения населения по группам здоровья при комплексной оценке индивидуального здоровья?

7. Дайте определение общественному здоровью.

8. Перечислите основные составляющие оценки общественного здоровья?

9. Охарактеризуйте понятие и дайте определение «фактор риска».

10. Перечислите факторы, обусловливающие здоровье населения в зависимости от степени их влияния.

11. Дайте характеристику образа жизни как главного фактора, здоровья. Перечислите категории образа жизни.

12. Охарактеризуйте понятие качество жизни связанное со здоровьем.

13. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по QALY?

14. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по DALY?

15. Перечислите этапы алгоритма определения QALY на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.

16. Дайте определение понятия - здоровый образ жизни.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме:

меть рассчитать показатель QALY.

етодика расчета показателя QALY.

Концепция QALY стала стандартным инструментом в оценке программ укрепления здоровья в середине восьмидесятых годов. В данном подходе основное внимание уделяется оценке с помощью сложных и дорогостоящих (при масштабных исследованиях) методов, потерь индивидуумом, скорректированных по качеству лет жизни в связи с со снижением физического, умственного или социального статуса в течении определенного времени из за различных причин.

В качестве основного способа оценки качества жизни применяется метод QALY, по алгоритму определения полезности на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.

Предложенный алгоритм применим для людей старше 3 лет и позволяет определить коэффициенты полезности для различных состояний здоровья на основе четырех признаков (P, R, S, H), представленных в таблицах 1 – 4. Показатель P характеризует физическое состояние, подвижность и физическую активность (табл. 1), показатель R связан со способностью к самообслуживанию и другим формам повседневной жизнедеятельности (табл. 2), показатель S – с психическим состоянием (табл. 3), показатель H – с особыми проблемами здоровья (табл. 4). Каждый из четырех признаков характеризуется несколькими уровнями. Чтобы определить коэффициент полезности, характеризующий данное состояние, для каждого из признаков выбирается уровень, соответствующий этому состоянию. Таким образом, состояние определяется при помощи задания четырех уровней. Зная уровни, соответствующие состоянию, по таблице 5 находят соответствующие им числа m1, m2, m3, m4 – мультипликативные факторы полезности, и рассчитывают коэффициент полезности (U), используя эмпирическую формулу:

U = 1,42 x (m1 x m2 x m3 x m4) – 0,42 (1);

В формуле 1 полному здоровью соответствует полезность, равная единице, а смерти – полезность, равная нулю. При очень низких значениях мультипликативных факторов полезности может получиться значение меньше нуля – «состояние, худшее, чем смерть» (табл. 7).

Таблица 1

Физическое состояние: подвижность и физическая активность (Р)

Код Описание
P1 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; отсутствуют ограничения физической возможности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P2 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P3 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи, но при передвижении нуждается в механической опоре.
P4 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать или нагибаться.
P5 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; нуждается в механической опоре при ходьбе.
P6 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому и вне его; не в состоянии пользоваться или управлять руками и ногами.

Таблица 2

Повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы (R).

Код Описание
R1 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; отсутствуют ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность, другие занятия.
R2 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения при играх, посещении школы, трудовой деятельности или других занятиях.
R3 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; не способен участвовать в играх, посещать школу или место работы.
R4 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; имеет некоторые ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность и другие занятия.
R5 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; не способен играть, посещать школу или работать.

Таблица 3

Социально-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность (S).

Код Описание
S1 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S2 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.
S3 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S4 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.

Таблица 4

Особые проблемы здоровья (H)

Код Описание
H1 Нет проблем со здоровьем.
H2 Имеет небольшие физические отклонения или дефекты, например, шрамы на лице.
H3 Нуждается в слуховом аппарате.
H4 Имеет проблемы со здоровьем, выражающиеся в болях и дискомфорте не менее двух дней подряд через каждые два месяца.
H5 Нуждается в обучении в специальной школе из-за проблем с заучиванием или пониманием.
H6 Проблемы со зрением даже при пользовании очками.
H7 Проблемы из-за непонимания его окружающими.

Примечания:

1. Выбор в пределах каждого описания определяется с учетом возраста человека. Трехлетний ребенок, например, не способен гулять без сопровождающих.

2. Лица с несколькими проблемами классифицируются в соответствии с наиболее серьезной.

Таблица 5

Мультипликативные факторы полезности (mi)

Физическое состояние Повседневная жизнедеятельность Социо-эмоц-ные состояния Проблемы здоровья
Уровень m1 Уровень m2 Уровень m3 Уровень m4
Р1 1,00 R1 1,00 S1 1,00 H1 1,00
Р2 0,91 R2 0,94 S2 0,96 H2 0,92
Р3 0,81 R3 0,77 S3 0,86 H3 0,91
Р4 0,80 R4 0,75 S4 0,77 H4 0,91
Р5 0,61 R5 0,50     H5 0,86
Р6 0,52         H6 0,84
            H7 0,83
            H8 0,74

Достоинством данного метода является его универсальность. Зная достаточно полно состояние при каждом конкретном заболевании на основании приведения данных таблиц, можно беспристрастно оценить значение его коэффициента полезности. Если оценки окажутся смещенными, то в равной степени для всех состояний, следовательно, смещение изменений полезности при каждом вмешательстве будет минимальным.

Наши рекомендации