Образовательные технологии (методические рекомендации по организации изучения дисциплины)
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий.
Конкретные методические рекомендации для преподавателей разрабатываются кафедрой отдельно по разделам или темам занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства (контрольно-измерительные материалы для всех видов аттестации) составляются преподавателями кафедры самостоятельно, ежегодно обновляются и хранятся на кафедре. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей по проведению аттестации разрабатываются кафедрой.
7.1. Примеры оценочных средств:
По разделу 1.
Тест
К видам профессиональной деятельности клинического психолога не относится:
· патронажная
· преподавательская
· психодиагностическая
· экспертная
(правильный ответ – «патронажная»).
По разделу 2.
Тест:
К патопсихологическим методикам исследования внимания относится:
· ассоциативный эксперимент
· методика Мюнстерберга
· проблема Эверье
· телефонная проба Ашафенбурга
(правильный ответ – «Методика Мюнстерберга»).
Вопросы для собеседования:
1. Перечислить основные теории личности.
2. Какие психические процессы чаще всего нарушаются при качественных расстройствах сознания.
3. Женщина в жаркую погоду подошла к киоску с мороженным, но не решается его приобрести, так как озабочена проблемой избыточного веса. О каком виде конфликта идет речь?
4. Может ли синдром эмоционального выгорания развиваться у здоровых людей?
Вопросы для итогового занятия:
1. Типы девиантного поведения: делинквентное поведение, аддиктивное поведение, патохарактерологическое поведение, психопатологическое поведение, девиации в результате гиперспособностей человека.
2. Суицидальные мысли: активные, пассивные.
3. Психологическая помощь при горе.
4. Обученная беспомощность. Определение. Классические опыты. Основные проявления.
5. Синдром эмоционального выгорания. Определение. Факторы риска. Клинические проявления.
По разделу 3.
Практические задания:
1. Разработайте план реабилитации пациента с нарушением навыка самообслуживания.
2. Разработайте бланк информированного согласия для пациента, госпитализирующегося в хирургический стационар с острым животом.
Перечень вопросов для зачета:
1. Что такое психология.
2. Этапы развития психологии как науки.
3. Отрасли психологии.
4. Смежные с медицинской психологией дисциплины.
5. Что такое медицинская психология.
6. Объект изучения медицинской психологии.
7. Задачи медицинской психологии.
8. Место психологических исследований и психологической практики в медицине.
9. Функции психологического исследования.
10.Систематика методов психологического исследования.
11.Качественные критерии психологических тестов.
12.Процесс психологической диагностики.
13.Статус, роль и задачи клинического психолога.
14.Направления практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога.
15.Объект клинической психологии.
16.Предмет профессиональной деятельности клинического психолога.
17.Виды профессиональной деятельности клинического психолога.
18.Задачи медицинской психологии в контексте современных тенденций развития медицины.