Требования к уровню освоения содержания курса

История психологии

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ, ЕН, ОПД)

Екатеринбург


  Утверждаю Проректор _________________ С.А.Рогожин   «____»___________2011  

Программа дисциплины «История психологии» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) (подчеркнуть необходимое) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки :

бакалавра по направлению Общая психология (Б.3.1)

по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр - 2

Общая трудоемкость дисциплины 180

В том числе:

лекций 70

семинаров 35

практических (лабораторных) работ – не предусмотрено

Контрольные мероприятия:

рефераты - __

коллоквиумы - __

контрольные работы - _____

другие (домашние задания) - ____

Составитель (разработчик):

1. Боднар Александр Михайлович, к.пед.н, доцент кафедры общей психологии

2. Виндекер Ольга Сергеевна, к.пс.н.,доцент кафедры общей психологии

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета __________________________________________________________________

Протокол заседания № _____от ______

  © Уральский государственный университет, 2011 © Боднар Александр Михайлович, Виндекер Ольга Сергеевна, 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Факультет ПСИХОЛГИИ

Кафедра Общей психологии и психологии личности

История психологии

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-СД/ДС/ФТД/ДНМ/СДМ/НИРМ)

Екатеринбург


  Утверждаю Декан факультета _____________ _________________ ФИО_______   «____»___________2011  

Программа дисциплины «История психологии» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) (подчеркнуть необходимое) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

Бакалавра по направлению Общая психология (Б.3.1)

по циклу ПД-СД/ДС/ФТД/ДНМ/СДМ/НИРМ дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр - 2

Общая трудоемкость дисциплины 180

В том числе:

лекций 70

семинаров 35

практических (лабораторных) работ - нет

Контрольные мероприятия:

рефераты - __

коллоквиумы - __

контрольные работы - _____ \

другие (домашние задания) - ____

Составитель (разработчик):

1. Боднар Александр Михайлович, к.пед.н, доцент кафедры общей психологии

2. Виндекер Ольга Сергеевна, к.пс.н.,доцент кафедры общей психологии

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета _________________________________________________

Протокол заседания № _____от ______

  © Уральский государственный университет, 2011 © Боднар Александр Михайлович, Виндекер Ольга Сергеевна, 2011

I. Введение

Цель.

Психология входила в семью наук, имея груз тысячелетнего прошлого, океан нерешенных проблем и неопределенность выбора направления движения. И, прежде всего, психологи должны были определить основания, с помощью которых они хотят объяснить психическое. Но что может быть такими основаниями в психологии? Где их искать? Очень важно заранее определить хотя бы, в какой области знания их можно найти. Первые психологи постоянно спорили об этом, предлагая разные решения и, тем самым, порождая разные психологические направления. История психологии — это как раз история попыток выбора разных оснований.

Каждый шаг сопровождался сокрушительной критикой, так как всегда находились оппоненты, предпочитавшие идти совсем в другую сторону и выбиравшие совершенно иные основания. Есть ли сегодня единое понимание того, что представляет собой душа, или как принято говорить по-ученому, субъективная реальность? История психологии показывает: единого мнения нет, но созданная поколениями исследователей мощная база данных буквально вынуждает договориться о едином понимании. И, возможно, такое единое объективное понимание будет достигнуто. Однако это не означает, что будет сформирована и единая история психологии, поскольку история вообще и история психологии, в частности всегда субъективна. Всегда есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами, выделяемыми историками или биографами. К. Поппер даже уверяет, что «каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать историю, и не только имеет право, но в каком-то смысле обязано это делать». Это значит, что каждый из нас, изучающих психологию, должен выстроить ее собственную версию, а истории психологии – наш главный в этом деле помощник, и в этом заключается цель ее изучения.

2. Задачи:

- освоение основной проблематики истории психологии как раздела психологической науки.

- знакомство с эпохами психологической мысли (античность, средневековье, новое время, 20 век), отражающими принципиально разное представление о сущности души (психики, сознания) и основными направлениями психологической мысли (рационализм, эмпиризм), обеспечившими преемственность эпох.

- знакомство с главными идеями человечества на пути познания души.

- изучение принципов и основных результатов, полученных главными психологическими школами конца 19 – 20 в.в.

- прояснение сущности и причин перманентного кризиса, в котором находится научная психология со дня своего рождения

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. История психологии является одной из системообразующих дисциплин для психологической науки. Она необходима для построения целостной картины мира психологии, понимания причин тупиков, в которые попадала психологическая наука, видения перспективных линий ее развития, критической оценки возможностей ее практического применения.

В качестве основы для данной дисциплины используется школьная подготовка и все имеющиеся к началу ее изучения знания по психологии. Данная дисциплина находит применение при изучении всех психологических дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения дисциплины студент должен

Проявить способность и готовность к:

−владению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);

− преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

− самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

− пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

− владению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);

− преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

− самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

− пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций подходов, существующих в отечественной и зарубежной науке;

- принципы поиска, анализа, систематизации информации из разных источников.

Уметь:

- анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции;

- искать, анализировать, систематизировать информацию из разных источников;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть:

- навыками анализа собственной деятельности как профессионального психолога с целью ее оптимизации.

II. Cодержание курса

2.1. Темы и разделы, их краткое содержание

Тема 1. История психологии как наука 4 ч.

Принципы и предмет истории психологии. Теоретические, эмпирические и исторические исследования в психологии, полемика между «теоретиками» и «практиками», история психологии как источник, показывающий невозможность разрыва между ними. Кризис в психологии как следствие нерешенности ее основных проблем и изучение истории психологии как лучший способ понять причины кризиса. История психологии как форма научной рефлексии, решающая проблему самосознания психологии в диахроническом аспекте.

Тема 2. Психология в лоне философии: античность и средние века 12 ч.

Феномен Древней Греции, открытие разума. Досократики, их вклад в разработку представлений о душе, особенности подхода к проблеме души.

Роль Демокрита и Гиппократа в становлении материалистической традиции в философии и материалистического взгляда на душу.

Личность и идеи Сократа, сделавшие его «повивальной бабкой мысли», предтечей философского и психологического дуализма.

Платон – родоначальник философского идеализма, суть и роль теории идей в истории психологии. Платоновское понимание сущности души (метафора упряжки коней), мышления, памяти.

Аристотель – вершина античной философии, реалист, естествоиспытатель. Учение Аристотеля о душе: душа – способ организации тела, уровни отношений души и тела. Прозрения Аристотеля относительно того, как разум использует дедукцию или индукцию для получения знания.

Античная психологическая мысль после Аристотеля, ее психотерапевтический характер. Преемственность идей психологии античной и раннехристианской. Знаменитые «отцы церкви» - Тертуллиан, Плотин, Августин, источники и суть их психологический идей.

«Ангельский доктор» Фома Аквинский (13 в.): возвращение в психологию многих утраченных ранними отцами церкви разумных и реалистических доводов Аристотеля, поиск примирения между разумом и верой.

Начало эмпирического изучения реальности внутреннего мира человека (13-16 в.в. – Р. Бэкон, У. Оккам, Ф. Бэкон) и иное решение проблемы соотношения между разумом и верой.

Эпоха Возрождения: возрождение гуманизма, натурализм эпохи возрождения, подготовка почвы для создания научной психологии.

Тема 3. Психология в лоне философии: время научной революции, Декарт 10ч.

17 в.: дух механицизма, трансформация материи и механизация картины мира; трансформация опыта и изобретение сознания. Создатель психологии Рене Декарт. Исходные позиции рационалистической философии Декарта: принцип сомнения; «я мыслю, следовательно, я существую». Вклад Декарта в психологию: постановка проблем и разработка механизма соотношения души и тела; квазиэмпирический взгляд Декарта на природу тела – теория рефлекторной работы тела; интерактивный дуализм Декарта – представления о механизме взаимодействия души и тела; учение об идеях.

Тема 4. Психология в лоне философии: эмпиристы 12ч.

Отец английского эмпиризма Джон Локк. Основные проблемы, локковское решение которых оказало значительное влияние на психологию: как возникает знание; простые и сложные идеи; теория ассоциаций; первичные и вторичные качества.

Ментализм Джоржа Беркли: быть – значит быть в восприятии. Особенности ассоцианизма Беркли.

Дэвид Юм: причины его скептической философии, эмпиризм и ассоционизм Юма, скептический взгляд на возможность напрямую испытать причинно-следственные связи.

Классический эмпиризм-ассоцианизм 18-19 в.: превращение идей ассоцианизма Дэвидом Гартли в систему, «школу» и его обращение к физическому субстрату ассоциаций; «ментальная механика» Джеймса Милля; «ментальная химия» Джона Стюарта Милля. Вклад эмпиризма в развитие психологии.

Тема 5. Влияние физиологии на психологию, физикалисты 12ч.

Ранние исследования функций мозга и нервной системы (Флоранс – метод удаления, Брока – клинический метод, Гальвани – открытие электрической природы нервных импульсов), подготовка почвы для экспериментальной психологии.

Истоки экспериментальной психологии: измерение скорости нервного импульса, исследования зрения и слуха Гельмгольцем; едва заметные различия Вебера; количественная оценка взаимосвязи мысли и тела Фехнера – пороги чувствительности, основной психофизический закон, методы психофизики. Взгляд на психофизику как на неудачную попытку обнаружить основания сознания в физическом мире.

Естественнонаучно ориентированный подход физиологов как неудачная попытка обнаружить основания сознания в физиологическом.

Тема 6. Новая научная психология = экспериментальная психология 12 ч.

Первый среди равных – фигура Вильгельма Вундта. Программа построения психологии как самостоятельной науки Вундта: исследования опыта сознания с различением опосредованного и непосредственного опыта; метод интроспекции по Вундту; ощущения и чувства как элементы опыта сознания, принципы соединения их в целостный образ, апперцепция как «творческий синтез» базовых элементов в единое целое. Культурно-историческая психология (психология народов) Вундта. Значение Вундта для психологии и место его системы в современной психологии.

Первый опыт рассмотрения собственно психологических проблем Германом Эббингаузом – экспериментальное изучение высших психических функций (о невозможности чего заявлял Вундт) на примере памяти. Объективный вклад Эббингауза в психологию.

Модификация вундтовской психологии – структурализм Эдварда Титченера.

Программа построения психологии как самостоятельной науки Франца Брентано, альтернативная вундтовской. Антиредукционизм Брентано, иное понимание им сути сознания, предмета и метода психологии: предмет психологии – психическая активность, акт переживания опыта (но не сам опыт), метод – интроспекция, но не аналитическая, а «непредвзятое и непосредственное восприятие всего, что совершается в сознании»; сознание как молярная, а не молекулярная характеристика. Брентано – духовная предтеча гештальтпсихологии и гуманистической психологии.

Освальд Кюльпе и вюрцбургская психологическая школа. Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта: исследование высших психических процессов на примере мышления, создание метода синтетической интроспекции. Открытие факта наличия несенсорной формы сознания.

Взгляд на классическую психологию «вундтовского призыва» как на неудачную попытку объяснить явления сознания, исходя из самого сознания.

Тема 7. Функционализм – осознанный протест против

экспериментальной психологии Вундта и структурализма Титченера 12ч

Предшественники функционализма. Революционер в естествознании Чарльз Дарвин: идеи труда «Происхождение видов», влияние Дарвина на развитие психологии. Френсис Гальтон: учение об индивидуальных различиях, психической наследственности, создание тестов умственных способностей, открытие явления корреляции. Герберт Спенсер и социальный дарвинизм.

Уильям Джемс – отец функционализма. Джемс и психология: новый взгляд на сознание и методы психологического исследования, ценность прагматизма для психологии, теория эмоций, роль привычек. Парадоксальность психологии Джемса.

Взгляд на функционализм как на неудачную попытку найти объяснение явлений сознания в биологии – отсутствие у функционалистов ответа на вопрос о том, что если отражение среды обитания и регуляция поведения в этой среде могут протекать совершенно автоматически, то зачем нужны психика и сознание, какие именно приспособительные задачи они решают.

Тема 8. Психоанализ 16 ч

Кризисная ситуация в психологии конца 19 – начала 20 в. Истоки психоанализа: представления о неосознаваемом до Фрейда и их статус в психологии. Факты биографии Фрейда и развитие психоанализа. Психоанализ как метод лечения. Исследовательский метод Фрейда. Психоанализ как теория личности: учение об инстинктах жизни и смерти, сознательные и бессознательные аспекты личности, тревога и защитные механизмы, психосексуальные стадии развития личности. Взаимоотношения психоанализа и психологии. Критика психоанализа. Психоанализ как попытка объяснить субъективно очевидное (сознание) тем, что субъективно неизвестно (бессознательное).

Неофрейдизм. Последователи Фрейда (Анна Фрейд, Мелани Кляйн): приверженность центральным положениям системы при пересмотре отдельных ее положений – расширение прав эго, переоценка влияния биологических факторов на развитие личности в пользу усиления роли социальных и психологических сил. «Отступники» (Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни): варианты психоанализа, существенно противоположные фрейдовской системе из-за пересмотра ее центральных положений. Наследники психоанализа (Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Эрик Эриксон) – создатели теорий личности, базировавшихся на изучении не невротиков, а здоровых людей, но имевших в качестве источника вдохновения учение Фрейда.

Современное состояние психоаналитических традиций: чрезвычайное разнообразие теоретических направлений и школ и очевидное угасание интереса к изучению бессознательного и биологических факторов как центральной задаче исследований.

Тема 9. Бихевиоризм 10ч

Отказ от ментализма в конце 19 века у естествоиспытателей разных направлений (биологов, физиологов, физиков) как почва для возникновения бихевиоризма. И. П. Павлов и Эдвард Ли Торндайк – первооткрыватели законов бихевиоризма.

Джон Уотсон – отец-основатель радикального бихевиоризма. Программа, предмет и методы Уотсона. Причины популярности и привлекательности бихевиоризма.

Берхауз Фредерик Скиннер – самая влиятельная фигура в психологии на протяжении 40 лет. Особенности бихевиоризма Скиннера: строгая описательность (атеоретизм), исследование оперантного поведения. Закон приобретения. Исследование схем подкрепления. Вербальное поведение как результат подкрепления со стороны слушателя. Влияние идей и разработок Скиннера за пределами психологии: программированное обучение, модификация поведения в психиатрических и исправительных учреждениях, на рабочих местах, поведенческая психотерапия. Уолден Два – общество бихевиористов. Критика бихевиоризма Скиннера. Вклад радикального бихевиоризма в психологию.

Необихевиоризм. Эдвард Толмен: «целенаправленный бихевиоризм», промежуточные переменные, теория научения (когнитивные карты, латентное научение).

Нео-необихевиоризм или социальный бихевиоризм (Алберт Бандура, Джулиан Роттер): когнитивный вызов.

Когнитивные добавки между стимулом и реакцией, введенные Бандурой: вера, ожидания, инструкции как подкрепление. Чужой опыт как косвенное подкрепление, научение при помощи моделирования поведенческих схем. Исследования феномена эффективности личности. Модификация поведения – бихевиоральная психотерапия.

Роттер – теория социального научения: наши субъективные переживания и ожидания являются внутренними когнитивными состояниями, определяющими, какое влияние окажут на нас внешние факторы; но внешние факторы действуют в разных психологических средах, что оказывает существенное обратное влияние на наши субъективные переживания и ожидания. Теория локуса контроля Роттера.

Судьба бихевиоризма.

Тема 10. Гештальтпсихология 12ч

Фи-феномен и начало гештальтпсихологии. Феноменологический подход. Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер – столпы гештальтизма. Новое открытие разума для психологии – возвращение в науку понятий сознания и значения. Законы гештальта. Гештальт-исследования Келером проблем научения: инсайт и интеллект шимпанзе. Книга Коффки «Принципы гештальтпсихологии» – попытка изложить все имеющиеся психологические знания с позиций гештальта, изоморфизм как принцип, благодаря которому «хорошие гештальты» есть достоверное отражение внешнего мира, опровержение изоморфизма в экспериментах Лешли. Вклад гештальтизма (Коффка) в понимание сущности физиологических основ памяти (формирование «следов» в ЦНС) и психологического базиса памяти (взаимодействие нового опыта не со старым опытом, а со следами), понимание памяти не как скопления впечатлений, а как объединение данных, соединенных значимыми связями.

Развитие идей гештальтизма Куртом Левиным. Теория поля Левина – психологическая система, использующая концепцию физического силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на нее поля общественного воздействия. Топологическая карта личности и векторы, указывающие направление движения к цели в зависимости от ее привлекательности – валентности. Концепция мотивации Левина: поведение как чередование циклов возникновения напряженности психологического поля в результате возникновения какой-то потребности и последующего действия по его снятию; эффект Зейгарник – результат первой экспериментальной проверки этого предположения.

Вклад Левина в социальную психологию. Введение понятия и исследования групповой динамики: социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Классические исследования стилей руководства. Изучение коллективных действий с целью снижения межгрупповых конфликтов и повышения потенциала каждого члена группы, метод социально-психологического тренинга.

Критика гештальтизма и его вклад в развитие психологии.

Тема 11. Культурно-исторический подход в психологии 12ч

Социокультурный контекст, в котором существовала психология в конце 19 – начале 20 века, интерпретация фактов социальной обусловленности сознания: варианты объяснения своеобразия культуры каждого народа «психологией народов» (гербартианцы, Вундт, Потебня); понимание общества как коллективного организма (Конт, Спенсер); объяснение различий в психологии людей английской антропологической школой (Тэйлор, Фрезер) и французской социологической школой (Дюркгейм, Лебон, Тард, Леви-Брюль, Шарко, Жане).

Культурно-историческая концепция Выготского – шаг вперед в понимании социальной природы психики в сравнении с предшественниками и современниками. Психика – активная и пристрастная форма отражения субъектом мира. Трудовая деятельность – системообразующий фактор жизни человека, опосредованный орудиями, обеспечивающий активность психики, сознания. Психические процессы как процессы, также опосредованные орудиями, но особыми, «психологическими орудиями» – «орудиями духовного производства» = знаковыми системами (язык математические символы, мнемотехнические приемы и т.д.). «Вращивание» = интериоризация как механизм превращения внешнего знака во внутренний, процесс становления операций опосредствования. Превращение натуральных психических функций в выс-шие психические функции (ВПФ) как результат овладения субъектом системами знаков. Внутренняя речь как высшая форма внутреннего опосредствования. Соотношение высших и низших (натуральных) психических функций.

Дальнейшая разработка «неклассической» концепции сознания Леонтьевым посредством деятельностного подхода. Суть постулата непосредственности и его преодоление в деятельностном подходе через понимание деятельности как процесса, в котором совершаются взаимопереходы между субъектом и объектом. Структура деятельности. Психика и сознание как функциональные органы деятельности. Структура сознания как образа. Психологические характеристики составляющих сознания-образа: чувственной ткани, биодинамической ткани, значений и личностных смыслов. Виды значений: операциональные, предметные, вербальные, ролевые. Проблема соотношения значений и смыслов. Психика человека и сознание человека: соотношение между ними.

Символический интеракционизм (социальный бихевиоризм) Дж. Мида – еще одна попытка вывести все многообразие психической жизни из социального взаимодействия.

Взгляд на культурно-исторический подход как на неудачную попытку найти объяснение явлений сознания в его общественной природе. Невозможность понять происхождение сознания: 1) непосредственно из трудовой деятельности или из представлений о цели деятельности; 2) из идеи о сознании как удвоении реальности, возникшем в филогенезе вследствие каких-то возникших на заре человечества социальных процессов.

Тема 12. Гуманистическая психология 10ч

Истоки гуманистической психологии: антиредукционизм Брентано и Кюльпе, неделимость потока сознания Джемса, принцип целостности гештальтистов, подчеркивание сознательности и свободы воли неопсихоаналитиками. Гуманистическая психология – третья сила, противовес бихевиоризму и фрейдовскому психоанализу. Психотерапия как объединяющее начало для гуманистических психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм).

Абрахам Маслоу – духовный отец гуманистической психологии. Теория самоактуализации Маслоу, прототипы и черты самоактуализирующейся личности. Клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса: личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием сознательных оценок происходящего. Самореализация – главный мотив деятельности человека, позитивное внимание к ребенку – первое и непременное условие здорового развития личности и самореализации.

Непоследовательность гуманистических психологов в определении роли сознания в жизни человека.

Гуманистическая психология и критика приспособления (конформизма). Маслоу: «нормальность…представляет собой разновидность болезни, уродства или задержки развития, которые мы делим с остальными людьми и которые поэтому не замечаем». Роджерс: здоровым является человек, который спонтанно испытывает эмоции в каждый момент и выражает их активно и свободно. Личностный рост (открытость изменениям) и аутентичность (разрешение того, чтобы ваше поведение и ваша речь стали истинным и спонтанным выражением ваших внутренних чувств - Маслоу) – новые ценности, предложенные гуманистическими психологами, которым следует обучать клиентов. Противопоставление аутентичности манерам, то есть надлежащему поведению в деловой сфере и кругу знакомых. Осознание себя гуманистическими психологами в состоянии войны с традиционной западной цивилизацией. Возвращение гуманистических психологов к идее атараксии (чувствования и разделения чувств) эллинских скептиков.

Тема 13. Современная когнитивная психология 12ч

Когнитивизм – интерес к разуму, элементы когнитивизма, которые можно проследить в психологии с античных времен до середины 20 века. Причины «неожиданного» появления когнитивной психологии в середине 20 века: отказ современной науки от классической идеи объективности и соответствующего ей механистически-редукционистского взгляда на природу человека в психологии, появление представлений об исследователе-наблюдателе нового типа – наблюдателе-участнике.

Роль компьютерной метафоры в становлении когнитивной психологии. Раскрыть «те совокупности программ, накопленных в памяти человека, при помощи которых человек понимает звуки речи и сам создает новые слова и предложения, приобретает определенный опыт, способен решать совершенно новые проблемы» – главная цель когнитивной психологии (Ховард), компьютерные программы как модель для понимания процессов обработки информации в человеческой психике.

Отличительные характеристики когнитивной психологии: 1) наличие когнитивных факторов в любой сфере психологии, рассмотрение поведенческих актов с точки зрения возможности получения знания о связанных с ними психических процессах, акцент на способы и формы, в которых сознание организует имеющийся опыт, а также на активные и творческие процессы, в ходе которых происходит усвоение воздействий из окружающей среды; 2) возобновление интереса к интроспекции в связи со вниманием к опыту сознания в когнитивизме; 3) пересмотр отношения к неосознаваемому, понимаемому теперь как интегральная часть процессов научения и обработки информации (в отличие от психоаналитического бессознательного); 4) экспериментальное доказательство способности некоторых животных работать с символическим представлением информации, умение образовывать базовые абстракции пространства, времени и числа – признание элементов сознания у животных.

Постулаты когнитивизма, вытекающие из компьютерной метафоры: 1) процесс познания определяет все аспекты психической жизни; 2) этот процесс должен рассматриваться как процесс переработки информации, аналогичный тому, который мог бы происходить в компьютере; 3) человек перерабатывает информацию поэтапно; 4) при этом стимульная информация при переходе от одного этапа к другому подвергается существенным преобразованиям; 5) система переработки информации на каждом этапе обладает ограниченной ёмкостью или ресурсом. Поэтому человек постоянно принимает решения, какую информацию перерабатывать, а какую отбросить, исключить из информационной системы; 5) природа ограничений на приём, хранение и переработку информации задана структурой рецепторов, мозга или всего организма. Однако можно и нужно устанавливать эти ограничения в психологических экспериментах.

Победа когнитивизма, обернувшаяся его поражением – отказом от собственных постулатов.

Наши рекомендации