Три высших составляющих души
Полноценный человек, или человек пятого уровня, не является
исключительно продуктом эволюции. Пак Субух неоднократно
подчеркивал, что пятая сила – это сверхчеловеческая сила. Она не
относится к человеческому миру и нисходит на человека свыше, когда он
готов к этому и когда он нужен. Я уже упоминал о том, что в
наступающую эпоху на земле может появиться 70 000 людей,
наделенных пятой силой души. За пятым уровнем следует гораздо более
высокий уровень истинно Священной Сущности сострадательной души.
Пак Субух говорил, что одна такая душа способна спасти миллион
других. Седьмая, то есть высшая сила исходит непосредственно от Бога.
Это душа, которая отличает великих Пророков от всех других существ,
когда-либо появлявшихся на земле.
Таким образом, у нас есть полная схема, отображающая все стадии
эволюции, доступные душе человека. На вершине своего совершенства
человеческая душа семерична. Тем не менее низшие души могут быть
собраны и оставлены в качестве покрова. Три высшие души превосходят
индивидуальность и могут входить во много человеческих форм
одновременно. Душа Святого может войти в тысячи людей и привести
их к тому глубокому единству, которое называется Единством Святых.
==================================
1 - Гурджиев различал сознательную, чувствительную и телесную (автоматическую) любовь. Здесь речь идет о последней разновидности, которая основывается только на типе и полярности. См. Дж. Г. Беннетт, Энергии, стр. 53 (прим. ред.).
2 - См. по этому поводу замечательную работа Митрополита Антония Сурожского "Жизнь, болезнь, смерть" (прим. ред.).
3 - В Западной Церкви, в отличие от Православной, крышка гроба на панихиде все время остается закрытой (прим. перев.).
* * * *
Глава 9
ПЕРСПЕКТИВЫ СУБУДА
1. Настоящее чудо Субуда
Среди бури различных впечатлений о Субуде и его многообразных
проявлений особняком стоят два несомненных факта, имеющие
огромную важность. Один заключается в реальности контакта, а второй
– в его независимости от какого-либо конкретного человека, даже от
самого Пака Субуха. Я некоторое время скептически относился к
Субуду, поскольку не верил в возможность такого феномена, и ничто из
известного мне не говорило о том, что нечто подобное могло
происходить когда-либо ранее в истории человечества. Тем не менее,
когда я своими глазами увидел, что более тысячи людей могли получить
контакт, просто попросив об этом, я был вынужден признать, что
свершилось чудо. При этом под "чудом" я подразумеваю
непосредственное вмешательство Силы Святого Духа в человеческую
жизнь, для того чтобы произошло событие, которое, хотя и не
противоречит законам природы, все же не могло бы быть осуществлено
никаким естественным образом, включая проявление воли человека.
Кроме того, существует еще одно обычно остающееся без должного
внимания свойство чудес, а именно их удивительная своевременность.
Чудеса не происходят спонтанно, без очевидной подоплеки или причины
или просто когда кому-нибудь этого очень хочется. Они происходят,
только когда в них возникает необходимость как в способе укрепить веру
людей. Я уверен, что отдельные, или единичные, чудеса происходили и
происходят до сих пор и что они всегда своевременны и эффективны. В
то же время массовые чудеса, подобные тем, которые приписываются св.
Бернарду из Клэйрво, наверняка являются следствием массового
внушения, и их не следует в данном случае принимать во внимание.
Чудеса, происходящие в рамках Субуда нельзя назвать единичными,
и вместе с тем их нельзя объяснить массовым внушением. Со мной это
произошло, когда я был в одиночестве, и кроме того чрезвычайно
скептически настроен относительно возможности какого-либо
существенного изменения человеческой природы, иначе как путем
сознательного труда и намеренных страданий. Мне потребовалось почти
два месяца непрерывных занятий латиханом, чтобы убедиться в
реальности произошедшего чуда. Те, кто вместе со мной принимал
участие в этом эксперименте в течение нескольких месяцев до приезда
Пака Субуха в Англию, были людьми, долгие годы приучавшими себя к
беспристрастному самонаблюдению и которые настолько осознавали всю
сложность подлинной внутренней трансформации, что даже начинали
сомневаться в возможности следовать гурджиевской системе без его
личной помощи и руководства. И все же латихан заставил нас отказаться
от твердо укоренившегося в нас убеждения, что не существует простого
способа развить потенциальности, скрытые в человеке. Это не означает,
впрочем, что мы вообще сомневались в возможности собственно
развития или в том, что эта возможность даруется Волей Божьей. Мы
сомневались только в возможности найти способ, который бы
действительно подходил для нас в нашем состоянии на тот момент.
Даже когда мы на собственном опыте убедились в действенности
Субуда, мы все еще с прежней предвзятостью полагали, что для латихана
требуется подготовка и что получить контакт мог только тот, кто уже
проделал долгий путь к осознанию собственной ничтожности и был
готов просить о помощи, не ожидая легкого выхода из своей ситуации. И
снова мы увидели, что чудо было гораздо грандиознее, чем мы могли
себе вообразить. За два месяца, проведенных Паком Субухом в Англии,
более пятисот человек попросили передать им контакт, и получили его.
Среди них некоторые, с небольшим опытом или вообще без опыта
духовных поисков, добились более очевидного и быстрого прогресса,
чем люди с явным преимуществом в подготовке, интеллектуальных
возможностях, активности и настойчивости. Таким образом, все наши
планы постепенного распространения Субуда, начиная с небольшой
группы тщательно отобранных серьезных людей, пошли прахом.
То, что произошло впоследствии, было тем самым взрывом, который
я привык считать первой стадией любого грандиозного продвижения
вперед как в эволюции природы, так и в эволюции человека. Более того,
я не видел в происходившем ничего противоречащего естественному
порядку. Я хорошо знал, что те силы, которые появлялись у
практиковавших латихан людей, скрыты в самой природе человека.
Чудо же заключалось в том, что процесс начинал явно и легко набирать
обороты просто, если человек об этом просил. Вместе с тем я убедился в
несостоятельности моих прежних опасений. В Субуде нет фикции
получения "чего-то ни за что" и не нарушается тот принцип, что за все
стоящее нужно платить. Человек должен жертвовать и страдать, но
сознательно и намеренно, поскольку он понимает, куда идет и что
следует делать 1 . Приходится взваливать на свои плечи колоссальный
груз, но человек понимает причину этой необходимости и получает
необходимые силы, чтобы нести его.
Таким образом, перед нами тотальное чудо. Перед человечеством
раскрылась новая возможность, возможность, которая выходит за рамки
нашего понимания и которую бы мы никогда для себя не открыли сами.
Отдельные случаи можно было бы просто объяснить. Исполнение
пророчеств и предсказаний не слишком убедительно для скептиков.
Случаи исцеления болезней, которые произошли на наших глазах за
последнее время, мало что из себя представляют в качестве
доказательств. Странное стечение людей со всего света может вполне
быть названо совпадением. Однако есть и необъяснимый факт, а именно
то, что за шестнадцать месяцев более трех тысяч людей обнаружили в
себе действие новой силы, в могуществе и благотворности которой у них
не возникает никаких сомнений. Более того, они утверждают, что эта
сила совершенно не зависит от присутствия самого Пака Субуха и что
она действует во всех людях, которые об этом просят и способны
отбросить собственные мысли и воображение.
Очевидное доказательство
В седьмой главе я постарался описать некоторые внутренние
изменения, которые происходят у практикующих латихан. Но есть также
и очевидные для окружающих перемены во внешней жизни
практикующих. После первой волны вступивших в Субуд людей,
которые были подготовлены к этому работой по системе Гурджиева,
появилась новая волна практикующих, которых, в основном, привлекали
явные изменения в лучшую сторону у их родственников или друзей.
Ситуация по меньшей мере сорока человек имеет особое значение в этом
смысле. Среди членов гурджиевских групп было много людей, чьи
мужья, жены, родители или дети были враждебно настроены по
отношению к Работе. Периодически возникали очень тяжелые ситуации,
когда ревность и чувство несправедливости от утраченной близости
делали внутрисемейные взаимоотношения практически невыносимыми.
При этом мы с крайним удивлением отметили, что через месяц или два
после появления Субуда эти "упорствующие" родственники начали
просить принять их в Субуд, поскольку обнаружили явные перемены к
лучшему у тех, кто стал практиковать латихан.
Вторая группа случаев сопряжена с некоторым числом умственно и
эмоционально неуравновешенных людей, пришедших в Субуд. За
исключением самого Пака Субуха и его индонезийских помощников, все
восприняли их приход несколько настороженно и с опасениями. Мы
боялись, что стимул латихана может вызвать у них перевозбуждение,
вспышки маниакальных состояний и истерии. На самом же деле
произошло обратное. Хотя реакция и не была всегда одной и той же, в
большинстве случаев латихан оказывал успокаивающие воздействие на
возбудимых людей и вызывал явное улучшение у страдающих легкой
степенью шизофрении и маниакально-депрессивными психозами.
С другой стороны, случалось и так, что некоторые внешне
нормальные и уравновешенные люди начинали на латихане проявлять
симптомы глубоко запрятанного беспокойства. Воздействие латихана
было похожим на должным образом проведенный психоанализ без
серьезного недостатка последнего, который заключается во впадении
значительной части пациентов в зависимость от психоаналитика. Тем не
менее возможности Субуда в сфере психопатических состояний до сих
пор остаются практически совсем не изученными. Однако в данном
случае меня прежде всего интересует то впечатление, которое оказывали
на своих знакомых и родственников те люди, которые раньше
отличались неуравновешенностью, но, начав практиковать латихан,
стали относиться к жизни с гораздо большей уверенностью, чем когда-
либо.
Здесь я должен упомянуть и еще об одном весьма любопытном
обстоятельстве. Оно связано с реабилитацией преступников. Хотя
подобных случаев в Англии и не было, мы слышали о нескольких
преступниках в других странах, включая нескольких наемных убийц,
которые пришли в Субуд и были полностью избавлены от влечения к
воровству, разбою и убийствам. Поскольку проблема преступников, как
правило, заключается не в отсутствии желания измениться, а в
неспособности устоять перед лицом искушения, нет причин, по которым
бы преступник не мог попросить и получить латихан и обрести через
него недостающие силы.
Субуд и семья
Деградация семейной жизни является одним из удручающих
симптомов болезни современного мира. Причем увеличивающаяся доля
разводов (с 0 – 2% в 1911 году до 6 – 7% в 1954) представляет меньшее
зло, нежели гораздо большая доля "несчастных" браков, которые "кое-
как" удерживаются на плаву. Уход молодых семейных пар из
родительского гнезда приводит к разложению семейного единства,
которое предполагает сосуществование трех поколений. Правда многие
молодые семейные пары благоустраивают дома своих родителей, но это
не может восстановить нарушенное единство. Люди, обладающие
долгим опытом помощи людям в их личных проблемах, к числу которых
я отношу и себя, в силу своих почти тридцатилетних стараний, знают,
что напряженность во внутрисемейных взаимоотношениях является
главной причиной всех психологических расстройств как в случае самих
родителей, так и случае скрытого влияния на детей.
Следовательно, любой способ оказания реальной помощи в семейных
проблемах нужно считать колоссальной благодатью для человечества.
Дело в том, что, облегчая распад неудачных браков, мы тем самым
просто признаем глубочайший духовный провал. Невозможно
преодолеть никакое зло, просто облегчая его последствия. Помощь
может прийти только изнутри, то есть при пробуждении души и
получении ею возможности осознавать реальность связи между полами.
Одним из явно благотворных проявлений латихана было то, что он
помог многим женатым парам в их семейных проблемах различной
тяжести. Нам даже довелось несколько раз быть свидетелями того, как
после уже пережитого периода раздельной жизни жены возвращались к
мужьям, а мужья к женам причем без какого-либо внешнего давления и
уговоров. Конечно, на первой стадии очищения сложности еще не
уходят. Тем не менее изменения внутреннего состояния практически во
всех случаях были настолько отчетливыми и устойчивыми, что эти люди
начинали относиться к своим трудностям совершенно не свойственным
им образом.
Вместе с тем благотворное влияние латихана в равной степени
очевидно и в случае счастливых браков. Дело в том, что даже в наиболее
счастливых семьях между несовершенными людьми не может быть
совершенной совместимости. Пак Субух говорил, что у каждой
женщины есть семь нужд и она ожидает от мужа их удовлетворения.
Они соответствуют семи основным свойствам каждой человеческой
Сущности. Ни один обычный муж не способен удовлетворить все семь
нужд женщины. На самом деле замечательно, если у супругов есть хотя
бы две настоящие точки взаимодополнительности. В свою очередь
латихан развивает в муже его скрытые качества, и они со своей женой
могут стать более полноценными товарищами друг другу во всех своих
нуждах. В результате удивительная взаимная близость между супругами
вытесняет безразличное сексуальное влечение. Таким образом возникает
сила, способная преодолеть все трудности.
По завершении второй стадии очищения сами половые
взаимоотношения коренным образом трансформируются. Они
освобождаются от страстей и вожделения, и вместо этого приходит
наслаждение полнотой взаимодополнительности.
Все это происходило на наших собственных глазах и убедило нас в
том, что Субуд может сделать больше для установления должных
сексуальных взаимоотношений, чем какой-либо другой фактор в
человеческой жизни.
В то же время не все супружеские пары совместимы по своей
Сущности. Там, где нет истинной совместимости, не может быть и
истинного брака. В целом, такие случаи сравнительно редки, поскольку
потенциал любой Сущности неимоверно велик, и теоретически
истинным спутником жизни любого мужчины или женщины может
стать, опять же, любой из огромного числа людей с разными
Сущностями. Вместе с тем несовместимость личностей встречается
гораздо чаще, чем несовместимость Сущностей, но даже при наличии
болезненной и неприятной напряженности между двумя личностями
очищение чувств может раскрыть Сущностные возможности удачного
союза. Следовательно, развод нужно считать крайней мерой, на случай
очевидной несовместимости Сущностей, и его никоим образом нельзя
основывать на искусственном кодексе семейного поведения.
Супружеская измена не является достаточной причиной для развода,
также как и верность нельзя считать достаточной гарантией истинного
союза. Пройдет еще много времени, прежде чем эти фундаментальные
принципы станут общепризнанными и будут всеми приниматься во
внимание. Пока же можно рассматривать Субуд в качестве чрезвычайно
актуального источника помощи для любой супружеской пары. Причем
это имеет огромное значение не только для мужа и жены, но также, и
даже в большей степени, для их потомства, поскольку Субуд оказывается
преградой для прошлого и может обеспечить новый подход практически
к любой проблеме человека.
Субуд и общество
Социальные проблемы в своем большинстве сопряжены с
мотивацией. Трудности возникают, потому что мотивы людей не чисты
и люди относятся друг к другу с подозрением. Кроме того, посредством
различных видов магии создаются воображаемые мотивы. Люди
убеждают себя в том, что многие вещи просто необходимы для их
благополучия, тогда как они на самом деле не только бесполезны, но
служат причиной несчастья и беспокойства, на которые они жалуются.
Страх, подозрительность, зависть, гордыня, амбициозность, жадность,
безразличие к страданиям других людей и другие злые силы в
человеческой жизни тлетворно влияют на наши мотивы и сводят на нет
все попытки создать нормальное, гармоничное общество людей. Вместе
с тем к священным импульсам, действительно присутствующим во всех
людях, относятся доброта, благожелательность, стремление служить и
помогать друг другу. К сожалению, эти две разновидности мотивов
перемешиваются между собой, и желание построить идеальное
общество, как правило, оборачивается массовыми расстрелами ради
создания лучшего мира. Даже если все происходит без выстрелов,
вожделенное идеальное общество оказывается тиранией
благонамеренных активистов или средством лишения человека
уверенности в себе, способности проявлять независимую инициативу и
высказывать независимые суждения, а также желания упорно работать
ради своих истинных нужд.
Не думайте, что я пишу все это в качестве критики современного
мира или отрицая прогресс человечества. В каждой из предыдущих Эпох
ситуация была точно такой же. Те же самые злые силы, которые
погубили героическую эру, или Полубожественную, Эпоху, позднее
ввергли уже Мегалантропическую Эпоху в пучину бессмысленных войн,
революций и духовного вырождения. И все же во многих очень
значительных аспектах человечество двадцатого века оказалось более
просвещенным и обрело более благоприятный социальный уклад, чем
это было раньше. Правда, и я уже об этом говорил в предисловии,
огромную опасность сегодня представляют набирающие мощь внешние
материальные силы, и дальнейшее поддержание прогресса в стабильных
рамках невозможно без общего духовного пробуждения. Силы внешнего
мира стали такими могущественными, что страх, недоверие, жадность и
прочие пороки обладают сегодня более угрожающими разрушительными
возможностями, чем когда-либо раньше.
Единственный выход из положения, по признанию многих серьезных
людей во всем мире, заключается в очищении мотивов. Вряд ли мне
нужно объяснять вам, что этого невозможно добиться при помощи
аргументов, запугивания, хороших примеров или различных видов
организованной деятельности 2 . Важно удостовериться в том, что
предлагаемые меры действительно осуществимы на практике. В случае
Субуда у нас есть самые оптимистичные указания. Более двенадцати лет
мы экспериментировали в Кумб Спрингс, живя очень демократичной
общиной, где пятьдесят или более человек различного возраста,
интересов, образования, социального статуса и даже рас и
вероисповеданий жили и трудились сообща. Благодаря строгому
самонаблюдению, личным усилиям и духовным упражнениям, которые
мы получили от Гурджиева, нам удавалось преодолевать многие
трудности, возникающие от "разнородности мотивов". Тем не менее, по
правде говоря, нам так и не удалось добиться настоящей гармонии.
Более того, как это обычно и случается с общинами, которые основаны
на "действии извне", вся структура слишком зависела от меня лично как
от "руководителя" или "учителя" групп.
Когда Субуд появился в Англии, конфликты и непонимание, о
которых говорилось в седьмой главе, ставили общину под угрозу весьма
нежелательного раскола. На начальных этапах, латихан, вместо
облегчения, выплеснул негативные силы на поверхность и внешне
значительно осложнил наше положение. Однако уже через шесть-семь
месяцев результаты происходившей все это время трансформации стали
очевидными. Мы были свидетелями зарождения будущего общества, в
котором каждый человек принимает и несет ответственность за себя и в
то же время уважает взгляды других людей и гармонично с ними
сотрудничает.
Мы знакомы с Субудом всего шестнадцать месяцев, и еще рано
ожидать результатов, которые были бы очевидными для постороннего
наблюдателя. Но у тех из нас, которые наблюдали за всем этим
процессом многие годы, нет никаких сомнений в том, что Субуд как раз
и представляет собой ту социальную силу, которая способна претворить
в жизнь столь долгожданное чудо – дать человеку возможность в полной
мере использовать все потрясающие достижения современной науки и
технологии, не разрушая при этом все, и самого человека тоже, из-за
напасти "разнородных мотивов". Идеальное общество невозможно
построить на лидерстве, поскольку это подразумевает зависимость
большинства людей от немногочисленной группы, и по сей день
аналогия Св. Павла между обществом и организмом человека остается
наиболее правдоподобным отображением ситуации. Тем не менее пока
мотивы остаются привязанными к земным интересам, принятие своего
места в обществе на деле оказывается рабством. Вместе с тем трудно
даже себе представить, как все отношения между людьми могут
преобразиться, если произошедшим среди нескольких сотен людей
изменениям будет суждено перекинуться на миллионы. Причем это уже
не абстрактные мечты, а практическая возможность. Это будет
общество, в котором лидерство сменится руководством, власть будет
считаться скорее тяжким бременем, чем желанной амбицией, и желание
занять не соответствующее себе место в обществе будет вытеснено
пониманием того, что каждому доступно самое ценное в человеческой
жизни – удовлетворение, защищенность и уверенность в вечном
благоденствии. В таком обществе все достижения человечества во
внешней сфере могут стать благословением и не понадобится больше
проповедовать, как это делал Ганди, возвращение к прежней "домашней"
жизни.
Субуд и Религия
Со всей своей удивительной благотворностью Субуд не может
достичь своей цели, пока органично не войдет в устоявшуюся
религиозную жизнь человечества. Пак Субух постоянно подчеркивал,
что Субуд не является новой религией и не выдвигает какую-либо новую
догматику, форму поклонения или церковь. Если бы Субуд появился в
качестве обновленческого движения в рамках Церкви, например
зародившись во Францисканском ордене или в Обществе Иисуса, он бы
не вызвал особых сложностей. Безоговорочное подчинение власти
Церкви, которое было характерно для св. Франциска и св. Игнатия,
обеспечило бы принятие столь искренней поддержки благочестия и веры.
Если бы сам Пак Субух решил оставаться не более чем
благочестивым мусульманином, Улем Явы, безусловно, счел бы его
человеком, через которого должно прийти возрождение веры в Бога и
благодаря которому религиозный дух мусульман Малайского
Архипелага должен обрести новые силы. Однако в основном, если не
исключительно, широта его взглядов до сих пор мешает его
соотечественникам принять Субуд в качестве способа возродить Ислам.
Очень трудно согласиться с возможностью возрождения религиозной
веры, если его источник не относится к Церкви как таковой, из-за
опасности крушения основ догматики и падения авторитетов. Светские
по своему происхождению реформаторские движения, даже
вписывавшиеся в структуру основной религии, часто оказывались
опасными и приводили к расколам и ереси. Сам лозунг всемирного
религиозного возрождения предполагает ту разновидность эклектизма,
которая сводит религию к системе универсальной морали, а веру – к
безликому теизму.
История явно свидетельствует о том, что истинную религию
невозможно возродить при помощи какой-либо пропаганды или
внушения. Огромные и искренние усилия, которые были предприняты
Христианскими Церквями со времени окончания войны, не увенчались
возрождением веры. Оживление Ислама, несомненное для всех, кому
довелось в последнее время бывать в Юго-Западной Азии, обернулось
фанатизмом вместо истинной веры и потеряло всякий контакт с
реальностью современного мира. Хотя сам я и не был свидетелем
попыток возрождения Буддизма на Дальнем Востоке, люди, которым
можно доверять, говорят мне о том, что много достичь не удалось,
преимущественно из-за обскурантизма буддийских монахов.
Исключение составляет разве что только Бирма, где движение
Сатипаттана обрело реальную силу. Но даже при этом система
организованной медитации представляет собой скорее метод "действия
извне", нежели способ обновить религиозную веру.
Все это тем более удивительно, если учесть, что потребность в
религии все отчетливее ощущается по всему миру. Материализм, в
котором погрязла Мегалантропическая Эпоха, утратил свои позиции. В
нем разочаровались даже многие ученые, которые прежде были его
основными представителями и пророками. Мир ждет чего-то нового, но,
по большей части, никто не представляет себе, чего следует ожидать и на
что можно надеяться.
Таким образом, перед нами вопрос: Способен ли Субуд оправдать
надежды человечества и оградить людей от опасностей? По моему
мнению, это в основном зависит от того, смогут ли религиозные лидеры
принять Субуд в качестве ниспосланного человечеству способа
возродить истинное поклонение Богу; способа, которым можно
воспользоваться, не жертвуя конкретными догмами религиозных
сообществ и не принижая авторитета Церкви, который она должна
сохранять ради выполнения своих функций.
Я думаю, что, если правильно понимать Субуд, то он может быть
принят всеми, кто верит в Бога и готов полностью отдать себя в Его руки.
Священные импульсы искренности, надежды на Бога, подчинения своей
собственной воли и терпеливого ожидания времен и сроков,
установленных Богом, являются основой любого религиозного
поклонения. Тот, кто приходит к Богу с этим, не будет разочарован. Это
все, что требуется для латихана.
Значение имеет только практика. Практикующие латихан
утверждают, что они не только не отдаляются от своей конфессии, но,
напротив, входят в нее все глубже, и обнаруживают для себя новый
смысл в религиозной жизни. Более того, если они раньше сомневались в
каком-либо аспекте религии, то теперь они видят, что эти сомнения и
колебания основывались на человеческом мышлении и что можно
буквально принимать истинность своей конфессии. Так, один человек
недавно рассказал мне, как вдруг обнаружил, что во время латихана
повторяет Символ Веры, и осознает истинность каждого произносимого
слова. Это его сильно удивило, поскольку он прежде отвергал Символ
Веры, считая его несовместимым с рациональным Христианством.
У каждой мировой религии есть колоссальное позитивное
содержание, выраженное в форме догмы или учения. Человеческий ум
не способен постичь эту догму, поскольку она относится к высшим
сферам души, недоступным для ума. Поэтому человек либо верит, либо
отказывается верить, в обоих случаях не понимая, что принимает или
отвергает. Пробуждаясь, душа начинает осознавать то, о чем не
способен размышлять ум, и тогда человек понимает, что его уму
недоступна истина, необходимая для спасения. Высказывание
Тертуллиана: "Credible est, quia ineptum est, et certum est, quia
impossible," 3 перестает быть парадоксом для тех, кто практикует латихан.
Позитивное содержание религиозной догматики никогда не теряется
в латихане. Однако есть и негативное содержание, которое заключается
в отрицании истинности других вероисповеданий. Это уже не религия, а
фанатизм и узость мышления. Практикуя латихан, человек избавляется
от всего этого и понимает, что все позитивные религиозные верования
совместимы друг с другом и что все видимые противоречия исходят не
от души, а от ума или даже от низшей природы человека. До тех же пор,
пока отрицание ереси считается одной из основ истинной религиозной
веры, будет сохраняться и этот камень преткновения.
В том, что религиозная нетерпимость значительно утратила свои
позиции за последний век, можно различить признак времени и
предзнаменование того, что будет в грядущей Эпохе, если, конечно,
человечество примет свою судьбу. Люди больше не желают идти путем
отрицания, и великое счастье, что священство признает ослабление
нетерпимости за последние сто лет. Верующие всех конфессий сегодня
скорее готовы согласиться с тем, что Откровение Божественной Цели
должно быть и у других людей, помимо членов их собственного
сообщества.
У меня самого не возникает сомнений в истинности слов Пака Субуха
о том, что благодаря Субуду христианин может стать лучшим и более
сознательным христианином, чья вера будет прочнее, чем когда-либо
раньше. Смертельным врагом человечества является материализм,
который, в действительности, означает веру в этот видимый мир и
отрицание всех других миров и возможностей. Материализм – это
ужасный, сатанинский враг, и ум человека неспособен угнаться за всеми
его уловками. При этом Субуд может служить самым надежным
оружием против материализма, поскольку позволят заглянуть за его
границы. Ни одно земное оружие не способно победить в этом
противоборстве, поскольку материальные силы занимают
главенствующее положение в земной жизни, и единственное, в чем
правы смотрящие земными глазами, так это в том, что они не видят
никаких признаков нематериального мира. С материализмом
бессмысленно бороться его же оружием и на его территории. Подобно
сыну земли, Антею, он крепнет и остается непобедимым, до тех пор пока
стоит ногами на земле. Если же его поднять над землей, то он начинает
слабеть и, в конце концов, сдается.
Способ освобождения от материализма можно по праву считать
первым вкладом Субуда в возрождение веры. На втором месте стоит
непосредственная уверенность в реальности религиозного опыта, которая
возникает у практикующих латихан. Такая уверенность очень редко
встречается в современном мире, и даже среди священнослужителей она
редко бывает постоянной и неизменной. И это составляет причину
горьких страданий многих людей. Так, несколько служащих
священников пришли в Субуд, уже почти отчаявшись вновь обрести
потерянную веру, и они не были разочарованы. Третий дар Субуда – это
надежда на Господа. Когда человек получает этот дар, его жизнь
полностью преображается. Истинная надежда на Бога встречается даже
реже, чем вера в реальность религиозного опыта, поскольку и
обладающих этой верой зачастую мучают неуверенность и сомнения по
поводу осуществимости Божественной Задачи. Когда же есть надежда на
Бога, религия занимает подобающее ей место центра человеческой
жизни.
Поскольку все эти дары, то есть освобождение от материализма,
уверенность в реальности религиозного опыта и надежда на Бога, могут
быть приняты без малейшего отклонения от догм собственной религии, я
полагаю, что религиозные лидеры во всем мире должны будут, в конце
концов, признать Субуд ответом Господа на всеобщую молитву: "О,
Господи, скорее спаси нас!"
Я не настолько наивен, чтобы полагать, что мои слова убедят тех, кто
сам никогда не испытывал действия Субуда, и я не думаю, что Субуд в
ближайшее время будет принять Церквями. Но я верю в то, что это
может произойти, поскольку убежден, что в этом состоит Воля Бога.
6. Экспансивная сила Субуда
Теперь мы подошли к ключевому вопросу: что отличает Субуд от
всех остальных духовных даров, когда-либо посылавшихся на землю.
Это возможность экспансии, которая обусловлена способом передачи
контакта. Субуд представляет собой одно из проявлений великого
закона природы, который до недавнего времени был известен только
физикам и биологам. Сегодня он знаком практически всем как Закон
Цепной Реакции, или самоускоряющегося взрыва. Простым примером
служат рост популяции кроликов в Австралии и распространение
папоротников в Англии. В обоих случаях в новую страну с
благоприятствующими условиями существования, то есть почвой и
питанием, было завезено всего несколько особей вида. В Австралии
было мало грызунов, которые бы могли держать популяцию кроликов в
узких рамках, и поскольку каждая крольчиха может приносить приплод
из дюжины кроликов несколько раз в год, пара кроликов могла бы через
десять лет иметь миллиард кроликов потомства. Это происходит потому,
что каждая рожденная пара может дать начало новой цепочке. Даже при
колоссальных издержках темпы роста оказываются просто
потрясающими, и, как всем известно, все сельское хозяйство Австралии
было поставлено под угрозу кроликами с их "цепной реакцией".
Подобно этому папоротник, о которым в Англии узнали только в
восемнадцатом веке, сегодня покрывает более половины
невозделываемых земель Англии.
Другим примером может служить цепная реакция в ядерной физике,
которая теперь держит в страхе все население мира. Каких-нибудь
двадцать лет назад весь ход человеческой истории был коренным
образом изменен открытием того, что определенные тяжелые атомы
взрываются при их бомбардировке нейтронами, в результате чего
образуется еще больше нейтронов, которые в свою очередь взрывают
следующие атомы. Колоссальная разрушительная сила цепной ядерной
реакции обусловлена скоростью самообновления цепочки, на
образование нового витка которой уходит менее десятимиллиардной
доли секунды.
Если сравнить деление ядер с обычным взрывом, то мы увидим, что
последний протекает по другому закону. В этом случае тоже имеет
место исключительно быстрая реакция, но она сама себя не ускоряет.
Взрывная волна распространяется от центра, и по мере удаления энергия
взрыва рассредоточивается по все большему пространству и ее
интенсивность соответственно снижается. Все подобные процессы
подчиняются так называемому Закону Обратного Квадрата. Именно
этим определяется развитие всех действий, исходящих из какого-либо
центра. Это явление хорошо знакомо физикам. Несколько менее
строгой форме этого же закона подчиняется распространение новых
признаков в пределах биологического вида. Есть и еще один закон,
проявляющийся, когда экспансивный процесс порождает факторы,
препятствующие его собственному развитию. В экономике это
называется Законом Уменьшающейся Отдачи, или принципом
истощения.
Эти же законы, хотя и не с такой математической точностью,
работают также и в случае распространения идей и духовных сил.
Давайте возьмем в качестве примера деятельность реформатора,
обладающего огромным влиянием на своих непосредственных
соратников. Передавая им свое рвение, он полагает начало взрыву,
который вскоре выходит за границы личного контакта с самим
реформатором. Передаваемые из вторых рук, его идеи теряют свою
влиятельность и изначальную точность. То есть интенсивность
уменьшается по мере удаления от источника. Кроме того, неизбежны
разного рода компрометации и заблуждения, и достигающий удаленных
сфер отголосок значительно отличается от своей изначальной формы.
Однако еще большему искажению идеи подвергаются, передаваясь со
временем от поколения к поколению. Только первичный импульс
огромной силы способен экспансивно распространиться на много стран и
народов. На самом деле потеря интенсивности и в итоге потеря
содержания заложены в самом способе передачи идей от одного человека
к другому. Источник ограничен, каналы узки, поток зыбок, и, в конце
концов, все останавливается.
Все движения духовного возрождения в последние пять тысяч лет
развивались в соответствии с этими двумя законами, и самое большее, на
что можно было бы надеяться – это на зарождение нового импульса,
такого мощного, чтобы охватить достаточное количество людей для
возникновения в мире новой силы.
В то же время к Субуду не применимо ни одно из этих ограничений.
Так как он передается от человека к человеку не при помощи способов
внешнего общения, а через непосредственный контакт с Источником, он
не подвержен ослаблению или искажению. Поскольку контакт может
быть передан неограниченное число раз тем человеком, в котором он
прочно установился, он не зависит от близости к центру, из которого
происходит. Наверное, читатель уже понял, что Субуд можно назвать
"духовной цепной реакцией", и это действительно так.
Возможности экспансии Субуда неограниченны, поскольку он
передается не через ограниченный канал, то есть не через людей. При
благоприятных условиях он способен распространяться с чрезвычайно
быстрым ускорением темпа. Так, в Англии через три месяца
четырнадцати людям (семи мужчинам и семи женщинам) было
разрешено передавать контакт. Одна из них, Булбул Арнольд, за три
недели передала на Цейлоне контакт ста четырем женщинам.
Ашиата Шиемаш Гурджиева настаивал на том, чтобы каждый всеми-
правами-обладающий член его братства был способен пробудить
сознательность у ста других людей, и каждый из этой сотни должен быть
способным открыть еще сто человек. Помню, как, впервые взявшись
перечитывать настоящую главу, я подсчитал, что, если даже всего
четверым из каждой сотни будет удаваться обрести способность
передачи контакта, и даже если у каждого из четверых на передачу
контакта ста другим людям будет уходить год, то все человечество может
быть приведено в Субуд уже через восемнадцать лет. В связи с этим
меня очень заинтересовали слова Пака Субуха о том, что, если
человечество примет это, Субуд обойдет весь мир за восемнадцать лет, и
что, согласно полученному им откровению, его миссионерские поездки
продлятся именно столько.
Суть цепной реакции заключается в том, что вся сила передается без
изменений или снижения интенсивности на каждой стадии. У десятого
поколения кроликов те же репродуктивные способности, что и у первого.
Десятитысячный делящийся атом выбрасывает тот же избыток
нейтронов, что и первый. Когда дело обстоит таким образом, расстояние
от начальной точки не имеет значения. Каждая точка контакта
становится новым центром экспансии с точно такими же возможностями,
как и первая.
Если, как мы считаем, Субуд действительно способен обеспечить
непосредственный контакт с Великой Силой Жизни, которая делает все
существование возможным, то он может распространяться без
ограничений и снижения интенсивности, и причем очень быстро.
Единственным препятствием для дальнейшего распространения цепной
реакции может быть только отсутствие в сфере реакции подходящего
"способного к делению" материала. В случае Субуда, к такому
"материалу" можно отнести большинство всех людей, живущих на земле.
Это обстоятельство проливается просто бальзамом на сердце. На ум
приходит мильтоновское описание войны между силами света и тьмы, в
которой каждому сатанинскому орудию была противопоставлена
аналогичная, но чистая, ангельская сила. Здесь можно усмотреть
удивительное соответствие с той возможностью, что материальная
цепная реакция, которая затягивает человечество в пучину, будет
вытеснена другой цепной реакцией, протекающей в духовной и
внутренней жизни людей.
Обычный человек
Субуд не послан исключительно интеллектуалам или тем, кто ищет
для себя некое эзотерическое учение. Его вполне можно было бы назвать
"Путем Обычного Человека". Он не предъявляет никаких требований к
людям, помимо тех, что содержатся в словах "просите и дано вам будет".
Такое прошение не предполагает какой-либо особой подготовки или
особых способностей. В этом смысле у ученого или философа нет
преимуществ перед механиком или кондуктором автобуса, у которых,
впрочем, тоже нет преимущества перед первыми. Видя тех, кто
приходит на латихан, мы словно слышим слова "Поистине, я чувствую,
что для Бога все равны". Иногда возникает даже желание сказать
"Благодарю Тебя, Отче, Господь неба и земли, за то, что Ты скрыл это от
мудрых и открыл младенцам".
Будущее мира зависит от обычного человека. Только он может
изменить ход истории. На это уже не способны великие мыслители и
могущественные правители; их время ушло. Обычный человек
беспомощен, пока остается подвластным массовому внушению и зависит
от внешней поддержки во всех своих делах. Однако во всем мире
обычные люди протестуют. Этот протест не носит политический или
социальный характер. Он вряд ли может привести к революциям или
даже войне, и направлен не против несправедливости и притеснений, а
против тупости жизни. Обычный человек попросил, чтобы ему
разъяснили смысл его существования, и в ответ получил телевизор. Он
лучше своих руководителей знает, что никакие настоящие проблемы
сегодня не решаются, и не настолько горд, чтобы, прося о помощи,
требовать научной или религиозной "ортодоксальности" источника этой
помощи.
Помощь должна быть простой и эффективной, и как раз в этом
состоят два из главных достоинств Субуда. Следовательно, можно
надеяться на то, что, если Субуд доступен для обычных людей всех
стран, то именно они и составят основную часть практикующих.
Здесь я хотел бы рассказать вам об одном разговоре между Паком
Субухом и небольшой группой влиятельных в Германии людей, которые
убеждали его поначалу ограничить распространение Субуда до круга тех,
кто мог бы "воздействовать на массы". Они сказали, что такие
общепризнанные лидеры не пожелали бы разделить латихан с простыми
людьми без образования, но эти последние охотно последовали бы за
руководством. Они уверяли Пака Субуха в том, что в Германии витало
ощущение, что должно произойти некое духовное возрождение, и если
Субуд будет нести на себе печать одобрения со стороны громких имен,
то он распространится по Германии в мгновение ока.
Пак Субух ответил, что, в любом случае, ему было запрещено
отказывать кому-либо из приходящих в Субуд, но, даже если бы этого
запрета не было, основу Субуда должны составлять обычные люди. Пак
Субух также добавил, что, когда ему было тридцать шесть лет, один из
Раджей Явы предложил ему стать его советником по реорганизации
государства. Пак Субух отказался, сославшись на то, что это отдалило
бы его от обычных людей.
Миру сегодня прежде всего требуется, чтобы обычные люди всех рас
и народностей вновь обрели веру в Мудрость и Силу Бога и чтобы
возродилась вера в Провидение. Только таким путем "силы внутреннего
мира" могут быть приведены в равновесие с "силами внешнего мира". В
связи с этим мы должны быть особенно рады пути и методу, который
открыт для всех, кто об этом просит, и которому можно следовать при
любых условиях жизни. Для организации Субуда нужны только
подготовленные помощники, которые должны нести бремя передачи
контакта, и помещения, где можно было бы проводить латихан. В то же
время механизм цепной реакции позволит процессу идти в ногу с
любыми масштабами запросов.
В заключение
Я должен закончить, как и начал, извинениями. Я был слишком
вовлечен в описанные мною события, чтобы излагать происходившее с
должной объективностью. Перечитывая написанное, я вижу, что мой
энтузиазм зачастую опережает проверенные факты. Тем не менее в этом
втором издании я постарался более явно показать трудности и опасности,
сопряженные с Субудом, хотя они и не заставили меня сомневаться в
верности основополагающих принципов. Среди тех, кто к настоящему
моменту уже обладает значительным опытом латихана, можно встретить
много убежденных скептиков, которые были вынуждены признать
реальность происходящей работы. И, если мы сегодня лучше чем прежде
осознаем трудности, то, наряду с этим, у нас сегодня есть и гораздо
больше доказательств истинности Субуда.
Учитывая все сказанное выше, я хочу сейчас подвести итог всех
своих впечатлений и убеждений. Во-первых, Субуд действительно
работает. В настоящей книге я не излагал никакой новой теории
спасения человечества и писал лишь о том, что происходило на моих
глазах изо дня в день. Во-вторых, в Субуд очень легко вступить.
Требуется только, чтобы человек получил необходимые разъяснения,
подождал три месяца и затем попросил. Каждый, кто искренне просит,
может получить контакт. В третьих, Субуд приносит положительные
результаты во всех сферах жизни человека, включая его здоровье,
семейные и социальные взаимоотношения, и, что важнее всего, его
духовный и религиозный опыт. В четвертых, Субуд открыт для всех и не
ограничивается какой-либо расой, вероучением или состоянием. Он не
требует подготовки или особых способностей. В пятых, Субуд обладает
неограниченными возможностями экспансии, и скорость его
распространения будет зависеть только от числа обратившихся за
контактом.
Это те практические факторы, которые имеют значение для любого
земного мероприятия. Вместе с тем Субуд больше, чем просто земное
мероприятие – это путь к Чертогам, уровень которых гораздо выше
земного и которые, в действительности, должны быть пристанищем всех
людей.
Субуд будет распространятся так быстро, как это будет угодно Воле
Божьей. Если ему предназначено лететь на крыльях, то будут посланы
особые знамения, которые привлекут к Субуду интерес и расположение
многих людей. Если же процесс должен идти медленно, то латихан
будет распространяться от друга к другу и от родителей к детям, пока его
значение не будет подтверждено несомненными и очевидными для всех
результатами. О философии судят по ее связности и адекватности, о
моральном учении – по его соответствию нашей интуиции правильности
и неправильности, а о религиозной догматике – по ее способности
привлечь и поддерживать веру миллионов. Но о процессе можно судить
только по его результатам. Субуд представляет собой процесс, и как
таковой должен пройти главную проверку: "По плодам их узнаете о них:
разве собирают виноград с репейника, а инжир с чертополоха?".
==============================
1 - В последней части книги Все и Вся, под названием "Жизнь реальна, только когда Я Есть", Гурджиев в 1933 году писал о разнице между "самовольным" и "намеренным" страданием. От человека требуется не своевольное страдание по собственной инициативе, а намеренное вовлечение себя в процесс, непременно включающий в себя страдание.
2 - Например, общественного просвещения, молодежных движений, религиозных акций, благотворительных организаций или обществ, пропагандирующих благонамеренность и всемирное единство.
3 - лат. "Верю, хотя это и неправдоподобно, и уверен, хотя это и невозможно" (прим. перев.).
* * * *