Теория, как и любовь, это хорошо.

Но эксперимент, как и золотой браслет

Остается навсегда.

П.Л.Капица

Занятие парусным туризмом немыслимо без наличия хорошего парусного судна. Приобрести его задача не из легких; купить нельзя, надо строить. Труд большой, и его результат существенно зависит от культуры строителя, общей, парусной и технологической. Одной из трудностей, которую предстоит преодолеть, является почти полное отсутствие информации по всем этапам разработки проекта судна, его конструирования, постройки и доводки.

Чтобы работа была осмысленной, она должна опираться на серьезную основу, теорию парусного судна и экспериментальные данные, получаемые при испытаниях существующих судов. С огорчением вынужден констатировать, что ни того, ни другого мы не имеем. На практике парусные суда строятся по прототипам и совершенствуются методом проб и ошибок. Но создать по настоящему совершенное судно, не зная тонкостей, невозможно. Разработка теории дает возможность собрать воедино и обобщить крохи знаний с большим трудом добываемых в море.

С другой стороны, мало кто из парусников доволен ходовыми качествами своего судна; практически всегда имеются те или иные ухудшающие их дефекты, и всегда затрачивается много т руда и времени чтобы заставить судно ходить быстрее и круче к ветру. Будем понимать под диагностикой лодки выявление таких дефектов.

Диагностику можно проводить по разному. Многие из недостатков выявляются в процессе обычных плаваний, многое обнаруживается на гонках, когда лодка почему-то не идет и тащится в хвосте. Можно пригласить квалифицированного эксперта, который, походив день-другой или неделю на чужой лодке, что-нибудь о ней да скажет. Но до сих пор диагностика лодки проводится вслепую, субъективными методами исходя из интуитивных соображений; отсутствуют какие-либо способы регистрации ходовых качеств лодок, позволяющие хотя бы сравнивать их между собой не устраивая гонок.

Мы, по существу, оказались в положении папуасов еще не изобретших письменности. За четверть века парусного туризма было построено и испытано множество парусных судов, которых сейчас уже нет, и о которых не сохранилось никаких сведений. А зря, там имелись интересные конструкторские находки, были и суда, превосходившие нынешние по своим ходовым качествам. Их данные очень бы пригодились при постройке новых судов. Ниже идет речь и о том, как объективно зарегистрировать ходовые качества парусного судна.

Экспериментальные данные по парусным судам нужны при доводке лодок и при проектировании новых. Много плохо учитываемых факторов, влияющих на свойства парусных судов, делает невозможным их строгий теоретический расчет; на этой почве многочисленные теоретики от паруса напустили мистику и густой туман. Рассеять их способен только эксперимент.

Мне в своей практике довелось столкнуться с парадоксальным случаем, когда судно по непонятным причинам пошло не хуже, а лучше чем от него ожидалось. Принято считать, что быстрее ветра ходят только очень быстроходные гоночные суда. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что мой надувной тримаран, ни в коей мере не являющийся шедевром парусного судостроения, идет почти вдвое быстрее ветра!

Дело было так. Летом 1985 года я был на Онежском озере. За три недели в одиночку со своей собакой Вайдой в качестве матроса прошел его вдоль от Медвежьегорска до Свири и обратно и пересек с Бесова носа на остров Брусно. Прекрасное озеро, грибы, ягоды, друзья-туристы, разбредшиеся на “Мевах” и прочих плавсредствах по островам, и… разбитая килевка на баре у Черной речки: на озере шли гонки крейсерских яхт, и кто-то из участников соблазнился дарами природы, да осадка не та…

Переход поперек озера проходил в тихую погоду. Во всю длину озера от Андомы до Петрозаводска как франзуский флот при Трафальгаре растянулась колонна гоняющихся яхт с обвисшими парусами, штилевших на фордевинде. Ветра не было и на полбалла. Но мой тримаран шел, шел в бейдевинд, прорезая строй яхт; скоро они остались за кормой. 45 км ширины озера были пройдены за 21 час. Не быстро, но скорость явно превышала скорость ветра.

Чтобы выяснить, в чем тут дело, я, используя подручные средства – компас, секундомер и книгу Норвуда “Быстроходные парусные суда” в качестве справочного руководства, провел исследования ходовых качеств своего судна. Измерения подтвердили, что на слабых ветрах скорость хода тримарана превышает скорость ветра. Возник вопрос, почему это происходит. Попытавшись ответить на него, я был вынужден просмотреть всю наличную парусную литературу и разобраться во многих ранее неясных вопросах. Появилось желание систематизировать полученную информацию; так родились эти экспериментально-теоретические очерки.

Основные положения

Ветер, дующий над поверхностью воды со скоростью U – поток воздуха, обладающий на единицу объема массой Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , количеством движения Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и кинетической энергией Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . За время t через нормальную ветру площадку площадью S переносится масса воздуха Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , количество движения Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и энергия Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . На границе раздела двух сред – воды и воздуха количество движения и энергия ветра частично передаются воде; это обычный процесс волнообразования. Если на поверхности воды плавает какое-либо тело, то оно вызывает дополнительную передачу энергии от ветра к воде. Ветер гонит его по воде, вода оказывает сопротивление его движению, энергия ветра затрачивается на преодоление этого сопротивления и, в конечном счете, на нагрев воды.

Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru Плавающее тело может двигаться в любом направлении к ветру; здесь существенно, что оно собой представляет и как использует энергию ветра. Парусные суда не могут идти против ветра, но ветроходы, на которых установлен ветродвигатель, передающий энергию ветра на гребной винт, идут и против него.

Сила и направление ветра, действующего на движущийся объект (вымпельного), отличаются от силы и направления ветра, действующего на неподвижный объект (истинного). Судно, идущее со скоростью Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru под углом Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru к истинному ветру, имеющему скорость Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , обдувается вымпельным ветром со скоростью Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru под углом Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Выполняется соотношение Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , геометрическим образом которого является треугольник скоростей (рис.4). Элементы этого треугольника связаны по теореме синусов соотношениями

Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru (1)

Парусное судно создает ветровую тень; она перемещается вместе с судном, поэтому взаимодействие судна и ветра надо рассматривать в движущейся связанной с судном системе координат; ось X ориентируем по вымпельному ветру. В такой координатной системе судно неподвижно, а вода набегает на него со скоростью –V.

Парусное судно взаимодействует с двумя потоками: воды и ветра. Двигаясь со скоростью V относительно воды и преодолевая сопротивление R, судно затрачивает на свое движение мощность Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru .Со стороны воздушного потока на судно воздействует аэродинамическая сила Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , ориентированная под некоторым углом к ветру. Мощность, затрачиваемая ветром при обтекании судна, равна Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , где Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru - лобовое сопротивление, т.е. проекция силы Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru на направление ветра. Отношение мощностей, затрачиваемых судном на свое движение, и расходуемой ветром, определяется как коэффициент полезного действия парусного судна

Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . (2)

КПД судна проще всего оценить для курса фордевинд. Тогда Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru

Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и составляет примерно 0,5. Скорость хода на фордевинде Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru

Движение парусного судна в целом определяется воздействием ветра на его паруса и воды на его корпус. Схема сил, действующих на судно, показана на рис.5. Аэродинамическая сила Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru при установившемся движении судна уравновешена гидродинамической силой Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Последняя может быть разложена на две составляющие: силу сопротивления R и силу бокового сопротивления Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , противодействующую боковому дрейфу судна. От ношение Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru известно как гидродинамическое качество судна, угол Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru .

Отношение составляющих силы Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru известно как аэродинамическое качество судна; угол Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Силу Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru можно разложить и иначе: на параллельную движению судна силу тяги Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и нормальную ему силу дрейфа Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Выполняются условия Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Из рассмотрения схемы сил следует, что

Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru (3)

В теории парусного судна это соотношение известно как теорема курсов.

Силы Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru уравновешены, но они приложены к разным частям судна – надводной и подводной; между точками их приложения имеется некоторое расстояние, из-за чего возникает момент данной пары сил Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Этот момент имеет составляющие, действующие в вертикальной и в горизонтальной плоскостях. Первая из них вызывает крен и дифферент судна; ей противостоят его поперечная и продольная остойчивости, моменты которых возникают при смещении из-за крена и дифферента центра плавучести судна относительно его центра тяжести. Второй составляющей момента Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru противостоят моменты поперечных сил, возникающих на подводной части судна при отклонении руля. Чтобы судно не лежало на руле, конструктивными мерами стараются добиться, чтобы горизонтальная составляющая момента Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru была равна нулю; это называется центровкой судна.

Углы Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru определяются ориентацией действующей на судно со стороны ветра силы Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Это означает, что как аэродинамическое, так и гидродинамическое качества судна непостоянны и зависят от курса. Принципиальное значение имеют наибольшие значения Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru или, что то же самое, наименьшие значения Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru и Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru , определяющие скоростные и лавировочные качества судна. Если предположить, что хотя бы гидродинамически судно идеально, т.е. не испытывает сопротивления воды своему движению ( Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru ), то на острых курсах достигается значение Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru . Существует способ реализации такой ситуации и экспериментального определения угла Теория, как и любовь, это хорошо. - student2.ru


Наши рекомендации