Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу (базовой части)
Дисциплина относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу (базовой части). Б1.Б.5 Ее освоение происходит во 2 семестре.
Связь с предшествующими дисциплинами
Дисциплина «Психология» является частью общего курса обучения по направлению 0802000 Менеджмент и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения таких дисциплин как: «Философия», «Социология».
Связь с последующими дисциплинами
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Психология» позволят более глубоко освоить смежные профилирующую дисциплину:
- Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языкеввариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.3), изучаемой в 3 семестре.
- Методы принятия управленческих решенийв базовой части математического и естественно-научного цикла (Б2.Б.3), изучаемой в 3,4 семестрах.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
№ п/п | Содержание компетенции | Шифр |
Общекультурные компетенции | ОК-(№) | |
1. | знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии | ОК-1 |
2. | знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности | ОК-2 |
3. | способностью занимать активную гражданскую позицию | ОК-3 |
4. | умением анализировать и оценивать исторические события и процессы | ОК-4 |
5. | владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-5 |
6. | умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | ОК-6 |
7. | готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе | ОК-7 |
8. | способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность | ОК-8 |
9. | умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | ОК-9 |
стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию | ОК-10 | |
11. | умением критически оценивать личные достоинства и недостатки | ОК-11 |
12. | осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | ОК-12 |
13. | способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы | ОК-13 |
14. | владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность | ОК-14 |
Профессиональные компетенции | ПК-(№) | |
Не реализуются |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | - основные категории и понятия психологической науки; - основные функции психики и ориентироваться в современных проблемах психологической науки; - основы общей, социальной, возрастной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; |
УМЕТЬ | - применять полученные знания, умения и навыки на практике; |
ВЛАДЕТЬ | - понятийно – категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования. |
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4 зач.ед. (144 академических часов), из них:
2,22 зач.ед. (80 академических часов) – аудиторные занятия,
1,77 зач.ед. (64 академических часа) – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | ||||
Тема 1. Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология | 0,185 (6) | 0,185 (6) | Опрос | ||||
Тема 2. Основные направления и сферы психологической деятельности | 0,185 (6) | 0,185 (6) | 0,354 (12) | Опрос | |||
Тема 3. Личность как предмет психологического исследования | 0,185 (6) | 0,185 (6) | 0,354 (14) | Опрос | |||
Тема 4. Психические процессы, состояния и свойства | 0,185 (8) | 0,185 (8) | 0,354 (12) | Опрос | |||
Тема 5. Сущность общения: его функции, стороны, виды | 0,185 (6) | 0,185 (6) | 0,354 (12) | Опрос | |||
Тема 6. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | 0,185 (8) | 0,185 (8) | 0,354 (14) | Опрос | |||
ИТОГО за 2 семестр | 1,11 (40) | 1,11 (40) | 1,77 (64) | Зачет во 2 семестре |
Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Использование интерактивных форм | Зачетные единицы (часы) |
2 семестр | |||
Тема 1. Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология. | Мультимедиа-лекция | 0,185 (6) | |
1.1 | Сложность психологии как науки. Гуманитарная и естественнонаучная направленность науки. Методологические особенности. | 0,061 (2) | |
1.2 | Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Понятие предмета и объекта науки. Душа как предмет исследования. Переход к изучению сознания. | 0,061 (2) | |
1.3 | Психология как наука о поведении. Современные представления о предмете психологии. | 0,061 (2) | |
Тема 2. Основные направления и сферы психологической деятельности. | 0,185 (6) | ||
2.1 | Личность психолога – профессионала. | 0,061 (2) | |
2.2 | Профессиональные и личностные качества специалиста. Профессиональная этика психологической практики. | 0,061 (2) | |
2.3 | Система (структура) психологических знаний: общая, педагогическая, возрастная, социальная психологии; юридическая, военная, медицинская психологии, психология труда и пр. | 0,061 (2) | |
Тема 3. Личность как предмет психологического исследования. | Мультимедиа-лекция | 0,185 (6) | |
3.1 | Личность в философии, социологии и психологии. | 0,061 (2) | |
3.2 | Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека | 0,061 (2) | |
3.3 | Свойства, структура и типология личности. Индивид, личность, индивидуальность. | 0,061 (2) | |
Тема 4. Психические процессы, состояния и свойства. | 0,185 (8) | ||
4.1 | Классификация психических явлений и процессов. Общее представление о восприятии. Классификация ощущений. | 0,046 (2) | |
4.2 | Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Основные направления развития представлений об эмоциях. | 0,046 (2) | |
4.3 | Потребности и мотивация. Основные подходы к изучению мышления. Воображение и творческое мышление. Творческая личность. Мышление и интеллект. | 0,046 (2) | |
4.4 | Речь и речевая деятельность. Воля и волевые процессы. | 0,046 (2) | |
Тема 5. Сущность общения: его функции, стороны, виды. | 0,185 (6) | ||
5.1 | Категория общения в психологии. Структура. | 0,061 (2) | |
5.2 | Психологические особенности личностного, формального и делового общения. | 0,061 (2) | |
5.3 | Барьеры общения. Психологические рекомендации эффективного общения. | 0,061 (2) | |
Тема 6. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 0,185 (8) | ||
6.1 | Кризисы в развитии. Младенческий возраст. Ранний возраст. | 0,046 (2) | |
6.2 | Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. | 0,046 (2) | |
6.3 | Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. | 0,046 (2) | |
6.4 | Психология зрелых возрастов. Старение и старость. | 0,046 (2) | |
Итого за 2семестр | 1,11 (40) | ||
Итого | 1,11 (40) |
Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лабораторных работ
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Использование интерактивных форм | Зачетные единицы (часы) |
2 семестр | |||
Лабораторные работы учебным не предусмотрены | |||
Итого за 2 семестр | 0 (0) | ||
Итого | 0 (0) |
Наименование, содержание и интерактивные формы проведения практических (семинарских) занятий
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Использование интерактивных форм | Зачетные единицы (часы) |
2 семестр | |||
Тема 1. Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология. | Устный опрос | 0,185 (6) | |
1.1 | Сложность психологии как науки. Гуманитарная и естественнонаучная направленность науки. Методологические особенности. | 0,061 (2) | |
1.2 | Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Понятие предмета и объекта науки. Душа как предмет исследования. Переход к изучению сознания. | 0,061 (2) | |
1.3 | Психология как наука о поведении. Современные представления о предмете психологии. | 0,061 (2) | |
Тема 2. Основные направления и сферы психологической деятельности. | Устный опрос | 0,185 (6) | |
2.1 | Личность психолога – профессионала. | 0,061 (2) | |
2.2 | Профессиональные и личностные качества специалиста. Профессиональная этика психологической практики. | 0,061 (2) | |
2.3 | Система (структура) психологических знаний: общая, педагогическая, возрастная, социальная психологии; юридическая, военная, медицинская психологии, психология труда и пр. | 0,061 (2) | |
Тема 3. Личность как предмет психологического исследования. | Устный опрос | 0,185 (6) | |
3.1 | Личность в философии, социологии и психологии. | 0,061 (2) | |
3.2 | Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека | 0,061 (2) | |
3.3 | Свойства, структура и типология личности. Индивид, личность, индивидуальность. | 0,061 (2) | |
Тема 4. Психические процессы, состояния и свойства. | Устный опрос | 0,185 (8) | |
4.1 | Классификация психических явлений и процессов. Общее представление о восприятии. Классификация ощущений. | 0,046 (2) | |
4.2 | Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Основные направления развития представлений об эмоциях. | 0,046 (2) | |
4.3 | Потребности и мотивация. Основные подходы к изучению мышления. Воображение и творческое мышление. Творческая личность. Мышление и интеллект. | 0,046 (2) | |
4.4 | Речь и речевая деятельность. Воля и волевые процессы. | 0,046 (2) | |
Тема 5. Сущность общения: его функции, стороны, виды. | Устный опрос | 0,185 (6) | |
5.1 | Категория общения в психологии. Структура. | 0,061 (2) | |
5.2 | Психологические особенности личностного, формального и делового общения. | 0,061 (2) | |
5.3 | Барьеры общения. Психологические рекомендации эффективного общения. | 0,061 (2) | |
Тема 6. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | Устный опрос | 0,185 (8) | |
6.1 | Кризисы в развитии. Младенческий возраст. Ранний возраст. | 0,046 (2) | |
6.2 | Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. | 0,046 (2) | |
6.3 | Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. | 0,046 (2) | |
6.4 | Психология зрелых возрастов. Старение и старость. | 0,046 (2) | |
Итого за 2семестр | 1,11 (40) | ||
Итого | 1,11 (40) |
Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание; вид самостоятельной работы | Форма контроля | Зачетные единицы (часы) |
2 семестр | |||
Подготовка к практическим занятиям | Опрос | 0,354 (12) | |
Самостоятельное изучение темы: «Возникновение и развитие психики в филогенезе» | Опрос | 0,354 (14) | |
Самостоятельное изучение темы: «Возникновение и развитие сознания.» | Опрос | 0,354 (12) | |
Самостоятельное изучение темы: «Деятельность и сознание личности» | Опрос | 0,354 (12) | |
Итого за 2 семестр | 1,77 (64) | ||
Итого | 1,77 (64) |