Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

__________________ О.И. Рудницкий

“______”_______________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.В.ОДУ.6 Виктимология

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

по направлению подготовки

Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

квалификация выпускника «магистр»

Симферополь, 2016

Рабочая программа «Виктимология» для обучающихся

по направлению подготовки 40.04.01 – юриспруденция.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО № 955

от 07 августа 2014 года и учебным планом для очной (заочной) формы обучения

Разработчики: Соляной А.В., доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии

Протокол от “15” декабря 2015 г. № 6

Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии

_____________________ (В.А.Бугаев)

(подпись) (Ф.И.О.)

“15” декабря 2015 г.

Согласовано с методической комиссией юридического факультета

Протокол от “15” декабря 2015 г. № 3

Председатель ________________ (Е.Н.Некрасова)

(подпись) (Ф.И.О.)

   
   

Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является современное научное понимание виктимологического подхода к предупреждению преступности, особенностей криминологических характеристик жертв преступлений и их отношений с преступниками, видение современных подходов к предупредительно-профилактической деятельности и проблем их реализации. Целью освоения учебной дисциплины является: овладение основами виктимологического подхода к проблемам преступности. Дисциплина направлена на комплексное решение задач развития общей правовой культуры студентов и понимания вопросов, раскрывающих сущность произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, особенности развития государства и права России в русле мировой цивилизации, теории российской государственности и тенденции её развития.

Главная цель подготовки юристов - выпуск высококвалифицированных специалистов, отвечающих как современным, так и перспективным потребностям общества. И здесь много нерешенных вопросов. Поэтому необходимо переосмысление содержания и технологии передачи юридических знаний с учетом их гуманистической направленности. Необходима гармонизация учебного плана – обеспечение оптимального соотношения интеллектуального, нравственного и творческого развития. Представляется, что часть учебного плана, которая предусматривает непосредственное воспитание гуманизма, должна быть усилена. В этом плане перспективна подготовка юристов в рамках дисциплины «Виктимология».

При изучении курса «Виктимология» делается упор на рассмотрение общетеоретических положений, прежде всего связанных с раскрытием понятий виктимности, виктимизации, виктимогенных и криминогенных ситуаций, стадий, субъектов и объектов виктимологической профилактики; на рассмотрение особенностей виктимологической профилактики применительно к различным видам преступлений и категорий жертв; а также на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и противодействовать преступным посягательствам.

Задачей виктимологии является изучение лиц, побывавших в роли жертвы, а также тех, кто никогда не приобретал статуса непосредственной жертвы преступления, кроме того, виктимология решает задачу концентрации и осмысления в рамках единой виктимологической концепции научной информации о личности потерпевшего.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)

Настоящий учебный курс разработан с учетом положений и требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.04.01 «Юриспруденция», профиля «Уголовное право». Дисциплина «Виктимология» относится к уголовно-правовому профилю вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Курс дисциплины «Виктимология» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, формирования у них профессионального мировоззрения и служит надёжной основой для дальнейшего освоения таких правовых дисциплин как Криминология, Криминалистика, Уголовно-процессуальное право, Уголовная политика и т.п. Успешное освоение курса «Виктимология» создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин. «Виктимология» - «учение о жертве» (в нашем случае о жертвах преступлений) – это довольно молодое направление в криминологии, изучающее все, что связано с жертвами преступлений и, главное, те условия и обстоятельства, которые способствуют становлению жертвы. Основной вопрос виктимологии - почему человек стал жертвой преступления и что необходимо для того, чтобы ею (жертвой) не стать. В юридической литературе высказываются разные позиции по отношению к виктимологии. Одни ученые утверждают, что это направление в криминологии, другие, что это самостоятельная наука. Представляется, что на современном этапе предпочтительней первая позиция. Вместе с тем, и те и другие не оспаривают содержание предмета виктимологии, а также ее целей и задач.

По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- знать проблематику недопущения, выявления, пресечения, предотвращения преступлений, оперировать криминологическими понятиями и категориями;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- знать показатели преступности, структуры личности преступника, внутренних и внешних причин преступного поведения, осуществления планирования и программирования профилактики преступлений на общесоциальном, личностно-микросредовом и индивидуальном уровнях;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- соответствующее отраслевое законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

По результатам обучения магистр должен уметь:

- оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать определения и термины, которыми оперирует теория государства и права, уголовное право, социология права;

- самостоятельно делать обобщения судебной практики;

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- обладать первичным основам и навыкам в области изучения социально-правовых основ виктимологической теории и практики.

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- объяснить действие норм права их адресатам;

– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- приемами прикладных криминологических исследований поведения жертвы преступления, причин и условий отклонений от нормы безопасного поведения, личности жертвы;

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- методиками безопасного поведения в тех или иных конфликтных ситуациях;

- составления экспертных заключений;

- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;

– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

- консультирования граждан по правовым вопросам.

Дисциплина (модуль) изучается на _____ курсе (ах) в ________ семестре (ах).

Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

Наши рекомендации