Требования, предъявляемые кафедрой клинической психологии к курсовым работам на разных этапах обучения.
Указания по представлению экспериментальных данных
Данные должны быть представлены в виде электронных таблиц Microsoft Excell по следующей форме:
1) 1 файл должен содержать социодемографические данные
n ФИО (если исследование проводилось анонимно, то указывается порядковый номер испытуемого)
n Пол
n Возраст
n Образование (среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее)
n Семейное положение (женат/одинок/разведен)
n занятость (учится/работает/не работает)
1 лист этого файла содержит характеристику группы здоровых испытуемых. 2 и последующие листы - характеристику клинических групп.
Оформление в таблице: слева в специальном столбце приводятся фамилии испытуемых в алфавитном порядке. Справа (против каждой фамилии - ) приводятся соответствующие данные.
Пример
N | ФИО, группа б-х депрессией | Пол | Возраст | Сем/пол | Занятость | Образование |
Иванова А.Б. | ж | Одинока | учится | незак.выс. | ||
Петров Б.В. | м | Женат | безраб | высшее | ||
Сидоров В. Г. | м | Разведен | работает | среднее |
2) 2 файл содержит клинические характеристики обследованных больных - диагноз по МКБ - Х. Если диагноз по МКБ-Х не был поставлен в учреждении, где обследован пациент, то сообщается диагноз, указанный в истории болезни.
Фамилии обследованных испытуемых указываются в том же порядке, что и в 1 файле.
Пример оформления клинических сведений о больных
N | ФИО, группа б-х депрессией | Диагноз по МКБ-Х |
Иванова А.Б. | F. 32.0 - легкий депрессивный эпизод | |
Петров Б.В. | F. 33. 1 - рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод умеренной тяжести | |
Сидоров В. Г. | F. 34.0 – циклотимия |
3) 3 файл содержит данные симптоматических шкал, измеряющих уровень депрессии (Шкала депрессии Бека, шкала депрессии Ковак), уровень тревоги (Шкала депрессии Бека, шкала тревоги Тейлора), психопатологических расстройств (SCL-90).
Данные заносятся с “сыром” виде. Средние показатели (для шкал депрессии и тревоги) и усредненные показатели отдельных подшкал (для SCL-90) подсчитываются по формулам и приводятся на тех же листах, что и сырые данные.
Фамилии испытуемых (здоровых и клинических групп) приводятся в алфавитном порядке. Этот порядок должен совпадать с порядком указания фамилий в 1 и 2 файлах.
Пример оформления таблицы данных по SCL-90
N | ФИО Б-е депрессией | ФИО Б-е депрессией | Som | Dep | Int | Anx | GSI | |||||
Иванова А.Б. | c | ы | р | ы | е | Иванова А.Б. | ||||||
Петров Б.В. | Петров Б.В. | |||||||||||
Сидоров В. Г. | Сидоров В. Г. |
4) 4 и последующие файлы содержат данные других шкал и экспериментальных методик, использованных в исследовании
Порядок их оформления такой же. 1 лист содержит данные нормы (в сыром и усредненном виде). 2 и последующие листы - данные клинических групп. Фамилии испытуемых вводятся в том же порядке, что и в предыдущих файлах.
Все эти инструкции касаются только электронной базы данных! Нигде в дипломе не должно быть указания фамилий пациентов! Это сугубо конфиденциальная информация!
Пример оформления таблиц в тексте курсовой или дипломной работы.
Таблица 1. Уровень социальной поддержки у больных психосоматическими расстройствами и здоровых испытуемых (шкала SOZU-22).
Группа испытуемых | Эмоциональ ная поддержка M ( SD) | Инструмен тальная поддержка M (SD) | Социальная интеграция M ( SD) | Доверитель ные отношения M (SD) | Удовлетворенность поддержкой M (SD) |
Больные | 33 (8.1)** | 17 (4.1) | 23.7 (5.1) | 6.7 (1.1) | 5.9 ( 1.3) |
Здоровые | 27 (6.2) | 17.4 (3.7) | 22.3 (4.8) | 6.4 (1.3) | 6.1 (1.1) |
M (mean) - среднее
SD - квадратичное отклонение
** - различия статистически достоверны, p < 0.01 (критерий Манна Уитни)
Таблица 2. Значения критерия Манна Уитни при сравнении больных психосоматическими расстройствами и здоровых испытуемых по параметрам социальной поддержки
Параметры поддержки | Значения показателя U | Уровень значимости |
эмоциональная поддержка | 0.0028 | |
инструментальная поддержка | 0.7242 | |
социальная интеграция | 594.5 | 0.2289 |
доверительные связи | 0.5608 | |
удовлетворенность социальной поддержкой | 672.5 | 0.6838 |
Требования, предъявляемые кафедрой клинической психологии к курсовым работам на разных этапах обучения.
II курс: обзорная работа аналитического характера. Важно провести критический анализ литературы, критерии и основания которого задаёт научный руководитель. Объём 20-45 страниц. Должна быть четкая структура работы, введение, содержащее все необходимые рубрики, пронумерованные выводы и заключение. Работа должна быть аккуратно и правильно оформлена.
III курс:также возможна обзорная работа, но если тема продолжается со второго курса, то может быть проведено исследование. Объём 20-30 страниц. Освоение навыков проведения эксперимента, обработка данных, представление результатов.
IV курс: экспериментальное исследование 20-50 человек в зависимости от сложности и задач исследования. Жанры: кейс-стади, популяционное исследование, исследование клинической выборки.
V курс: дипломная работа. Экспериментальное исследование, допустимо теоретическое исследование, но с определенным уровнем новизны и глубоким всесторонним анализом литературы по какому-то актуальному научному вопросу.
Требования к оформлению работы:
Оформление работы: Через 1,5 интервала, 14 шрифт, объём – 20-30 страниц на втором и третьем курсах. Все необходимые рубрики (см. выше). Должны быть соблюдены правила цитирования, оформления списка литературы.
Организационные требования:
Темы курсовых вывешиваются в начале года. Тема обязательно должна быть утверждена на кафедре и подписана зав. кафедрой. План составляется с научным руководителем сразу после прикрепления. Тема выбирается до конца октября, Базовый список литературы даётся научным руководителем осенью. Студент должен и имеет право получить обратную связь от научного руководителя до выставления оценки и переработать курсовую с учетом замечаний. Оценка выставляется на основании переработанного после обратной связи руководителя текста. Для получения такой обратной связи работа должна быть сдана руководителю заранее – не позднее, чем за 3-4 недели до сроков получения отметок по курсовым. Работа должна быть сдана в распечатанном виде. На старших курсах перед защитой рецензенту работа должна быть передана за неделю до срока защиты.
Приложение 3.
График подготовки
Курсовой работы / итоговой выпускной квалификационной работы
студента ______________________________________________________________
тема работы____________________________________________________________
научный руководитель__________________________________________________
Содержание работы | Форма отчета | Срок выполнения |
Подписание заявления и графика работы | Предоставление на кафедру подписанного студентом и руководителем заявления и графика | до 15.10.20…г. |
Оформление теоретического обзора по выбранной теме | Предоставление руководителю рабочих вариантов текста основных глав работы | до 25.02.20…г. |
Набор основных материалов эмпирического исследования | Предоставление руководителю протоколов обследований и электронной базы данных, оформленной в соответствии с правилами, описанными в «Требованиях к выпускной квалификационной работе» | до 27.03.20…г. |
Предоставление текста курсовой работы руководителю на проверку / Предзащита выпускной квалификационной работы | Предоставление полного текста курсовой / Сообщение о полученных результатах (представление основных таблиц с данными статистической обработки результатов эмпирического исследования) | Должна пройти в период 22.04.20…г. по 26.04.20…г. |
Окончательное оформление текста работы | Текст | |
Представление окончательного текста работы научному руководителю | Текст | За 7 рабочих дней до передачи работы рецензентам |
Представление текста работы рецензентам | Текст | За 7 рабочих дней до защиты работы |
Защита курсовой работы / выпускной квалификационной работы | Представление двух экземпляров оформленной работы, диска с записью окончательной базы данных эмпирического исследования (руководителю) и сообщения (до 10 минут, с электронной презентацией результатов) об основном содержании работы | ……..20…г. |
Студент______
Научный руководитель_________________________________________________________