Сущность и специфика эмоций и чувств.
Эмоции и чувства – это особый класс психических процессов и состояний, отражающий отношение ч-ка к миру, людям и самому себе, связанный с удовлетворением потребностей.
Эмоции | Чувства |
Э. – это субъективное сост-ие ч-ка в ответ на возд-ия, к-рые проявл-ся в форме переживания, удовольствия или неудовольствия (пр: радость, гнев, печаль). Э. ситуативны. Э. первые возн-ют в онтогенезе. Э. осущ-ют регуляции на ур-не орг-ма и приспосабливают к среде. Роль: ф-ция «+» или «–» подкрепления; способствуют приобретению полезных и избеганию вредных форм возд-ия. Э. м.б. осознанны и неосознанны. Хар-ны для жив-ых и ч-ка. Регулируются подкоркой. Э. полярны. | Ч. – это устойчивое эмоциональное отн-ие ч-ка к явлениям действ-ти, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами (пр: ненависть). В стр-ру Ч., кроме Э., входит отн-ие, связанное с пониманием: Ч =Э + отн-ие. Ч. позже возн-ют в онтогенезе. Ч. осущ-ют регуляцию на ур-не Л. и приспосабливают к общ-ву (пр: ч. уважения). Ч. – это продукт культурно-историч. È. Ч. формир-ся под влиянием воспитания. Ч. более устойчивы и постоянны. Ч. осознанны и контролируются корой. Ч. амбивалентны. |
Составляющие Э. и Ч.
1. Внешние проявления (мимика, жесты, позы).
2. Физиолог. изменения орг-ма (пульс, зрачки, дыхание, покраснение лица).
3. Внутр. субъективное переживание, в к-ром ч-к не всегда может дать себе отчет.
Физиологические мех-змы.
Э. оч. тесно связаны с протеканием физиолог. процессов. Обусловлены работой:
ретикулярной формации,
таламуса, гипоталамуса,
лимбической с/мы,
специализированных стр-р мозга,
коры, лобных долей, речевых центров (чувства).
Роль:
энергетическая активация орг-ма,
обеспечение оптимальной дея-ти,
Э. и Ч. лежат в основе приобретения опыта,
Э. – это главный мех-зм регуляции,
по Дадонову, Э. обладают самостоятельной ценностью (Э. украшают жизнь).
Функции эмоций.
1. Сигнальная ф-ция (мобилизует защитные силы).
2. Регулятивная ф.
3. Оценочная ф.
4. Экспрессивная ф. (выражение чувств).
5. Коммуникативная ф.
6. Согласно Леонтьеву, Э. ставит задачу на смысл, побуждая работать над собой.
Классификации эмоций.
1. По знаку: «+» и «–».
2. По хар-ру потребностей: биологич. и социальные.
3. По влиянию на дея-ть (Им. Кант):
стенические – возбуждающие (гнев, радость),
астенические – тормозящие (тоска, благодушие).
4. По Вундту: удовольствие – неудов-ие; напряжение – разрядка; возбуждение – успокоение.
5. Изард выделяет фундаментальные и производные эмоции.
7. По силе и длительности выделяют:
чувства,
аффекты – сильная кратковременная эмоц. р-ия, хар-ся нарушением сознательного контроля и сужением сознания;
страсть – сильная длит. доминирующая эмоц. р-ия, направляющая все помыслы ч-ка на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом;
настроение – устойч. переживание каких-л. Э.; это эмоц. оценка Л-тью того, как складываются для нее обстоятельства (по Рубинштейну);
чувственный тон – эмоциональная окраска ощущений.
Виды чувств.
1. Нравственные ч. (этические, моральные) – это переживание отн-ия к себе, др, Родине (пр: гуманизм, патриотизм, стыд). В основе лежит знание норм морали.
2. Интеллектуальные ч. – в основе: потребности в знаниях.
3. Праксические ч. – чувства, порождаемые дея-тью.
4. Эстетические ч. – в основе: стремление к гармонии, красоте.
Тема. Воля. Стр 125
Воля – это спос-ть ч-ка действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутр. трудности и препятствия.
Волевое действие – это сознательное целенаправленное д-ие ч-ка по преодолению препятствий с помощью волевого усилия.
Волевое усилие – это форма сознательного напряжения, мобилизации внутр. ресурсов ч-ка и создание доп. мотивов (смыслов) к д-ию по достижению цели; хар-ся кол-вом Е, затраченной на выполнение целенаправленных д-ий или удержание от нежелательных поступков.
Произвольное поведение – это пов-ие, организованное, управляемое и подчиненное цели; это пов-ие, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!».
Модель произв. пов-ия: потребности --- мотив Хочу --- цель --- план --- реализация цели.
Непроизвольное пов-ие – это неосознанное импульсивное пов-ие под влиянием сильных сиюминутных побуждений.
Волевое пов-ие возн-ет тогда, когда на пути мотивированного д-ия возн-ет препятствие. В. пов-ие связано с преодолением препятствий, осознанием цели, б-бой мотивов, сознательным отказом от одних мотивов и целей ради реализации других.
Структура В. пов-ия:
потребности --- слабый мотив Надо --- цель --- смысл --- план --- реализация --- рез-т.
Основным мех-змом В. пов-ия (по Иванникову) явл-ся созд-ие доп. смысла д-ия, когда оно выполняется ради личных ценностей ч-ка.
Волевая регуляция – это подключение необязательного для выполнения д-ия к смысловой сфере Л., соед-ие требуемого пов-ия с нравственными мотивами и ценностями.
Волевой ч-к – это ч-к, способный создавать доп. побуждение к д-ию путем изменения смысла этого д-ия.
Ψ-ий мех-зм воли – это намеренное изменение смысла как мех-зма пов-ия (Иванников).