Тема 2. Организация как объект менеджмента.
Плани
семінарських занять
(з практичними завданнями)
з навчальної дисципліни
«Менеджмент»
для студентів
ІІ– го курсу денної форми навчання на 1У- й семестр 2011-2012 навчальний рік
Затверджено на засіданні
кафедри соціально-
економічних дисциплін
29 серпня 2011 р.
протокол № 1.
Завідувач кафедри
____________________
Гущинський Г. А.
Сімферополь – 2011
ВВЕДЕНИЕ
Предметом учебной дисциплины «Менеджмент» являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления социально – экономическими процессами на уровне организации (фирмы, предпринимательской структуры).
Целью преподавания учебной дисциплины «Менеджмент» выступает:
усвоение студентами основ современной теории менеджмента;
формирование у них общих представлений о менеджменте: как науке, как самостоятельном виде профессиональной деятельности, как процессе и органе управления. При этом будущим специалистам по праву необходимо получить специальные знания, умения и навыки управления фирмой на разных уровнях и должностях, уяснить особенности менеджмента в сфере юридического обслуживания бизнеса.
Специфика образовательной профессиональной программы обучения студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение» обусловливает связь учебной дисциплины «Менеджмент» с курсами экономической теории, экономики предприятия, а также трудового, хозяйственного, финансового, административного и уголовного права.
Студенты должны:
знатьсоциально-экономические условия возникновения и развития менеджмента, современные концепции менеджмента; принципы и методы менеджмента; закономерности развития организации как объекта менеджмента; общее содержание стратегического планирования, организации, мотивации, контроля, координации и других функций менеджмента; сущность процессов коммуникации и принятия управленческих решений, основные модели и технологии менеджмента;
уметьприменять на практике теоретические положения менеджмента; осуществлять анализ внешней и внутренней среды фирмы; управлять развитием организации; реализовывать на практике основные функции менеджмента; выбирать и использовать оптимальные модели руководства фирмой и подчиненными; формировать команды и применять принципы принятия управленческих решений, осуществлять эффективную кадровую политику и политику наращивания знаний, самостоятельно повышать свою квалификацию и пополнять знания в области менеджмента.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
Занятие №1 и №2 (4 часа)
Тема 1. Менеджмент: сущность, социально-экономические условия возникновения и развитие.
(лекции – 4час.; практ. занят. – 4 час.)
1. Определение менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджмент как процесс управления. Понятие стратегического, оперативного и ситуационного менеджмента. Основные сферы и функции менеджмента. Менеджмент как категория людей и орган управления. Менеджмент как наука и учебная дисциплина.
2. Социально-экономические условия возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Фордизм. Классическая, или административная, школа. Школа «человеческих отношений», или неоклассическая школа. Школа «поведенческих наук».Количественная, или новая, школа науки управления. Ресурсная теория. Концепция менеджмента знаний. Теория обучающейся организации.
3. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Основная и дополнительная литература
К каждому занятию будет даваться на лекциях по соответствующим темам (с указанием глав, параграфов, разделов и страниц соответствующих литературных источников, которые у студентов есть на флешках в электронном виде).
Занятие №3 (2 часа)
Тема 2. Организация как объект менеджмента.
(лекции – 2час.; практ. занят. – 2 час.)
1. Понятие и ключевые характеристики организаций. Виды организаций.
Содержание и основные факторы внутренней среды фирмы. Внешняя микросреда коммерческой организации. Элементы внешней макросреды фирмы.
2. Жизненный цикл организации и его стадии.
3. Культура организации. Уровни организационной культуры. Методы поддержки культуры организации.
4. Социальная ответственность менеджмента: сущность, модели, формы. Кодексы социальной ответственности и их содержание.
Занятие №4 и №5 (4 часа)
Тема 3. Связующие процессы менеджмента. Информация и коммуникации. Принятие управленческих решений.
(лекции – 2час.; практ. занят. – 4 час.)
1. Информация, ее виды и роль в менеджменте. Классификация информации. Система обмена информацией.
2. Понятие и роль коммуникаций. Виды и формы коммуникаций. Препятствия в коммуникациях. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы.
3. Сущность и виды управленческих решений. Основные требования к принятию управленческого решения. Методы, модели и этапы принятия управленческого решения. Методика анализа АБВ.
4. Организация и контроль исполнения решений.
Занятие №6 и №7 (4 часа)
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности организации. Реализация стратегии
(лекции – 2час.; практ. занят. – 4 час.)
1. Стратегическое планирование. Миссия и цели организации. «Дерево целей». Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее развития.
2. Портфельный анализ. Выбор «стратегической зоны хозяйствования» и «стратегических хозяйственных единиц» с преимуществами в конкурентной борьбе.
3. Формулирование и реализация стратегии деятельности фирмы. Типы базовой стратегии развития фирмы. Функциональные и конкурентные стратегии.
4. Планирование реализации стратегии. Виды, задачи и методы разработки планов.
5. Управление по целям (результатам). Методика управления эффективностью бизнеса (BPM - Business Performance Management). Методика сбалансированных показателей (BSC - Balanced Score Card) как элемент стратегического балансирования деятельности организации.
Занятие №8 (2 часа)