Организация, как объект менеджмента

Объект менеджмента можно определить на разных уровнях управления. Управление можно осуществлять по отношению к рабочему месту, элементу структурного подразделения, структурному подразделению, организации в целом. А также по отношению к комплексу, группе, холдингу, городскому хозяйству, отрасли и национальной экономике в целом. Однако, с научной точки зрения, менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях. Термин "организация" в менеджменте имеет два значения:

1. Процесс создания самой системы, контроль функционирования отдельных ее элементов, т.е. организация хозяйственной деятельности компании. В этом случае термин "организация" используется для обозначения процесса упорядочения, привидения структурных подразделений в систему, способную сохранять единство этих частей.

2. Объект, являющийся результатом процесса организации, с присущими ему единой структурой, взаимосвязями, соотношением частей и целого. Организация рассматривается как хозяйствующий субъект: предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица.

Объект управления создает объектно-ориентированную систему менеджмента и является его подсистемами, которые представлены на рисунке 2.

 
Организация, как объект менеджмента - student2.ru

Рисунок 2 – Объектно-ориентированная система менеджмента

Объектно-ориентированная структура менеджмента включает метафункции и объекты - подсистемы менеджмента, которые являются структурой системы управления организации. Подсистемы выражают собой функциональный менеджмент или разновидности менеджмента, реализуемые на практике. Метафункции являются общими и используются во всех подсистемах менеджмента. Метафункции позволяют обеспечивать управляющих организации координацией принятия решений.

Все организации характеризуются общими чертами:

1. Использование ресурсов, в т.ч. человеческих.

2. Функционируют в определённой внешней среде и зависимы от неё.

3. Разделение труда - вся работа разделяется на специализированные задания, образуются подразделения, отделы или службы.

При управлении любой подсистемой организации: персоналом, производством, финансами, рынком менеджер собирает о данном объекте информацию, вырабатывает стратегию функционирования и развития этого объекта и стремиться постоянно, внедрять на данном объекте инновации.

Так как работа в организации разделена на части, кто-то должен её координировать, согласовывать. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделён от остального труда, такое разделение называется вертикальным. При вертикальном разделении может возникать конфликт интересов субъектов экономической деятельности предприятия (табл. 1.).

Таблица 1 – Взаимосвязь интересов субъектов управления.

Субъект Интересы
Собственник предприятия Получение максимальной эффективности от работы компании: капитализация, увеличение доли рынка
Руководители Получение максимальной эффективности личной деятельности: личный доход, профессиональный рост
Сотрудники Получение максимального личного дохода

Большие организации имеют громадный объём управленческой работы, которая также разделяется по горизонтали, во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители.

Для минимизации конфликта интересов образуют следующие уровни управления: руководители высшего звена - принимают важнейшие решения, разрабатывают цели и стратегию предприятия; среднего - согласовывают усилия различных подразделений организации, разрабатывают тактику, низшего – выполняют ежедневные операции и действия.

Принципы менеджмента

Общие принципы или универсально применимые правила, предписывающие, как должно осуществляться управление в организации, и какой должна быть организационная структура в фирмах и учреждениях любого типа, вне зависимости от их принадлежности, размера и предназначения были сформулированы как руководство для управленцев по выбору наиболее эффективной стратегии достижения целей организации.

Эти принципы являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими тре­бованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и внешней средой, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

1. Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организа­ции несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а так же исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений.

2. Принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

3. Принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий.

5. Принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Функции менеджмента

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций.

Такие функции называют основными функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности. Эти функции включают в себя:

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· контроль;

· координация.

Планирование - это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации.

2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

3) способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта.

Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления - организации работы.

Организация - это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы. Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом, то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления компанией. Поэтому функция организации - это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия. Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала.

Мотивация - это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления - действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании. Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Производительность труда - это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени, или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции. Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль - это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке. Другими словами, контроль - это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое. В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции - координации.

На практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации.

Координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании. Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров. Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.

Следует отметить, что ни одна из перечисленных и других функций управления не может быть реализована изолированно, поскольку находится в диалектической связи с другими

Наши рекомендации