Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.
Вопрос 43. Сознание как высшая форма психического отражения, его генезис и структура.
Сознание как высшая форма психики
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания:
а) Чувственная ткань - чувственные составляющие конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, т.е. мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное поле и объект его деятельности. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно, означенность.
б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке. Носителями значений является язык, но за языковыми значениями скрываются общественно-выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность
в) Личностный смысл - значение для меня. Функция личностного смысла - пристрастность сознания (субъективность мышления).
Предпосылками становления сознания выступают:
эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
развитие зачаточного интеллекта животных;
переход особой ветви гоменид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.
Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.
Способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.
Понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.
Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись.
Иерархия способностей
Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.
Под общей одаренностьюпонимается развитие например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности.
Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.
Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.
Исследование способностей ведется с различных сторон:
• выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;
• изучается их развитие в конкретных видах деятельности:
• рассматриваются общие механизмы формирования способностей.