Вопрос. Определить способности и их естественную основу. Охарактеризовать виды и уровни способностей. Какие способности, по Вашему мнению, должен иметь психолог?

Способности — это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний не сводятся, а являются лишь возможностью для их приобретения.

Способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, т.е. насколько при равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями.

Структура способностей состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Задатки как природные предпосылки способностей. Способности – не врожденные, задатки - врожденные.

Б.М. Теплов выделил три основных признака понятия способности:

-Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого

-Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо д-ти или многих деятельностей

-Понятие способностей не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды способностей:

· умственные и специальные;

· учебные ;

· математические;

· конструктивно-технические;

· музыкальные;

· литературные;

· физические способности.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной)[что?].

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

*КРАТКО*Общие способности - те, которые определяют успехи Ч в самых различных видах д-ти.

Специальные - те, которые определяют успехи Ч в специфических видах д-ти, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ:

Одаренность Б.М.Теплов: «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности.

Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант предполагает напряженный труд. Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников.

*Задатки* — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

В качестве таких задатков принято выделять:

1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;

2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

ИТАК, А ТЕПЕРЬ САМОЕ ВЕСЕЛОЕ – СПОСОБНОСТИ ПСИХОЛОГА

Относительно психолога в качестве межличностных мы рассматриваем следующие способности: речевые; способность слушать других людей; межличностного восприятия; профессионального оценивания людей; способность располагать к себе людей; к сопереживанию, сочувствованию; установления и поддержания контакта с другими людьми; способность находить общий язык с разными людьми; понимать настроения и намерения других людей; воздействовать на людей; вызывать доверие у других людей; завоевывать авторитет; противостоять психологической манипуляции со стороны других людей, распознавать фальшь, лживость, неискренность; читать и интерпретировать внутреннее состояние другого по нюансам поведения; способность к невербальным коммуникациям; социально-психологической адаптации к различным ситуациям; организаторские способности; управленческие; способность к самопрезентации и др.

К практическим способностям психолога на общем уровне можно отнести способность брать личную ответственность за свои действия и поступки, высокую работоспособность и др.

К творческим способностям психолога отнесем способность оригинально решать исследовательские теоретические задачи и задачи практической профессиональной деятельности; способность комбинировать, дивергентное мышление - способность генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, варьировать способы решения проблемы, что приводит к неожиданным выводам и результатам; находчивость, изобретательность, спонтанность.

26 Вопрос. Понятие об интерактивный стороне общения. Транзактный анализ. Типы взаимодействия.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, который означает характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Подход к проблемам восприятия связан со школой так называемой «транзактной психологии». Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения.

Трансактный анализ - это модели поведения описываемые Берном.

Позиции здесь:

Ребёнок - хочу

Взрослый - могу

Родитель - надо.

Наши рекомендации