Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группа­ми, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколь­кими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить вре­мя и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не­коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с чле­нами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу че­рез определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках системати­ческой десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 —5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относи­тельно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком на­пряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг­нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить вы­полнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, при­менение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

Часто при проведении поведенческой оценки на первый план выходят недостатки клиента, связанные с низким уровнем ассертивности и с недостаточным развитием навыков межличностного взаимодействия; например, многие клиенты не умеют актив­но выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться. Ре­петиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы Морено — при проведении репитиции поведе­ния консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) ра­бота с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам воз­можности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в про­цессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в ре­альных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкреп­ляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в форми­ровании поведения клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, опреде­ленное когнитивное воздействие.

Тренинг ассертивности

Тренинг ассертивности имеет, пожалуй, наибольшее значение при проведении ре­петиции поведения. Вольпе (Wolpe, 1982) определяет ассертивное поведение как «при­емлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к друго­му человеку» (р. 118). Вольпе считает, что фактически все клиенты в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведе­ние других людей двумя способами: ослабляя страх клиентов и изменяя манеру их речи и образ действий. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях. Законное проявление эмоций «мо­жет успешно конкурировать со страхом, который тормозил именно это проявление; каждый раз при выражении эмоций привычный страх в некоторой степени ослабляет­ся» (Wolpe, Wolpe, 1988, p. 54).

Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие так называемого оппозиционного поведения. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи ласкового

поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь вклю­чает в себя выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют свои­ми интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны. Альберти и Эммонс отмечают, что не­достаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

При формировании поведенческой оценки, с использованием специального вопрос­ника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности. На следую­щей стадии главное — поддержать мотивацию клиентов относительно метода репети­ции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения рели­гиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способ­ствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уве­ренности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они ста­нут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цель­ными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отверже­ние всегда связано с психологическими потерями).

В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы опреде­лить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, напри­мер при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении жела­ния назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обду­мывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать на­блюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассер­тивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведе­ния клиентов и помогать им формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместны­ми консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассер-тивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возник­нуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых по­степенно повышается.

Четвертая стадия — это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) подчеркивают, что при прове­дении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плав­ность речи. Еще раз подчеркну, что большое значение имеет правильный выбор време­ни для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция пове­дения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отри­цательные и положительные последствия тренинга ассертивности.

Пятая стадия — применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жиз­ни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.

Мониторинг попыток ассертивного поведения, совершаемых клиентами в интервалах между занятиями, может оказаться весьма полезным. Попытки ассертивного поведе­ния, совершаемые в реальной жизни, делают возможной обратную связь. Наличие та­ких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и эк­спериментируя, клиенты могут определить, что им следует исправить в своем поведе­нии. Консультанты могут привлекать внимание клиентов к любым положительным по­следствиям их ассертивного поведения. Если последствия окажутся отрицательными, консультанты и клиенты могут подумать над тем, уместно ли данное поведение, и вне­сти необходимые поправки.

Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при груп­повой работе с клиентами. Также к тренингу могут прибегать сами клиенты в виде са­мопомощи. При необходимости проведения группового тренинга ассертивности возни­кает ряд вопросов. В настоящее время не существует единой точки зрения на то, каки­ми должны быть группы — гетерогенными или гомогенными (например, чисто женски­ми и чисто мужскими) и т. д. Следует отметить, что при проведении тренинга в некли­нической обстановке большая часть консультантов предпочитает работать с гомоген­ными группами. Некоторые консультанты используют кассеты и видеозаписи с целью обеспечения обратной связи с клиентами при развитии у них навыков ассертивного поведения. И наконец, развитие ассертивности может вести к конфликту; консультан­там и клиентам следует предвидеть эту возможность, они должны быть готовы спра­виться с возникающими трудностями.

МЕТОДЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Методы подкрепления используются с целью изменения поведения посредством изменения его последствий. В основе методов подкрепления лежит скорее оперантный, чем классический принцип обусловливания. Еще раз хочу отметить, что как поло­жительное, так и отрицательное подкрепление усиливает вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации. Наказание приводит к снижению вероятности возникновения данной реакции, но не обязательно способствует повышению частоты возникновения других поведенческих реакций. При угасании также снижается вероятность возникновения реакции в связи с изъятием привычных подкрепляющих стимулов. Читателям следует обратиться к разделу главы 9, посвященному работам Скиннера, при возникновении у них желания познакомиться с понятиями, использующимися при описании методов подкрепления, например с таким понятием, как режимы подкрепления.

Наши рекомендации