Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического состояния человека и понятии «психическое здоровье».
Методическая разработка
Для студентов к аудиторному занятию
по дисциплине «Медицинская психология»
Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».
Тема: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ (1 час).
Место: учебный кабинет.
Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического состояния человека и понятии «психическое здоровье».
4. Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать | Уметь |
1. | Анатомия | Анатомическое строение головного мозга | |
2. | Общая психология | Предмет, задачи и методы исследования общей психологии |
5. План проведения практического занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Проверка присутствующих | |
2. | Входной контроль и его анализ | |
3. | Опрос студентов и разбор программных вопросов | |
4. | Дополнительные вопросы и ответы на них | |
5. | Выходной контроль знаний и его анализ | |
6. | Итоговая оценка знаний и умений студентов | |
Всего: |
6. Список теоретических вопросов:
1. Предмет и задачи медицинской психологии. Медицинская психология как одновременно психологическая и медицинская наука. Теоретические и методологические основы медицинской психологии.
2. Роль медицинской психологии в формировании современных представлений о единстве соматического и психического. Роль медицинского психолога в диагностическом, лечебном, реабилитационном процессах.
3. Развитие медицинской психологии в мире и в Украине. Вклад работ А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, К.К.Платонова, Б.В.Зейгарник, Л.Ф.Бурлачука, В.М.Блейхера в развитие мировой и отечественной медицинской психологии. Перспективы развития медицинской психологии.
4. Методы психологического исследования: наблюдение, самонаблюдение, целенаправленная психологическая беседа.
5. Экспериментально – психологические методы, их роль в психологической диагностике больных.
6. Принципы построения комплексного психологического исследования с учетом возраста и культурных особенностей пациентов.
7. Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека. Критерии здоровья ВОЗ.
Медицинская психология (от лат. medicus – врачебный, лечебный) - отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, и направлена на изучение психопрофилактики, диагностики заболеваний и патологических состояний, психокоррекционные формы влияния, решения экспертных вопросов, а также вопросов социальной и трудовой реабилитации больных, изучения психологических особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношений между ними и больными.
Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях. Медицинская психология имеет прикладную задачу - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике, а также вопрос создания и изучения психологических методов влияния на психику человека для лечебной и профилактической цели.
Предметом изучения медицинской психологии является личность больного человека в широком понимании этого слова (разнообразные и глубокие нарушения психической деятельности душевно больных обстоятельно изучаются специальной наукой - психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на этапах лечебно диагностического процесса.
Выделяются 4 основных части медицинской психологии:
1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы его психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и здоровье; сознательное и несознательное в норме; психическое здоровье; психологию половых отличий; возрастную психологию; межличностные отношения (микро- и макрогруппа); семью и ее функционирование (здоровье семьи); адаптацию, психогигиену;
2) Клиническая психология. Ее разделы: общая психопатология, которая включает семиологию и синдромологию; патопсихология, которая изучает психологические механизмы нарушений психической деятельности; нейропсихология, которая изучает морфофункциональные корреляты нарушений психической деятельности; психоидентификация (во внеболезненной сфере) и психодиагностика (в сфере болезненных изменений психики) с помощью экспериментально психологических методик;
3) Психокоррекция — коррекция с помощью психотехники безболезненных изменений психической сферы;
4) Медицинская этика и деонтология.