Психическое здоровье, Социальное здоровье, Духовное здоровье

Г.

Я рада Вас всех приветствовать! Хочу поделиться с Вами своим опытом работы. Я, Сутчук Валентина Николаевна, практический психолог КУ «Георгиевская ООШ I-III ст. № 2» Образование: высшее. В 2009 году закончила психолого-педагогический факультет Луганского национального университета имени Тараса Шевченко и имею дипломы специалиста психологии и магистра практической психологии с отличием. Стаж работы по специальности: 2,5 года.

Моя ведущая идея: Развитие самопознания и уверенности ив себе у подростков»

Цель моей работы:

Способствовать развитию самопознания у подростков, создавать условия для формирования чувства уверенности в себе, усиливать взаимодействие в системе «дети-родители-педагоги».

Задачи, которые я перед собой ставлю:

Создавать благоприятные психологические условия для полноценного формирования личности, саморазвития и успешной социализации подростков, Оказывать психологическую поддержку всем учасникам учебно-воспитательного процесса с целью сохранения и укрепления психологического здоровья.

Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной.

От каких же факторов зависит здоровье человека? 10 % от помощи врачей, 15 % от наследственности и генетических факторов, 20 % от среды, в которой живет человек, но наибольшее влияние на здоровье человека оказывает образ жизни – это 55 %. И мы, как психологи, должны помогать детям вести здоровый образ жизни.

Понятие здоровье, а поскольку мы сегодня говорим о детях, то можно в центр поставить здоровый ребенок включает в себя: Физическое здоровье,

Психическое здоровье, Социальное здоровье, Духовное здоровье.

Рассматривать каждую составляющую здоровья я не буду, а поподробнее вы можете увидеть на экране.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Но постоянное напряжение учащихся в условиях современного образования не может не отразиться на их психологическом здоровье.

К негативным последствиям можно отнести следующие личностные характеристики школьника:

• пассивность и скука на уроке.

• бессилие учащихся что–либо изменить.;

• беспомощность;

снижение мотивации обучения.

В последнее время педагоги отмечают, что увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, испытывающих трудности в умении выстраивать отношения с одноклассниками, находить достойный выход из любой ситуации.

Мне, как психологу, следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Важно заботиться о сохранении и укреплении психологического здоровья детей, и хочется чтобы подростки развивались, шли вперед, были более уверенными в себе. Над развитием этих качеств я работаю в процессе проведения коррекционно-развивающей работы. Хочется отметить наиболее эффективную форму работы – тренинг «Познаю себя и других». Также я привлекаю учащихся к активному участию в проведении Недели психологии, где они пишут письма в почту доверия, отвечают на вопросы викторины по психологии, выполняют творческие задания (коллаж «Идеальная школа», «Идеальный учитель», помогают выпускать психологическую газету, в которой успели полюбить притчи. Интересуются дети и информацией в уголке психолога (наибольшее внимание привлекла такая информация, как подростковые суициды, ссоры с родителями, влияние цвета на человека и др.) информация меняется каждый месяц.

Так как категория подростков очень эмоциональна, сложна, чувствительна, я использую различные методы и приемы. В работе с эмоционально - волевой сферой на учащихся благоприятно действуют психологические видеопритчи с последующим обсуждением, и конечно, музыкотерапия, которую я использую при проведении сеансов релаксации. Для развития самопознания у подростков эффективны методы арт-терапии (песочная терапия, сказкотерапия). Провожу тренинг «Будь уверенным в себе».Стараюсь в своей работе охватить разные возрастные категории детей, общаясь с ними на классных часах, которые провожу в форме занятий с элементами тренинга.

Немаловажна работа с педагогами, чтобы помочь им правильно воспитать и обучить учащихся. Вопрос о психологическом здоровье учителя стал в последнее время особенно актуальным. Исследования психологической сущности этой профессии позволили установить, что она требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени. Она предполагает работу учителя в условиях высокой степени неопределенности, когда идет быстрая смена ситуаций взаимодействия, Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на психологическое здоровье учителя. Не справляясь с профессиональными задачами, учитель испытывает стресс, эмоциональное перенапряжение, что приводит к ухудшению здоровья.

С целью профилактики психологического здоровья с педагогамипроводятся психолого-педагогические семинары с использованием презентаций, видеофильмов. Интересно проходят и тренинговые занятия. Часто учителя обращаются и за консультациями в индивидуальной форме.

И конечно необходима работа с родителями, которые оказывают непосредственную поддержку своим детям. Практически любая ситуация, складывающаяся в отношениях между ребенком и значимым для него взрослым, становится условием дальнейшего развития как самого ребенка, так и взрослого и в отношениях важно взаимное доверие, понимание, принятие.

Если взрослый не воспринимает всю ситуацию целиком, не видит ее причину и не может прогнозировать ее возможные последствия, то его действия могут быть неправильными, привести к непониманию и непринятию взрослым и ребенком друг друга. Это в свою очередь отразится на психологическом здоровье семьи.

Поэтому работа психолога с родителями включает в себя: индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей, сохранению и укреплению психологического здоровья; лекции, беседы о формировании ЗОЖ детей, о влиянии на психику ребенка СМИ; практикумы, родительские собрания, психолого-педагогические тренинги «Как стать хорошими родителями?», «Мудрость родительской любви», «развитие родительской компетеностности».

Очень хочется сказать такие слова:

Психолог-это призвание,
Психолог-это судьба:
Сочувствие и сострадание,
Забота и доброта.

И я хочу Вам пожелать всегда ощущать удовлетворение от своей работы, а сегодня получить что-то новое и полезное, которое вы будете использовать на практике. С программой вы уже ознакомились и поскольку мы в своей деятельности приносим тепло, я предлагаю вам на символических язычках пламени написать свои ожидания от сегодняшней нашей психологической мозаики, и в конце мы с вами проверим, получится ли у нас большой яркий костер, от которого станет всем теплее.

Теперь непосредственно перейдем к запланированным мероприятиям, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и убедиться своими глазами, какая ведется работа.

К сожалению, в современном мире на формирование личности в подростковом возрасте негативно влияют очень много факторов, ведь подростковый возраст не только сложный, но еще и опасный. Это приводит к таким нежелательным последствиям, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, что отражается на психологическом здоровье и может даже приводить к суицидам. Об этих проблемах мы и хотим сейчас вам рассказать и представить вашему вниманиюТеатр жизни.Это будетпервый элемент нашей психологической мозаики.

Продолжая вопрос о ведущей идее, над которой я работаю скажу, что оттого насколько хорошо ученик познает себя зависит его эмоциональное состояние, умение контролировать себя, эффективность общения с другими, его достижения в жизни, его самооценка, а значит и психологическое здоровье.

Я приглашаю вас на тренинговое занятие с 6 классом.

Тренинговое занятие «Знакомство с самим собой»

Теперь можно добавить еще один элемент к нашей мозаике.

Тренинговые упражнения «Приглашение в хорошее самочувствие»

На последок я покажу Вам фильм о счастье.

Вот и подходит к концу наш семинар, и можно полностью сложить мозаику, и вернуться к вашим ожиданиям. Тот, у кого они оправдались, может прикрепить свой огонек к этому костру.

Наши рекомендации