Художественное пространство и время.

Герой в литературе. Характер, тип, персонаж, система персонажей.

Герой в литературе — персонаж, находящийся в центре художественного повествования. Чаще всего это человек. Хотя иногда в литературе героями являются животные. Герой не обязательно совершает что-то «героическое». Его называют так потому, что очень давно главное действующее лицо в литературном произведении было обязательно выдающимся. В последнее время понятие литературный герой относится ко всем персонажам — не только главным, но и второстепенным, и положительным, и отрицательным.

О характере литературного героя можно говорить так же, как и о характере реального человека: Все многообразие хороших и дурных свойств реальных людей может быть воплощено в характерах литературных героев. Надо только помнить о том, что сам писатель нередко подчеркивает, как бы «укрупняет» в своих персонажах те черты их характеров, которые представляются ему наиболее важными. О других чертах может быть сказано менее подробно, а какие-то стороны личности персонажей и вовсе могут остаться скрытыми от читателя.

Еще в XIX веке стали складываться представления о типах героев. XX век продолжил эти классификации. Русская критика сделала нарицательными типы "маленького человека", "героя нашего времени", "лишнего человека".

Персона́ж— действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении. Система персонажей - раскрывает содержание, но сама является одной из сторон композиции произведения. Категорию персонажей можно определить по двум различным параметрам: степень участия в сюжете и, соответственно, объём текста, который им отводится.

Художественное пространство и время.

Художественное пространство и время являются неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу, театр и др. Литературные хронотопы имеют прежде всего сюжетное значение, являются организационными центрами основных описываемых автором событий. Несомненно также изобразительное значение хронотопов, поскольку сюжетные события в них конкретизируются, а время и пространство приобретают чувственно-наглядный характер. Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Значение хронотопа:

-сюжетное - хронотопы являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В нем завязываются и развязываются сюжетные узлы.

изобразительное

- время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются.

хронотопы бывают:дороги (вот, у Гоголя в «Мертвых Душах»), порога (у Чехова в «Студенте» – костер, Раскольников тоже постоянно в хронотопе порога был – то на площади, то на лестнице), цикличности времени (повторяющееся что-то, сюда можно Булгаков с его Мастером и Маргаритой, или, например, тоже «Студента» Чехова), природы (у Тургенева и Толстого этого добра навалом).

Невозможно отождествить художественное пространство и художественное время с простым воспроизведением в искусстве реально существующего пространства и времени, представлением об изобразительном искусстве как размещении художественных форм в научно фиксируемом трехмерном пространстве. Художественное пространство и время не описываются чистой математикой, не должны пониматься как воспроизведение физически-технического пространства и времени.

Каждый писатель осмысляет время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. Определённые характеристики реального пространства и времени одними из них игнорируются, другими – гиперболизируются. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, не похоже ни на какое другое художественное пространство и время, а тем более – на реальное.

Наши рекомендации