Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия» (Йога сутра, 2.1).
Патанджали использует выражение крийа йога,что переводится или как «подготовительная», или как «деятельная йога». Такой же смысл у карма йоги: это йога действия, или деятельная йога.
Но и для тех, кто уже годы занимается другими видами йоги, например хатха, раджа или мантра йогой, карма йога является могучим подспорьем. Ежедневные йоговские упражнения в установленное время приносят много благ. Но ещё больше, если сопровождаются упражнениями карма йоги в течение всего дня. Тогда действие асан, пранайам, созерцательных упражнений и т.п. многократно усиливается и приносит удивительные результаты, переживания и знания.
Карма йога — неотъемлемая часть жизни любого ашрама. В том или ином виде каждый обитатель ашрама выполняет карма йогу. Например, в ашраме Бихарскои школы обитатели работают на уборке помещений, на кухне, в типографии, офисе, библиотеке.
Обычный труд делается с намерением и надеждой на результат, или вознаграждение, или под принуждением. Ожидания вознаграждения, выгоды, похвалы или боязнь не справиться и т. д. причиняют умственное напряжение и волнения, которые чаще мешают работе, чем побуждают к ней. Труд карма йоги выполняется без этих ограничений.
Ключевое слово карма йоги — непривязанность.Привязанность к неприятному приносит боль и страдание, как и разрыв привязанности к приятному. Привязанность порождает вредную зависимость человека от своего труда. Например, если, сделав огромный труд, затратив на него уйму времени и сил, отрываясь для него от сна, отдыха или удовольствий, вы становитесь настолько чувствительны к любому покушению на его ценность и правильность, что неудача или осуждение его может стать для вас ударом, после которого вы перестанете верить себе и утратите всякое побуждение к подобному труду.
Если привязанность сознательно распутана или оборвана — приходят умиротворение и покой. У человека, не привязанного к плодам действий, даже труд перестаёт быть тягостной обязанностью и становится как бы игрой, совершаемой ради её самой. Поэтому надо учиться отделять труд от надежд на вознаграждение, его следствий (плодов) и от человека-деятеля.
Не человек для работы, а работа для человека. Труд карма йоги — это труд ради совершенствования. Чтобы вы стали больше, чем вы себе кажетесь. Или, наоборот, меньше. И в том и в другом случае вы обретёте многое.
При карма йоге меняется отношение к миру. Мир рассматривается не как марево, мешающее видеть Истину, но как место или даже мастерская, где инструмент тела-сознания может быть закалён и отточен, чтобы пронзить завесу неведения. И место, которое предоставляет уйму возможностей для познания и испытания своих духовных и волевых сил. При этом препятствия становятся чуть ли не необходимыми и желательными.
Вся суть и цель карма йога — уменьшить и в конце концов избыть обусловленные ячеством и собственничеством побуждения и действия и в заключение удалить их, чтобы узреть Истину.
Карма йога, как и все йоги, ведёт к Запредельному. А так как цель высока и огромна, путь к ней непрост и небыстр. У него есть начало, есть подготовительные ступени. Начинать карма йогу лучше исполняя свою дхарму. Свою, а не чужую. Если вы используете в своей жизни, скажем, только оздоровительную сторону йоги (хатха йогу) и не собираетесь менять свою жизнь для Единой цели всех трёх йог, найдите и примите вашу дхарму и исполняйте её.
Карма йога принимает и материальный мир вокруг нас, в котором мы должны исполнить своё предназначение. Исполнение своей дхармы является подготовкой к йоге освобождения или в какой-то мере может быть даже сопоставимо с карма йогой. Но только в какой-то мере. Есть тонкие отличия.
Некоторая разность целей и способов.
• Дхарма имеет главной целью поддержание мирового порядка и более, что ли, мирска, общественна. | • Цель карма йоги такая же, как у всех других видов йоги, — достичь совершенной чистоты сознания и тем самым Освобождения. |
• Дхарма выполняется внутри варнашрамового устройства. | • Как всякая йога, она выходит за пределы сословно-возрастного устройства, хотя может быть и выполнением варнашрамовых обязанностей. |
• Дхарма — это исполнение должных действий ради удовольствия, пользы и добродетели. Она выполняется ради лучших плодов. | • Карма йога — выполнение тех же действий ради Освобождения, а главные её способы — труд без привязанности, незаинтересованность в плодах и последствиях своих действий и направленность их идеей Освобождения. |
• Исполнение дхармы больше требует исполнительности, подчинения общественным нормам. | • Карма йога требует большей полноты кругозора, обзора последствий своих действий, большей самостоятельности и творчества. Труд карма йоги — это труд добровольный или труд по указанию учителя, но всё равно добровольный. Главная ответственность при этом — не перед обществом, а перед своей совестью, своим предназначением. Она имеет в качестве примеров и образцов легендарных персонажей (таких, как Джанака, Аштавакра и др.) и биографии исторических личностей. |
Карма йога — такое многомерное состояние, при котором человек, действуя, одновременно
• ощущает не себя деятелем
• не ощущает себя деятелем
• ощущает себя недеятелем
Рамакришна сравнивал карма йогина с нянькой, которая говорит «мой ребёнок», «мой дом», но когда ребёнок подрастает, уходит из дома, потому что на самом деле ребёнок и дом не её.
Если вы хотите превратить действие в йогу действия, нужно:
• Убрать личную выгоду или придать действию смысл над личной пользой (например, самоотверженно и бескорыстно трудиться ради высших целей: на благо Родины, народа или ради учителя).
• Дело рассматривать и делать так, чтобы от него отделаться.Но отделаться — это не сделать что-то тяп-ляп и заняться другим, а сделать дело для других так, чтобы вам не было за него стыдно, чтобы вам не было нужды к нему возвращаться для переделки, чтобы этим работой вы «отработали» часть своей кармы.
• Выполнять одну задачу зараз.Всецелая включённость в любой труд и поглощённость им постепенно обучает, тренирует ум пребывать сосредоточенным. Присущее ему непостоянство и неустойчивость на это время исчезают. Если вы сумели погрузиться в труд сознательно с нерассеянным вниманием, вы извлечёте большую помощь в созерцании.
• Казалось бы, противоположное предыдущему: стремиться к тому, чтобы труд не увлекал вас.Увлечённость делом, скорее, только хороший признак, указание на способность к созерцательному состоянию. Она может развиться или нет.
• Сочетать труд с сосредоточением и молитвой (мантрой и т. д.).
Карма йога — это нечто большее и более глубокое, чем просто труд для людей и даже труд ради будущего человечества. Бескорыстный труд вам нужен не для выгод, успехов, победы или счастья потомков, а для свободы.
Чтобы это был труд для свободы, поначалу нужны:
• Правильный выбор. Много может найтись предлагающих вам трудиться под видом карма йоги для их выгоды.
• Вера в учителя и в нужность труда.
• Осмысленность труда (быть Миларепой, который строил дома и разрушал их по приказу учителя, не каждый способен. Кстати, этот пример прекрасно показывает, что мы становимся несчастными и недовольными не в ходе самого труда, которым увлекаемся, а из-за привязанности: от несбывшихся ожиданий благодарности, вознаграждения, от горести наблюдения разрушения своих трудов и т. д.).
• Удовлетворение от труда.
• Усилия и взращивание привычки к несобственническому действию Потом обузы выбора, расчёта выгод и опасностей уже не требуется.
Старайтесь хотя бы понемногу взращивать, воспитывать и подпитывать чувство непривязанности в каждом проявлении вашей жизни. Трудное поначалу, это упражнение в конце концов даст вам ощущение парящей независимости от любого дела. У вас не будет боязни (а вдруг не смогу? вдруг провалюсь?) перед началом. Вас не будет выводить из себя ни доброжелательная критика ваших действий, ни хула недоброжелателей во время его и в итоге. Тогда незаинтересованность и непривязанность к плодам откроют вам глубочайшую связь между всеми людьми, делами и предметами. Когда себялюбие исчезает, открывается возможность всеохватной любви ко всему сущему.
Как к этому двигаться? Например, если у вас совсем нет желания заниматься нужной или важной работой, назначьте себе короткое время (скажем, 10 минут) заниматься ею, несмотря на нежелание. Может быть, тогда, поразмыслив о ней, вы осознаете её значение и всё-таки сделаете хотя бы её крохотную часть, а возможно, втянетесь в работу. А если, наоборот, вас слишком увлекает работа, пересильте себя и бросьте её до своего переутомления.
Не бойтесь новых для вас видов деятельности.Карма йога не даёт человеку быть «профессиональным кретином», знающим и умеющим исполнять только работу, которой его научили и за которую ему платят. Если человек не руководствуется имеющими мало отношения к работе соображениями — престижности, оплаты, самолюбия, — он может открыть в себе самые разнообразные способности и научиться самым разнообразным профессиям и навыкам. Например, М.К. Ганди в обители им. Льва Толстого в Южной Африке работал учителем, бухгалтером, издателем, садовником, портным, сапожником, парикмахером, нянькой, повитухой, целителем и т. п. А позже простое дело — работу на ручной прялке — сделал для себя и для всей Индии знаком опоры на собственные силы (свадеша)и мощным орудием борьбы за освобождение Индии, возрождение её ремесел, поддержки местного производителя.
Раз нельзя избежать работы, лучше постараться выполнить её лучше — не рабски, а творчески, не просто трудясь, а трудясь осмысленно, сознательно. Бхагавадгита определяет карма йогу как «в делах уменье (искусность, букв, «ухватка»)» (2.50).
Ганди за ручной прялкой
Упражняющийся в карма йоге стремится выполнить свой труд и обязанности с наиболее возможным вниманием, не отвлекаясь, с полной отдачей. Эта полная и сознательная погруженность в работу воспитывает величайшую силу воли и непривязанность ума к тому, что не касается выполняемого дела. Все умения и способности сосредотачиваются лишь на самом деле, ум и тело очищаются от ненужных метаний, порывов и срывов, начинают действовать слаженно, и действие достигает наибольшей действенности.
Поначалу у большинства не получится быть сознательным в действии каждый миг. Вы будете ловить себя на том, что на какое-то время утеряли сознательность в работе и действовали механически, что теряетесь в посторонних, не имеющих отношения к труду мыслях или вообще впали в некий род забытья. Не расстраивайтесь. Одно то, что вы замечаете, временами пробуждаясь от мысленного забытья, что впадали в бессознательное состояние, уже указывает на вашу способность отделять себя от своих проявлений или орудий, коими является и мысль. В остальном необходимы упражнение и время.
Свами Сатьянанда сравнивал ум большинства людей с рекой с бесчисленностью струй, течений, волн и водоворотов, с подъёмом и опусканием уровня воды. Эти беспорядочные потоки и завихрения, постоянно сливаясь, взаимодействуя и сталкиваясь, порождают непрекращающееся волнение и мешают главному потоку, отбирая у него энергию. Для того чтобы использовать силу реки для производства электротока, нужно направить водяной поток в одно русло и соединить множество вихревых потоков в единый мощный поток. Затем нужно построить и установить турбогенератор, который преобразует энергию текущей реки в электрическую. Нечто похожее и с умом. В нём движется бесконечное число мысленных вихрей и потоков (читта вритти),постоянно взаимодействующих один с другим. У такого волнуемого ума не хватает объединяющей, обобщающей силы. Но если направить мысленные потоки в единое русло, ум станет совершенным, мощным и точным инструментом. Все его способности и жизненный опыт преобразуются в энергию, которую можно упорно и плодотворно использовать на самые разнообразные дела. Так, одна энергия текущей реки может освещать и обогревать ваш дом, замораживать еду в холодильнике, питать стиральную машину, телевизор, приёмник или компьютер.
Так и карма йога направляет поток наших мыслей, побуждений, желаний, умений в единое русло, сосредотачивая ум, который становится источником силы и опыта высшего сознания.