Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Терпимость к чужим
Прощение
Уважение прав других мнениям, верованиям, поведению
Сострадание
Сотрудничество, дух партнерства
Принятие другого таким, какой он есть
Уважение человеческого достоинства
Милосердие
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы.)
В нашем мире сейчас происходят, порой, просто страшные вещи! Люди как будто живут в ненависти к живому и в восхищении к машинам.Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!Отсюда появляется агрессия, конфликты, драки, убийства, войны. Вот что сейчас в нашем мире! И если мы сегодня с вами станем чуточку добрее,терпимее,чуть больше относиться с пониманием к окружающим, может мы сможем изменить, пусть не весь мир, но хотя бы мир вокруг нас!
СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав ее руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку! Ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пушу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, – попытался увести девушку парень.
– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
– Да сломана... Видишь же, кровь. Что делать – не знаю. Где тут больница? Сам-то я нездешний. Ой, как больно-то!..
– Сейчас-сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
– Спасибо, милая, спасибо...
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, – у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?! Глупая! Ты еще пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я сейчас пойду вызову врача. Потерпите.
И девушка быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!
Девушка обернулась и улыбнулась.
– Вы обязательно найдете себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь пострадавшему?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод.Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем
внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Итак, мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
РАБОТА ПО ГРУППАМ – Сейчас мы разделимся на две группы. Одна группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие личности интолерантной.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие, гуманизм | Непонимание других Игнорирование окружающих Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность |
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в его окружении, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и всегда готового прийти на помощь нуждающимся, человека, доброжелательно относящегося к иным культурам, взглядам, традициям.
Закон гармонии
"В цивилизованном мире, в социуме существует неписаный закон гармонии общения и межличностных отношений, затрагивающий их нормативную сферу. Следуя ему, можно не допустить зарождения многих противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: "Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе". Справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упреков и деформации легитимной (нормативной) сферы личности. Несмотря на то, что важнейшей жизненной потребностью личности является свобода, наша жизнедеятельность осуществляется в системе определенных норм, правил, ограничений. Они необходимы, иначе стремление к абсолютной свободе приведет к анархии в обществе, к хаосу. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Какую реакцию в подобных случаях мы ждем от других: повиновения, радости, немедленного согласия и восторга? На какой результат мы рассчитываем? Думаем ли о чувствах оппонента? Скорее всего, нет.
Когда мы ругаем другого человека, кричим на него – мы на самом деле выражаем только свое негодование, неудовлетворение и потребность выплеснуть свои негативные эмоции на собеседника с целью собственной эмоциональной разрядки. Разрешая себе, но запрещая другим, мы расширяем свое жизненное пространство за счет ограничения пространства этих людей. Мы, таким образом, с одной стороны, нарушаем нормы отношений и общения, а с другой – провоцируем негативное отношение к нам этих людей.
Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения? Давайте попробуем научиться это делать.
Разделите лист на две части:
1. "Позволяю себе, запрещая другим".
Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счет окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье-то мнение (одноклассника, друга, родителей и др.), высмеивать кого-то и т. д.
2. "Запрещаю другим, позволяя себе".
Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.
Давайте подумаем над вопросами:
· Стоит ли запрещать себе быть свободным, чтобы иметь основания осуждать других?
· Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?
Гармония в свободе и праве каждого быть самим собой. Иначе слишком высокой ценой придется заплатить за "медную корону самозванца".
А теперь составим списки под заголовками: "Запрещаю себе и другим", "Запрещаю себе, разрешая другим"".
Список используемой литературы:
1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».