Факторы и показатели рынка товаров

Демографические:

- Общая численность населения

- Миграция населения

- Половозрастной состав

Экономические:

- Денежные доходы и сбережения

- Инфляционные процессы

Научно-технические:

- Достижения науки и техники

- Мода

Политико-правовые:

- политика государства

- Законодательная база.

Бытовая и потребительская культура:

- Условия труда и жизни

- Количество информации

- Уровень культуры и образования

Социально-психологические:

- Вкусы

- Привычки

- Традиции

- Особенности характера

Рыночная ситуация

Характеризуется:

-Степенью конкуренции

--Уровнем цен

-Соотношением спроса и предложения

-Инфляцией

-Возможностями населения

На рынучнцю ситуацию влияет

-внешняя и внутренняя политика государства,

демографическая ситуация в стране

Спрос. Виды покупательского спроса

В торговле изучают 3 основные вида Спроса:

-реализованный,

-формирующийся,

-неудовлетворенный.

Реализованный- это спрос, который завершился покупкой.

Неудовлетворенный - это спрос на товары отсутствующие в продаже или не удовлетворяющие покупателей по вкусовым, качественным признакам, оформлению

Формирующийся - это спрос на новые товары.

Учет реализованного спроса

а) по материалам инвентаризации

б) анализ товарных запасов

в) Методы непосредственной регистрации продажи товаров

Учет неудовлетворенного спроса

книги «замечаний и предложений»;

книги неудовлетворенного спроса,

устные и письменные анкетные опросы, беседы с покупателями.

Учет формирующегося спроса

1. Выставки-продажи

2. Выставки-просмотры

3. Покупательские конференции

4. Выставки -дегустации блюд и новых продуктов.

5. Устные и письменные опросы населения.

Ассортимент. Факторы формирования

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку.

Широта ассортимента товаров –количество товарных групп и наименований

Глубина ассортимента – количество разновидностей товаров.

Полнота – число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе.

Общие факторы:

  1. Социальные
  2. Экономические
  3. Демографические
  4. Национально-бытовые
  5. Природно-климатические
  6. Покупательский спрос и Предложение товаров
  7. Цена

Специфические факторы:

1. тип и размер магазина,

2. техническая оснащенность;

3. условия товароснабжения;

4. численность и состав обслуживаемого населения;

5. транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественно­го транспорта и т.д.);

6. наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного мага­зина.

Принципы и этапы формирования ассортимента

1.Соответствие ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина

2.Обеспечение достаточной полноты, широты и глубины товарного ассортимента, его устойчивости

3.Комплексное удовлетворение спроса.

4.Обеспечение рентабельной работы магазина.

5. Соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля.

6. Расширение ассортимента за счет новых товаров и совершенствование его структуры.

7. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса.

Этапы

1-й этап. Устанавливается ассортиментный профиль и специализация

2-й этап. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине.

3-й этап. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его к конкретной торговой площади

4-й этап. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.

Ассортиментный перечень

Ассортиментный перечень – это документ, обязательный для исполнения субъектами хозяйствования всех форм собственности. Товары, включенные в перечни должны быть в наличии в течение всего рабочего дня

Преимущества:

а) обеспечивается постоянное наличие в продаже товаров достаточного ассортимента;

б) упрощается контроль за состоянием ассортимента магазина.

Недостатки:

а) закрепляется диктат производителя, т.к. в ассортиментный перечень включаются в основном товары, которые может в достаточном количестве предложить производитель;

б) нет гибкого реагирования на изменения, происходящие на конкретном рынке или его сегменте;

в) не всегда учитываются запросы потребителей;

г) сдерживается инициатива торговых работников в формировании ассортимента.

Потребительские комплексы

Потребительский комплекс – набор конкретных разновидностей товаров из различных товарных групп, объединенных по признаку комплексного удовлетворения определенной потребности.

Преимущества:

а) сокращается время покупателей на приобретение товаров;

б) улучшается использование торговых площадей;

в) увеличивается количество предлагаемых товаров, а, следовательно, растет товарооборот;

г) расширяется выбор товаров и услуг;

д) создаются благоприятные условия для проведения широких рекламных кампаний по формированию спроса.

Недостатки:

а) увеличивается удаленность магазина от значительного числа потенциальных потребителей;

б) не всегда учитываются особенности отдельных сегментов рынка

Хозяйственные связи

Хозяйственные связи -совокупность отношений ( организационных, экономических, коммерческих, административных, правовых и др.), складывающихся между поставщиком и покупателем в процессе поставок товара.

Простые хозяйственные связи(без участия посредников(канал сбыта)) имеют ряд преимуществ:

-сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть

-улучшается качество продукции

-оперативно обновляется ассортимент товаров

-совершенствуется режим поставки товаров

-ускоряется товарооборачиваемость

Наши рекомендации