Выдача справок-вызовов с 11.05.2017 г.
Кафедра общей и дифференциальной психологии
направление «Психология»
Курс 4 семестр
Заочная форма обучения
Учебный год
(набор лето 2015г.)
Астрахань 2017 г.
№ п/п | Наименование дисциплины | Форма инд. задания | Срок сдачи инд. задания | Форма отчетности |
1. | Иностранный язык ч.4 | экзамен | ||
2. | Нейрофизиология | зачет | ||
3. | Общая психология ч.3 | экзамен | ||
4. | Общая психология | до 11.05.2017 | курсовая работа | |
5. | Психология личности | экзамен | ||
6. | Организационная психология | зачет | ||
7. | Психология развития и возрастная психология | экзамен | ||
8. | Введение в клиническую психологию | экзамен | ||
9. | Экспериментальная психология | зачет | ||
10. | Общепсихологический практикум ч.2 | зачет | ||
11. | Элективные курсы по физической культуре | зачет |
Выдача справок-вызовов с 11.05.2017 г.
В конце зачетно – экзаменационной сессии 2016-2017 учебного года студент, не имеющий академической и финансовой задолженностей, обязан сдать в учебную часть зачетную книжку и студенческий билет
(для перевода на следующий курс)
Иностранный язык 4ч.
Грамматика:
1) Subjunctive I
2) Subjunctive II
3) Условное наклонение
Лексика:
1) Глоссарий (100 слов с переводом и транскрипцией по своей специальности)
2) Темы 15-20 предложений (наизусть): «Путешествие», «Мой любимый автор и его произведение»
Нейрофизиология
Вопросы к зачету
1. Нейроны и их взаимодействие, строение и механизмы работы химических и электрических синапсов.
2. Электрические процессы на постсинаптической мембране.
3. Нервные центры и их свойства.
4. Мембранная теория.
5. Ионные каналы, виды и механизмы работы.
6. Нейроглия и ее функции.
7. Нейронные коды и их виды.
8. Роль нейронов новизны и нейронов тождества.
9. Кодирование и переработка информации в сенсорных системах.
10. Кодирование по ансамблю.
11. Теории сна. Современные представления о нейрофизиологии сна.
12. Электрофизиология сна и бодрствования. Сон медленный и быстрый.
13. Нейрохимия сна.
14. Локализация в структурах мозга центров сна и бодрствования.
15. Эмоциогенные зоны мозга.
16. Медиаторные механизмы и фармакохимия эмоций.
17. Эмоции и вегетативный баланс.
18. Эмоции, темперамент и межполушарные отношения.
19. Индивидуальные особенности протекания нервных процессов.
20. Типология, ЭЭГ-активность и индивидуально-психологические различия.
21. Локализация в структурах мозга основных «центров» внимания.
22. Виды памяти и физиологические механизмы.
23. Нейрофизиологические механизмы и локализации памяти.
24. Голографическая теория памяти.
25. Нейрофизиологические механизмы и модели научения.
26. Молекулярные механизмы научения.
27. Мыслительно-речевая функция и ее локализация в мозговых структурах.
28. Когнитивные функции и межполушарные отношения.
29. Локализация сознания в структурах мозга.
30. Возможные механизмы и локализация в структурах мозги бессознательного.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Хананашвили Я.А. Начала нейрофизиологии. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб.: Питер, 2010.
3. Смирнов В.М., Будылина С.М.Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность .- М.: Академия,2009.
Дополнительная
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие, изд.2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2007.
2. Алейникова Т.В. Принципы переработки информации в зрительной системе лягушки. – Ростов-на-Дону: «ИРУ», 1985.
3. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Вейн А.Н. Бодрствование и сон. М.: «Наука», 1970.
5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
6. Иваницкий A.M., Стрелец В.В., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., Наука, 1984.
7. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: «Педагогика», 1974.
8. Милнер П. Физиологическая психология. М,: «Мир», 1973.
9. Николс Дж., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу. – М, :Эдиториал УРСС, 2003.
10. Прибрам К. Языки мозга. – М.: «Прогресс», 1975.
11. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: «Наука» 1983.
12. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. – М.: «Мир», 1975.
13. Физиология человека: В 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ./Под ред.Р. Шмид та и Г. Тевса. – 3-е изд. – М.: Мир, 2005.
14. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. А.Г.Камкина и А.А.Каменского.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
15. Чораян О.Г. Информационные процессы в нервной системе. – Ростов -на-Дону: «ИРУ»,1976.
16. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 томах. М., Мир, 1987.
17. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность центральной нервной системы. Л., Наука, 1989.
18. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М., Академия, 2003.
19. Экклс Дж. Физиология нервных клеток. – М.: «ИЛ»,1959.
Общая психология ч.3
Вопросы к экзамену
1. Основные проблемы изучения личности.
2. Междисциплинарный подход к личности
3. Многоуровневый анализ личности в психологии.
4. Основные аспекты изучения личности.
5. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств.
6. Макроструктурное психологическое описание человека.
7. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
8. Классификация систем базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
9. Система признаков человека.
10. Связь индивидных, субъективных и личностных характеристик человека.
11. Традиции понимания индивидуальности.
12. Стратегии изучения структуры личности.
13. Иерархическая структура личности.
14. Специфические критерии оценки психологической теории личности.
15. Схема классификации современных теорий личности.
16. Характеристика современных теорий личности.
17. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
18. Основные проблемы изучения потребностей.
19. Различные подходы к пониманию потребностей.
20. Классификация и виды потребностей.
21. Основные потребности личности.
22. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей.
23. Проблемы изучения мотивации.
24. Мотивация.
25. Общее строение мотивационной сферы человека.
26. Генезис мотивации
27. Характеристики мотивационной сферы.
28. Различные подходы к пониманию мотивов.
29. Функции и свойства мотивов.
30. Классификация мотивов.
31. Исторические аспекты развития теорий мотивации до середины ХХ в.
32. Теории мотивации.
33. Схема мотивации деятельности.
34. Особенности лиц с различными мотивациями достижения.
35. Зависимость мотивации к деятельности от вероятности успеха (неудач) достижения цели.
36. Мотивационные состояния.
37. Установка.
38. Характеристики и виды установки.
39. Основные формы направленности личности
40. Основные проблемы изучения темперамента.
41. Различные подходы к изучению темперамента.
42. Критерии темперамента.
43. Основные формы проявления темперамента и их показатели
44. Основные учения о типах темперамента.
45. Факторная теория темперамента Дж. Гилфорда.
46. Основные положения концепции И.П. Павлова.
47. Психологическая характеристика типов темперамента.
48. Основные проблемы изучения характера.
49. Различные подходы к определению характера.
50. Свойства характера.
51. Черты характера.
52. Взаимосвязь черт характера и черт личности.
53. Критерии выделения видов отношений.
54. Типы акцентуаций характера подростков.
55. Основные проблемы изучения способностей.
56. Различные подходы к определению способностей.
57. Общая структура способностей.
58. Классификация способностей.
59. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
60. Особенности индивидуального стиля деятельности.
61. Границы наших задатков.
62. Изучение креативности в зарубежной психологии.
63. Понимание интеллекта.
64. Понимание одаренности.
65. Одаренные дети.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Климов Е.А. Психолог: Введение в профессию / Под ред. Климова Е.А. (3-е изд., перераб.) учеб. Пособие. Москва, изд. Дом «Академия». 2011
2. Штейнмец А.Э.Общая психология (3-е изд., испр.) учеб. Пособие Москва, изд. Дом «Академия» 2012
Дополнительная
1. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студ. вузов / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - 4-е изд., стер. - М.: СМЫСЛ, АКАДЕМИЯ, 2007. - 511 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2006. - 583 с.; ил. - (Учебник нового века)
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с.
4. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с.; ил.
5. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. - В 3-х кн. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 687 с.
6. Общая психология: учебник для студ. вузов / под ред. Б.С. Братуся. - В 7 т. - Т. 1: Соколова, Е.Е. Введение в психологию. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 352 с.
7. Общая психология: учебник для студ. вузов / под ред. Б.С. Братуся. - В 7 т. - Т. 2 : Гусев, А.Н. Ощущение и восприятие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 416 с.
8. Общая психология: учебник для студ. вузов / под ред. Б.С. Братуся. - В 7 т. - Т. 3 : Нуркова, В.В. Память. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
9. Общая психология: учебник для студ. вузов / под ред. Б.С. Братуся. - В 7 т. - Т. 4 : Фаликман, М.В. Внимание. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - 17-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 672 с. - (учебники, учебные пособия).
Периодические издания
1. Журнал «Вопросы психологии» 2004-2011 гг.
2. Психологический журнал 2004-2011 гг.
Электронные ресурсы
1. Мирошниченко И.В. общая психология. Конспект лекций. – М.: «А-Приор», 2007. – 96 с.
2. Резепов И. Ш. Общая психология. Ответы на вопросы. – Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 48 с. – (Скорая помощь студенту)
3. Синченок Т.Ю. Общая психология: ощущения, восприятие, внимание, память. Ростов-на-Дону, 2012
4. Челдышова Н. Б. Общая психология. Курс Лекций-Экзамен-Ай Пи Эр Медиа – 2008
Психология личности
Вопросы к экзамену
1. Основные подходы к описанию личности.
2. Личность как поле исследования в работах зарубежных персонологов.
3. Личность как поле исследования в работах отечественных психологов.
4. Структура личности в концепциях С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.С. Мерлина или др. отечественных ученых.
5. Личность как совокупность отношений (по В.Н. Мясищеву).
6. У. Джеймс об уровнях в структуре личности.
7. Структура личности по З. Фрейду.
8. Бихевиоризм и развитие личности.
9. Инстанции личности в концепции Эрика Берна.
10. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
11. Теория развития мышления Ж. Пиаже.
12. Теория нравственного развития Лоренса Кольберга.
13. Гуманистические теории о самоактуализации личности.
14. А. Адлер о развитии личности.
15. Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности.
16. Механизмы развития личности.
17. Условия для развития личности.
18. Структура самосознания личности.
19. Проблема развития самосознания личности.
20. Становление «Я-концепции».
21. Источник активности личности.
22. Проблемы экзистенциальной психологии.
23. Логотерапия В. Франкла.
24. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения человека.
25. Особенности формирования идентичности. Этническая, половая и эго-идентичность
Рекомендуемая литература
А) Основная
1.Л. В. Куликов Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е издание, 464 стр. – 2010 г.
2. Самыгин, Столяренко: Психология личности: учебное пособие. Изд. Феникс, 575стр. – 2011 г.
Б) Дополнительная
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,2010.
2. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Психология личности: Тексты. – М., 2002.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.1,2. – М., 1982.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 2006.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния семьи и семейных отношений. – М., 2000.
6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ непосвященных. – СПб., 2001.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 1989.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2000.
9. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М., 2002.
10. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991.
11. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М. – Астрахань, 2009.
12. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.
13. Кон И.С. Социология личности. – М., 2007.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2006.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
16. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М. – Воронеж, 2009.
17. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 2008.
18. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 2003.
19. Столяренко Л.Д. Психология. – Р-на-Дону, 2000.
20. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М., 1992.
21. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. 2009.
22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.
23. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2006.
24. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 2004.
25. Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.
Интернет-ресурсы
1. Г. Дж. Айзенк. Г. ДЖ. Вильсон. К. Дж. Джексон Руководство к сокращенному варианту Личностного профиля по Айзенку. «Когито-Центр», 1998
Чампион Курт Тойч луховность самосознание личности – М.: Когито-Центр, МИЦЧ «СанРэй», 2009. – 176 с. www.iprbookshop.ru
2. Л.А. Николенко Н 636 На пути к личности. Псков, 2000. - 108 с. http://studentam.net/content/view/1035/24/
3. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие.
Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. http://www.knigafund.ru/books/122624
4. Шкуратова И.П. Учебное пособие. Психология личности. Ростов-на-Дону, 2007 СДО Прометей http:/213.241.199.50:8000
Организационная психология
Вопросы к зачету
1. Предмет организационной психологии.
2. История развития организационной психологии.
3. Междисциплинарные связи организационной психологии.
4. Уровни анализа в организационной психологии.
5. Задачи организационной психологии.
6. Методы организационной психологии.
7. Школа научного управления.
8. Административная школа управления.
9. Школа человеческих отношений.
10. Поведенческая школа.
11. Современные подходы в управлении.
12. Развитие организационной психологии в нашей стране.
13. Общая характеристика современных представлений о социальных организациях.
14. Основные характеристики организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда).
15. Формальная и неформальная организации, их характеристики и функции.
16. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
17. Организационные структуры и типология организаций.
18. Организационная культура, компоненты и типология.
19. Руководство и лидерство в организациях.
20. Концепции управленческой деятельности.
21. Коммуникация в организациях. Модель коммуникативного процесса.
22. Организация как система коммуникаций. Коммуникационные барьеры в организации.
23. Отношения организации с внешней средой («паблик рилейшенз»).
24. Мотивация трудовой деятельности. Методы повышения мотивации труда.
25. Эволюция концепций мотивации в организациях.
26. Проблема конфликта в организации: типология и функции.
27. Этапы развития конфликта. Способы урегулирования конфликтной ситуации.
28. Формирование трудовых ресурсов организации.
29. Развитие трудовых ресурсов организации.
30. Проблема формирования команды. Этапы, методы и условия командообразования.
Литература
Основная
1. Петр Власов, Сергей Маничев, Геннадий Суходольский Организационная психология. Изд. Издательство Санкт-Петербургского университета, Гуманитарный центр , 480 стр.
Дополнительная литература
1. Кишкель, Е.Н. Управленческая психология : учебник / Е.Н. Кишкель. - М. : Высш. школа, 2002. - 270 с.
2. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 472 с.
3. Панкратов, А.Н. Психотехнология управления людьми : практ. рук-во / А.Н. Панкратов, В.Н. Панкратов. - 2-е изд. - М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004. - 294 с.
4. Психологические портреты персонала : типология и диагностика : учеб. пособие / под ред. Ю.П. Платонова. - СПб. : Речь, 2003. - 416 с.
5. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие для вузов / В.А. Спивак. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.
Электронные ресурсы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности - http://www.koob.ru/k
2. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности - http://www.koob.ru/k
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности - http://www.koob.ru/k
4. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. - http://www.koob.ru/k
5. Суходольский Г.В. Организационная психология - http://www.koob.ru/k
Интернет-ресурсы
1. Шуванов В.И.Социальная психология управления: учебник
2. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности
4. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности
6. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие.
7. Суходольский Г.В. Организационная психология
8. Коваленко А. В. Психологические основы менеджмента. Учебное пособие. Томск: Изд. ТПУ, 2000, - с Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие Авторы: Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Издательство: Дашков и Ко, 2012 г. - http://www.knigafund.ru/books/149121
9. www.azps.ru/handbook (психологический словарь)
10. www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)
11. www.museum.edu.ru (российский общеобразовательный портал)
12. www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")
13. www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России)
Психология развития и возрастная психология
Вопросы к экзамену
1. Психология развития в системе наук о человеке
2. Проблема социального и биологического в психологии развития
3. Подходы к психическому развитию в основных научных школах
4. Наследственность и среда. Развитие и современное содержание понятий
5. Учение Л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития ребенка
6. Методологические принципы изучения развития психики
7. Методы психологии развития
8. Понятие возраста в психологии
9. Характеристика критических и литических периодов. Факторы кризисов развития
10. Понятие о функциональной и генетической периодизации, их достоинства и недостатки
11. Периодизации интеллектуального развития человека
12. Периодизации развития личности человека
13. Взаимосвязь деятельности и психического развития
14. Проблема обучения и развития в детской психологии. Понятие зоны ближайшего развития
15. Современное состояние проблемы развивающего обучения, принципы, лежащие в основе развивающих программ
16. Роль общения в развитии ребенка. Понятие социальной ситуации развития
17. Понятие высших психических функций
18. Развитие общения человека в онтогенезе
19. Развитие ощущения и восприятия в онтогенезе
20. Развитие мышления в онтогенезе
21. Предпосылки возникновения и развитие речи в онтогенезе
22. Основные этапы развития личности в онтогенезе
23. Основные этапы развития самосознания в онтогенезе
24. Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии
25. Развитие эмоций в онтогенезе; понятие психологической защиты
26. Общая характеристика психики плода
27. Общая характеристика новорожденности
28. Основные новообразования младенчества
29. Исследование восприятия младенца
30. Кризис первого года жизни
31. Общая характеристика раннего возраста
32. Развитие предметной деятельности и мышления в раннем возрасте
33. Развитие эмоционально-волевой сферы и личности в раннем возрасте
34. Соподчинение мотивов в дошкольном возрасте и развитие этических норм
35. Общая характеристика дошкольного возраста
36. Предпосылки и развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
37. Особенности познавательных процессов дошкольника
38. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Понятие гендерной схемы
39. Стили родительского воспитания и личность ребенка
40. Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка
41. Общая характеристика младшего школьного возраста
42. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте
43. Проблема школьной зрелости в психологии
44. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте
45. Общая характеристика подросткового возраста
46. Основные теории подросткового возраста
47. Понятие идентичности. Развитие самосознания в подростковом возрасте
48. Познавательные процессы в подростковом возрасте
49. Особенности общения в подростковом возрасте
50. Особенности двух периодов эпохи юности
51. Психосексуальное развитие юношей и девушек
52. Основные проблемы и новообразования юношеского возраста
53. Общая характеристика ранней взрослости (молодости)
54. Психологический смысл и феноменология кризисов середины жизни
55. Основные сферы самоактуализации взрослого человека
56. Физиологические изменения и психологические задачи средней взрослости
57. Развитие стратегий преодоления жизненных трудностей в онтогенезе
58. Старость в истории человечества
59. Критерии и факторы старения
60. Биологические, социальные и психологические факторы долголетия
61. Модели старения. Теории продуктивного старения
62. Принцип компенсации дефекта в старости
Рекомендуемая литература
Основная
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов. – М. : Юрайт ИД Юрайт, 2011. – 811 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 464 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2012. – 608с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 460с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2010. – 349с.
Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.) учеб. Пособие Москва, изд. Дом «Академия»
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста (2-е изд., стер.) учебник Москва, изд. Дом «Академия»
Дополнительная
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-Центр, 2007. - 345с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2006 - 421с.
3. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Питер, 2011. - 975с.
4. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. - М.: МПГУ, 2000. - 43с.
5. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М.: МОСУ, 2002. - 129с.
6. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М.: ТОО ТП. 2008. - 122с.
7. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна: Феникс, 1995. - 336с.
8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2008. - 184с.
9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2006. - 150с.
10. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М., Школа-пресс. – 384с.
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 280с
Введение в клиническую психологию
Вопросы к экзамену
1. Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
2. Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
3. Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
4. Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
5. Основные подходы к пониманию психики в клинической психологии: нейробиологическая и психологическая парадигма.
6. Основные концепции связи мозга и психики в клинической психологии.
7. Основные концепции связи психики и сознания в клинической психологии.
8. Основные подходы к пониманию бессознательного в клинической психологии. Соотношение сознательного и бессознательного при различных патологических состояниях.
9. Общее определение здоровья. Критерии психического здоровья (по ВОЗ). Психологические механизмы, обеспечивающие здоровье.
10. Понятие болезни. Основные модели болезни в современной клинической психологии.
11. Принципы ведения клинико-психологического интервью.
12. Структура и принципы построения экспериментально-психологического исследования в клинике.
13. Правила составления клинико-психологического заключения.
14. Этапы формирования отношения личности к болезни. Понятие внутренней картины болезни.
15. Типы психологических реакций на болезнь.
16. Психосоциальные аспекты поведения при заболевании.
17. Особенности взаимоотношений медицинского персонала и больных.
18. Психосоциальное консультирование в клинической практике.
19. Основные принципы и направления психосоциальной реабилитации больных. Типы больных, нуждающихся в реабилитации.
20. Проблема кризиса развития в клинической психологии.
21. Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
22. Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
23. Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
24. Внутренняя картина болезни. Основные модели.
25. Психологические модели бредовых расстройств.
26. Психологические модели аффективных расстройств.
27. Психологические модели тревожных расстройств.
28. Психологические модели соматоформных расстройств.
29. Психологические модели конверсионных и диссоциативныхрасстройств.
30. Психологические модели личностных расстройств.
Рекомендуемая литература
Основная
Бауманн У., Перре М. Клиническая психология и психотерапия. Тема: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Изд. Питер, 3-издание, 944 стр. – 2012г.
Дополнительная
1. БлейхерВ.М., КрукИ.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: , 2009.
2. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
3. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006
4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2012.
5. Клиническая психология / Под ред. Репиной, Юматовой И.И,, Воронцова Д.В., Феникс Ростов-на-Дону 2008
6. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
7. Корсакова Н.К., МосковичютеЛ.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
9. Сидоров П.И., ПарняковА.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
10. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
11. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М./2006.
Интернет ресурсы
http://rudocs.exdat.com/docs/index-26442.html
Сидоров П. И., Парняков А. В. С 34 Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов
http://www.psychol-ok.ru/
· Лэнгле А. - Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе
· Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. - Клинические проявления невротических расстройств
· Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. - Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза
· Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. - Патопсихология невротических расстройств
· Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. - Половозрастные и культуральные особенности невротических расстройств
· Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. - Психотерапия и психофармакотерапия невротических расстройств
· Карвасарская Е. Е. - Осознанный аутизм или мне не хватает свободы
· Неврозы у детей и подростков
http://www.koob.ru/
· Захаров А.И. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
· Глозман Ж.М. Игра как способ преодоления неврозов у детей
Электронные ресурсы
· Лехтенберг Дж., Лачманн Ф., Фоссердж Дж. Клиническое взаимодействие : Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Пер с англ. – М., «Когито-Центр», (Современная психотерапия)
· Симингтон Дж., Симингтон Н. Клиническое мышление Уилфреда Биона / Пер. с англ. – М.: «Когото-Центр», 2010. – 285 с. (Библиотека психоанализа)
Экспериментальная психология
Вопросы к экзамену:
1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
2. Научное исследование. Его принципы и структура.
3. Научная проблема и научное исследование.
4. Выдвижение, постановка гипотез и формулирование теорий.
5. Теоретические и эмпирические знания в психологии.
6. Основные общенаучные исследовательские методы.
7. Классификация методов психологического исследования.
8. Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, архивный метод.
9. Теория психологического эксперимента
10. Идеальный и реальный эксперимент, их структура и специфика.
11. Общение исследователя и испытуемого. Личность экспериментатора и его деятельность в ситуации психологического эксперимента. Роль инструкции. Личность испытуемого в ситуации психологического эксперимента.
12. Организация и проведение экспериментального исследования. Этапы проведения психологического исследования
13. Экспериментальная выборка в психологическом эксперименте, требования, предъявляемые к экспериментальной выборке. Стратегии построения групп.
14. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
15. Планы экспериментальных исследований. Факторные планы.
16. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Планы ex-post-facto.
17. Корреляционное исследование. Планирование и особенности проведения корреляционных исследований
18. Кросскультурное и психогенетическое исследование.
19. Методы психологических измерений.
20. Шкалы наименований (на примере).
21. Шкалы порядка (на примере).
22. Шкалы интервалов (на примере).
23. Шкалы отношений (на примере).
24. Дихотомическая классификация, шкала разностей, абсолютная шкала и другие типы шкал.
25. Шкальные преобразования.
26. Интерпретация и представление результатов исследования. Формы представления результатов исследования.
27. Оценка статистической, теоретической и практической значимости результатов экспериментального исследования.
28. Этические принципы проведения психологического эксперимента
Литература:
Основная:
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1998.
Дополнительная:
1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998.
2. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1990.
3. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент. / Под ред. Т.В. Корниловой. – М., 1998.
4. Рубенштейн С.Я. Экспериментальные методики психологии. – М., 1998.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб., 1997.
6. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., 1996. Выпуск 1-2.
Общепсихологический практикум ч.2
Вопросы к зачету
1. Внешняя валидность эмпирического исследования. Угрозы валидности исследования.
2. Отличие экспериментального исследования от других видов эмпирического исследования (описательного, корреляционного).
3. Методы обработки данных. Основные количественные показатели используемые в обработке психологических данных.
4. Психодиагностический метод.
5. Анализ процесса и продуктов деятельности. Биографический метод.
6. Техника наблюдения.
7. Общая характеристика метода наблюдения.
8. Методы организации исследования (по Б.Г. Ананьеву) Логические модели (планы) исследования.
9. Структура отчета о проведенном эмпирическом исследовании.
10. Внутренняя валидность эмпирического исследования и факторы ей угрожающие.
11. Этапы эмпирического исследования.
12. Общая характеристика структуры эмпирического исследования.
13. Общая характеристика методов психологии.
14. Классификация методов психологического исследования.
15. Основные этапы психологического исследования.
16. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез.
17. Наблюдение как метод исследования в психологии. Виды наблюдения.
18. Этапы научного наблюдения.
19. Недостатки метода наблюдения.
20. Эксперимент. Виды эксперимента.
21. Основные этапы проведения эксперимента.
22. Экспериментальная выборка.
23. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
24. Независимая переменная. Зависимая переменная. Отношение между переменными.
25. Артефакты.
26. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Планы ex-post-facto
Рекомендуемая литература
Основная
1. Руденко А. М. Психологический практикум. - Издательство: Феникс, 2010, 496 стр.
2. Рамендик Д. М., Одинцова О. В. Психологический практикум. - Издательство: Академия, 2011.- 192 стр.
3. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика на приборе «Активациоментр».- Казань, 2008.
Дополнительная
1. Анастази А. Психологическое тестирование т.2. - М.: Педагогика, 2002.
2. Басов МЯ Избранные психологические произведения. М. Педагогика, 2005.
3. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания\\В кн. Методы психологической диагностики. Вып.1/ Под ред. В.Н. Дружинина, Галкиной Т.В. - М., 2003.
4. Доблаев, Л. П. Психологические основы работы над книгой. - М., 2006.
5. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. Изд.2. - М., 2004.
6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб.: Наука,2004.
7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент./Под ред. Т.В.Корниловой. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2008.
в) Периодические издания
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. – 2006. № 3.- с.78;
2. Барабанщиков В. А. Системный подход в психологии (К 80-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова) // Вопросы психологии. – 2007. № 2.- с.145
3. Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. – 2002. № 4.- с.132
4. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. – 2004. № 2.-с.128.
5. Радчикова Н.П., Репеко А. П. Структура семантической памяти: исследование динамики базисного уровня // Вопросы психологии.- 2002 № 2.- с.99
6. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности// Вопросы психологии. – 2007. №3. - с.3
7. Этические стандарты психолога: общие принципы // Вопросы психологии. М., 1990, № 5. С. 158-161.
Электронные ресурсы
1. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 208 с. - Электронно-библиотечная система IPRbooks
2. И.В. Мирошниченко. Психологический практикум. Конспект лекций.- М.: А-Приор,2011.-144 с. Электронно-библиотечная система IPRbooks
Интернет - ресурсы
1. http://www.knigafund.ru/books/106803
Элективные курсы по физической культуре
Вопросы к зачету
1. Спорт как общественное явление.
2. Социальные функции физической культуры и спорта: гармоничное развитие, подготовка к труду, сохранение и укрепление здоровья, защита общества, забота о потомстве.
3. Мотивация и обоснование индивидуального выбора отдельных видов спорта.
4. Реализация потребности в занятиях физическими упражнениями в условиях быта, учебного заведения.
5. Охарактеризуйте современные системы физических упражнений на примере двух-трех систем.
6. История развития и основные правила игры в баскетбол.
7. История развития и основные правила игры в волейбол.
8. История развития и основные правила игры в настольный теннис
9. История развития и основные правила игры в дартс.
10. История развития и основные правила игры в футбол.
11. История развития и основные правила игры в шахматы.
12. История развития туризма в России.