Механизм функционирования рынка услуг гостеприимства: спрос и предложение.

Рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.
Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет что покупать на рынке и каком количестве.
Закон спроса выражает:
а) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Кроме этого на спрос влияют такие факторы как:
а) денежный доход и рост населения;
б) размеры рынка;
в) льготы потребителя;
г) субъективные вкусы потребителей;
д) наличие товаров субститутов (заменителей).
Но тем не менее при прочих равных условиях на рынке существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.
Предложение - количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цена и объем продаж товаров изменяются одновременно.
На предложение влияют такие факторы как технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Но наиболее важным фактором, влияющим на предложение является цена товара. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товара называется кривой предложения.
Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость
Кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами. Равновесие возникает когда количество товаров, которые хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которые продавцы хотят продать. Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя эффектами:

  • Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.
  • Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
  • Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.

Движение кривой спроса внутри осей координат осуществляется под влиянием неценовых факторов:

  • изменение в денежных доходах населения;
  • изменение в структуре населения;
  • изменение цен на товары-заменители;
  • изменение потребительских предпочтений под воздействием моды и рекламы.

Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг:

  • Сырье;
  • Товары производственного назначения;
  • Труд;
  • Капитал;
  • Товары потребительского назначения:
  • o изделия длительного пользования;
  • o изделия краткосрочного пользования;
  • o услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.

Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен
В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов:

  • цены на ресурсы;
  • уровень технологий и производства;
  • налоги и дотации;
  • цены на взаимозаменяемые товары;
  • ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;
  • число продавцов.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

  • выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);
  • экономическая конъюнктура;
  • уровень конкуренции;
  • налоговая политика государства;
  • торговля.

Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Потребительское равновесие Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. Главным ограничителем для потребителя является размер дохода, поэтому он должен постоянно совершать выбор.
Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто выбрал наилучший вариант потребительского поведения, т.е. максимизировал полезность при ограниченном доходе. В этом и состоит сущность теории потребительского поведения. Анализ поведения потребителя рассматривает его с двух сторон:
Что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе;
Что он хотел бы иметь из данного набора вариантов.
Для более глубокого объяснения поведения потребителя используется метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе. Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет. Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны. Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон. Таким образом, расположение бюджетных линий зависит:
от величины денежного дохода;
от влияния изменения цены.
Желая приобрести товары, входящие в набор, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения. Полезность, которую потребитель теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия.
Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его бюджета будет максимальной. Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан. График оптимального выбора: Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя. Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.

Тестовое задание 7.

а) Дополните:

Обязательный компонент сферы услуг - это ..........

б) Отметьте правильный ответ:

Инфраструктура рынка услуг выполняет следующие функции:

£ повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов

£ подготовка специалистов

£ облегчение форм юридического и экономического контроля

£ организационное оформление рыночных отношений

£ соединяет производителей и потребителей услуг

в) Отметьте правильный ответ:

Сила воздействия рекламы определяется рядом факторов, к которым относятся:

£ связь предприятия с потребителем

£ объем

£ повышение жизненного уровня населения

£ качество исполнения

£ время обращения

£ длительность рекламного обращения

£ использование цветовой гаммы

г) Расположите в правильной последовательности стадии жизненного цикла товара

1:спад

2:внедрение

3:зрелость

4:насыщение

5:рост

2 5 4 3 1

д) Дополните:

К основным законам общения относят:

- позитивный настрой

- доброжелательность

- конгруэнтность чувств

- выгода

- уважение

-уверенность

- эмоциональности речи

Наши рекомендации