Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг

Главная задача института образования – удовлетворить спрос потребителя на образовательные услуги в соответствии с требованиями рынка труда, государственной политики социально-экономического развития с целью формирования человеческого капитала для обеспечения экономического роста государства.

Спрос

Спрос на образовательный продукт определяется множеством социально-психологических факторов, начиная от призвания с детства к подражанию семейным традициям.

С точки зрения экономических мотивов наиболее важным является заработная плата, которую индивид получает после окончания высшего учебного заведения, и перспектива окупаемости инвестиций в образование.

Можно выделить несколько экономических предположений относительно спроса на образование:

1) спрос потребителя, ориентированного на текущее потребление, меньше, чем спрос тех, кто ориентирован на получение доходов в будущем;

2) спрос на контрактное обучение снизится с увеличением расходов на обучение;

3) спрос вырастет с увеличением различий в заработках лиц с высшим и средним образованием в пользу первых;

4) спрос на образовательные услуги определенного профиля является производным спросом на специалистов данного профиля и уровня их доходов;

5) с увеличением возраста потребителя образовательных услуг увеличиваются альтернативные расходы, что делает спрос более эластичным;

6) в условиях трансформации экономики достаточно высоким остается «нефункциональный спрос» на вузы и специальности, отражающие престижное положение в обществе, так называемый «Эффект Веблена», который, в противовес закону спроса, будет повышать цены на престижные специальности неоправданно вверх.

Кроме этого, потребителя образовательного продукта можно условно разделить на получателя и инвестора (покупателя).

Непосредственными получателями образовательного продукта являются студенты, получающие образование чаще бесплатно, на правах дарения образования, капиталовложений родителей в будущий карьерный рост или за счет государственного бюджета. Отсутствие материальной ответственности перед инвестором образования порождает распространение оппортунистического поведения студента, снижение качества обучения, работы в полную силу, учась для формального овладения определенными специальными знаниями.

В лице потребителя-инвестора образовательных услуг чаще всего выступают родители студента, инвестирующие в интеллектуальный капитал и будущее своих детей. Однако потребителем-инвестором может выступать государство путем формирования государственного заказа и бюджетного финансирования обучения будущего специалиста или фирма, которая оплачивает обучение своих кадров.

В то же время предприятия-работодатели не могут быть отнесены к покупателям образовательных продуктов вуза, поскольку приобретают они не сами образовательные программы, а сформированные в результате их потребления знания, умения, навыки и другие характеристики обучающегося, которые входят в понятие «рабочая сила». Поэтому компании-работодатели логичнее относить к категории клиентов.

Клиентпредставляет собой наиболее обобщающий термин, включающий всех потенциальных потребителей и покупателей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности вуза. К ним относятся:

- фонды, финансирующие образовательные проекты и программы,

- агентства по трудоустройству,

- предприятия и организации, которые нанимают выпускников вузов.

Предложение

Что касается анализа предложения образовательных услуг, то следует вспомнить, что деятельность в рамках единого образовательного пространства Украины осуществляют государственные и частные вузы, причем последние занимают более четверти рынка и усиливают конкуренцию.

С этой точки зрения рынок образовательных услуг является рынком монополистической конкуренции для частных вузов и совершенной конкуренции для государственных, что еще раз подчеркивает неравенство в правах и условиях, в которых работают вузов.

На рынок монополистической конкуренции для частных вузов указывают несколько признаков.

Во-первых, дифференцированность образовательного продукта, как по потребительским характеристикам, так и по уровню качества. Речь идет о предложении образовательных услуг, различных не только по сертифицированными направлениям и специальностям и предоставлением различных дополнительных сопутствующих услуг, но и по качеству уровня преподавания.

Во-вторых, существуют значительные финансовые барьеры вхождения в отрасль (значительный стартовый капитал на создание и поддержание материально-технической базы образовательных услуг и формирование профессорско-преподавательского состава).

В пределах возможности влияния на цену своей продукции частные вузы сдержанные собственными затратами и себестоимостью образовательной услуги, с одной стороны, и рыночной стоимости образовательных услуг по определенным направлениям с другой, что расширяет границы конкурентной борьбы за неценовыми факторами.

Это означает, что образовательные учреждения пытаются привлечь потребителя неценовыми методами, опираясь на спектр дополнительных сопутствующих услуг, так называемых услуг-комплиментов, а именно:

- организацию внеучебной деятельности,

- расширение ассортимента образовательных услуг за счет предоставления занятий по дополнительным специальностям,

- факультативов,

- организации научной деятельности студентов,

- проведения научных конференций, семинаров.

Одним из весомых факторов неценовой конкуренции между университетами является профессорско-преподавательский состав, его качественные характеристики, которые можно разделить на формальные и неформальные.

К формальным следует отнести количество научных степеней и званий, приходящихся на один вуз, к неформальным – авторитетность преподавательского состава, характер и уровень межличностных отношений, эффективность их взаимодействия, способность к эмпатии.

Существенную роль среди неценовых факторов играет возможность обеспечения последующего трудоустройства студентов, что открывает студентам путь к сокращению будущих трансакционных расходов в поиске работы с необходимым уровнем оплаты и престижности.

Государственные вузы находятся в более гуманных условиях конкуренции – совершенной, потому что, во-первых, предлагают однородный продукт на рынке с разными неконкурирующими специальностями, так как не формируют цену обучения с учетом всех экономических и бухгалтерских расходов, а находятся на полном государственном финансировании.

Таким образом, при анализе и формировании образовательного права необходимо начинать с поиска идентичных дефиниций при рассмотрении процесса предоставления образовательных услуг как с экономической, так и юридической точек зрения, введение новых терминов, наполненных одновременно одинаковым экономическим и юридическим смыслом, что поможет избежать разночтений и разногласий в последующем регулировании образования, как одного из базовых и значимых для государства в целом и его отдельных граждан института общества.

Наши рекомендации