Стратегия и этапы индивидуального консультирования клиента с проблемами нарко/алко зависимости. 2 страница

Формирование социально-психологической компетентности и жизненных навыков.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Умение общаться, поддерживать дружсие связи, конструктивно резрешать конфликты, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Жизненно важными являются навыки самоконтро­ля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Принципы коммуникативного взаимодействия в группе. В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьни­ками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содер­жать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) доверительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

Научившись и развив в себе необходимые качества, члены группы в дальнейшем смогут оказывать позитивное влияние и на свое ближайшее окружение - друзей, членов семьи.

Первым звеном в системе профилактических мероприятий оказываются школьные психологи и социальные работники, которые зачастую сами испытывают недостаток информации о проблеме и путях её решения, а также не совсем чётко представляют себе собственные возможности и пределы своей компетентности. Необходимо усвоить стратегический принцип психолого-социальной помощи. Принцип заключается в том, чтобы верить в человека, в его силы. Всё что делает человека несамостоятель­ным, подчиняемым, внушаемым, не верящим в себя, в свою значимость, все, что делает человека слабым, безвольным, неспо­собным отстоять свое «я» и сохранить свою честь и достоинство, - всё это и способствует возникновению наркомании. Только независимый и уважающий себя человек может избежать наркомании. Поэтому необходимо воспитывать самостоятельность личности, привычку рассчитывать на собственные силы, независимость и волю.

3. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой

Стадиальность феномена групповой динамики как базовый элемент психотехнологии работы с группой. Четыре стадии развития группы. Многие тренеры - психологи, работающие в рамках самых различных течений и школ, выделяют 4 стадии развития группы:1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером2. Стадия агрессии (фрустрационная)3. Стадия устойчивой работоспособности

4. Стадия распада группы (умирание)

Факторы групповой динамики, затрудняющие и способствующие развитию группы: сопротивление.Сопротивление является неизбежным спутником работы психотерапевтической группы, способным серьезно нарушить группо­вой процесс. Сопротивление изменениям, отказу от привычных стереотипов общения является естественным. Большинство клиентов психотерапии, даже желая перемен, не всегда знают, чего в действительности хотят. Причина сопротивления участни­ков работе группы - их тревога и страх. Причиной сопротивления участников работе группы могут быть и действия терапевта (например, недостаточная предварительная подготовка участников к работе в группе, неквалифицированное руководство груп­пой, конфликты между ко-терапевтами, авторитарный стиль руководства группой, отсутствие доверия к терапевту), факторы «роста/перемен» (по И. Ялому), конфликт, конфронтация.1 .вселение надежды - основан на вере, на авторитете ведущего, ведущий привлекает внимание к тем позитивным изменениям, кот. действительно могут происходить с некоторыми участниками.

2. Фактор универсальности переживаний - люди преувеличивают универсальность своей проблемы и в то жнее время другие люди кажутся им благополучными, поэтому групповой процесс открывает перед участниками реальную возможность улучшить свой контакт с окружающим миром.

3. Информационный - информация от тренера, советы от других участников. Наименее эффективно дидактическая информация и советы

4. Альтруизм лучший способ помочь человеку - позволить ему помочь вам , т.к. людям необходимо ощущать себя нужными и полезными

5. коррекция опыта первичной семьи. Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Это сходство особенно усиливается, когда группу ведут мужчина и женщина. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на ро­дителей, а на других участников группы - как на братьев и сестер, особенно на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье.

6. развитие навыков социализации, участники групп приобретают соц. навыки (конформизм), приобретают умения чутко реаги­ровать на нужды окружающих и помогать им; владение методами разрешения конфликтов, правильное понимание чувств дру­гих людей, адекватное выражение этого понимания, люди реже занимают позицию судьи.

7. Имитационное поведение - поведенческий стереотип устанавливается в группе

8. межличностное научение - 3 аспекта: значение межличностных отношений для человека: люди взаимодействуя др. с др. ру­ководствуются не реальностью, а субъективными представлениями о другом человеке. Группа формирует в сознании участни­ков желание научаться и общаться с окружающими, быть с ними более честными, больше им доверять. Корригирующий эмо­циональный опыт - участник группы может пройти те эмоциональные ситуации, с которыми когда-то в прошлом он справиться не мог, это стимулирует соперничество в группе, различия в статусах, системах ценностей. Группа как социальный микрокосм -микрокосм - это зеркальное отражение макрокосм только в размере одной единицы (личность, индивидуальность)

Если дать участникам достаточно времени, то они станут самими собой, т.е. они будут взаимодействовать в группе точно также, как взаимодействуют с окружением в своей повседневной жизни. Микрокосм воздействует на чувстве участников группы и по­рождает позитивный эффект

9. Сплоченность группы - это привлекательность группы для ее участников, когда участники дарят друг другу эмпатию, бли­зость, интимность.

10. коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис - это возможность открыто сказать о том, что меня беспокоит, вместо того чтобы сдерживаться. Опыт и навык выражения своих чувств - выражение не только позитивного, но и негативного чувства в группе, как по отношению к участникам, так и к ведущему, снятие груза с души. Клиент в психотерапии обязан попасть в те трудные эмоциональные ситуации, с которыми не мог справиться в прошлом. Для психотерапевтического воздействия недоста­точно одного интеллектуального инсайта, понимания; необходимо эмоциональное переживание и "исследование" реальности с помощью чувств.П. Экзенстенциальный фактор. В каждой психотерапевтической группе участникам приходится сталкиваться с тем, что под­держка со стороны других или опека, которую ожидают от терапевта, всегда имеют границы, т.е. всегда существует то, что вы­полнить могут только они сами, если избирают путь изменения. Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники, равно как и за свою жизнь за пределами группы.Конфронтация - (Кочунас Р.) - это забота о другом человеке: если мы заботимся о ком либо, то хотим, чтобы он стал таким, каким может стать, поэтому общаясь мы обращаем его внимание на противоречия, неиспользованные возможности, непродук­тивное поведение.

Конфронтация (К. Рудестам) - наиболее действенная форма коммуникации, кот. может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб, о конфронтации говорят, когда действие одного человека побуждают другого задуматься над своим поведе­нием, проанализировать его и изменить

Конфликт - очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "ве­личина контроля". На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербально, лидер может вмешаться в групповое взаимодействие, поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться. Конфликты могут также исследоваться и на физическом уровне. Физическое взаимодействие, например борьба или любое состязание подобного вида, предоставляет возможность для разрядки у многих людей со временем вырабатывается устойчивость к суггестивному воздействию. Существуют техники нейтрализации этой способности к сопротивлению внушению. Среди них: -трюизм; -иллюзия выбора; -предположения;

-команда, скрытая в вопросе; -использование противоположностей; -полный выбор и др. Использование в рекламе НЛП. Три различные «карты» мира.

Самое важное открытие в НЛП: в опыте человека нет ничего, кроме зрительных образов, звуков и ощущений. У каждого из нас есть свое представление о реальности. Реальный мир каждого человека фактически является только частным случаем. Сущест­вует три типа восприятия действительности:-визуальный, зрительный;человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт с помощью зрительных образов, ему лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.-аудиальный, слуховой;представляет и описывает мир в слуховых образах.

- кинестетический; оценивает мир с помощью ощущений и чувств.Попытки использовать все три репрезентавные системы находят все большее распространение в рекламе. С позиции НЛП в рекламном сообщении необходимо использовать все три системы восприятия. Двойное воздействие слова. Необходимо учитывать одну психологическую особенность человека. Мозг воспринимает слова двояким способом: -рационально-логическим; -эмоционально-образным.Многие слова несут в себе скрытый оценочный эмоциональный компонент: хорошо или плохо. При этом они вызывают опреде­ленные ассоциативные, зрительные, слуховые и чувственные ощущаемые образы. Манипулируя словами, можно сформировать у человека неосознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо. Это слова «отторжение» и слова «приглашения». Правильное их использование существенно повышает воздействие рекламы на потребителя. Мета-программы в рекламе.

Некоторые рекламные агентства с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах НЛП эти стратегии зовутся мета-программами.

Привычки мышления человек осознает не четко и поэтому мета-программы действуют автономно. Мета-программа- это не что иное, как привычные цензоры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат, чувствую в окружающем мире. Эти цензоры отбирают только ту информацию, которя будет допущена в сознание личности.Одной из мета-программ является программа стремления «К» чему-то и «ОТ» чего-то. Стремление «К» - это мотивация к дос­тижению успеха, стремление «ОТ» - мотивация избегания неудач.

Другой мета-программой является программа «возможности - действия». Люди «возможностей» ориентируются на варианты, новизну, которые открываются перед ними, когда они приобретают товары или услуги. Они предпочитаю экспериментировать, пробовать все новое. Люди «действия» Предпочитают порядок, четкость, определенность в действиях. В товаре их интересует четкая, понятная инструкция к эксплуатации, простота и безопасность при использовании товара. Психологические и информационные аспекты функционирования ПР.ПР - это управленческая функция, которая оценивает общественно мнение, определяет политику и процедуры отдельных лиц или организаций в целом на основе общественных интересов, планирует и выполняет ту или иную программу действий с целью добиться понимания и признания со стороны общества.«паблик рилейшнз» одним из видов маркетинговых коммуникаций, оформившихся в маркетинге как специфическая форма рек­ламной деятельности, являются мероприятия ПР.В отличие от традиционной коммерческой рекламы психология ПР основана на особых психологических механизмах. Если тра­диционная коммерческая реклама воздействует на мотивацию человека, на принятие решения, то мероприятие ПР в большей степени ориентированы на работу с информацией и процессом формирования мнений. ПР мероприятия направлены на создание прежде всего таких явлений, как рекламный миф, имидж и брэнд. При этом ПР - это мероприятие «тонкого» воздействия на психику. Они практически никогда не тиражируются механически, как рекламные объявления или щиты, они всегда меняют свою форму, создают иллюзию не прибыльных социально ориентиро­ванных мероприятий, поэтому вызывают больше доверия у потребителей. Сэм Блэк полагает, что в широком смысле ПР охватывают 10 основных направлений:1.общественное мнение. 2.общественное отношение. 3. правительственные связи. 4. общественная жизнь. 5. промышленные связи. 6. финансовые отношения. 7. международные связи. 8. отношения с потребителями. 9.исследование и статистика. 10. средство массовой информации. Одной из главных задач ПР является улучшение существующих форм общения и установления путей для взаимопонимания. Брэнды характеризуют конкретные товарные группы и обычно закрепляются в хорошо узнаваемой графической форме. С по­мощью приобретаемого брэнда человек удовлетворяет как минимум две потребности: в функциональных (потребительских) свойствах товара и в соответствии высоким социальным стандартам. Поэтому в результате анализа ситуации покупки людьми, казалось бы, не нужных им товаров, становится очевидным, что эффективная рекламная деятельность, как правило, направлена ни на одну потребность субъекта, а сразу на многие. Покупка какой-либо вещи не только из-за ее функциональных свойств, а под воздействием торговой марки (брэнда) повышает самооценку человека, позволяет ему идентифицировать себя с представителями более респектабельной социальной группы, способствует его самовыражению, самоактуализации. Если эта потребность окажется для человека более значимой, может воз­никать ситуация, когда приобретается товар функционально бесполезный. чувств враждебности тем членам группы, которые пытаются достаточно долго разрешить конфликт на вербальном уровне, но избегают физических действий.Концепции, направления и формы основных практик групповой работы. Ключевые понятия: поведенческий тренинг.Поведенческий тренинг. Цель: коррекция и расширение репертуара поведенческих стереотипов. Помогают участникам изба­виться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению; общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. Примеры: развитие умений жизненно важных навыков, планирование карьеры, принятие решений, уверен­ность в себе, навыки общения, родительские навыки. Упражнения: простые позитивные упражнения - заучивание адекватных реакций, метод пресыщения (клиент усиливает упражнение в том, что он и так хорошо делает, до тех пор, пока это не надоест его физиологии), метод релаксации (Джекобсон), систематическая десенсибилизация, парадоксальная интенция. Т-группы (лабораторная модель).Тренинг Т-гурппы. Цели: снижение порогов психологической защиты, развитие навыков межличностного общения на основе открытости и искренности, развитие самопознания, изучение факторов влияющих на гр процессы, задачи исследования гр ди­намики (нормы, структура, сплоченность, стадии развития гр). Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их ещё называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности. Группы такого типа возникли под непосредст­венным влиянием теории групп К. Левина. В этих группах, не ставятся лечебные цели. В Т-группах акцентируются на анализе развития группы - что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-групп указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредст­венно в свою жизненную среду. транзактно-аналитическая модель работы с группой,Транзакшный анализ. Цели: исследование природы межличностных отношений, улучшение коммуникативной организации, преодоление личностных ограничений. Помогает участникам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Может быть рассмотрен как коммуникативный тренинг. Транзакция - единица социального взаимодействия, основная единица для описания поведения. Э.Берн разработал концепцию 3-х эго-состояний: родитель (Р), взрослый (В), дети (Д). Вербальные признаки Р: учит, заставля­ет, хорошая девочка- плохой мальчик. Невербальные признаки Р: указывать пальцем, качать головой, снисходительный тон. Вербальные признаки Д. хочу, не скажу, не знаю, превосходительные степени прилагательных. Невербальные признаки Д: вос­торженное хихиканье, ерзание, надоедание. Вербальные признаки В: почему, где, когда, как. Невербальные признаки В: лицо и жесты человека, который либо внимат слушает, либо размышляет. Условия формирование сильного В: изучение своего Д, его страхов; изучение своего Р, его требований, установок; изучение Д своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Техники: Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ. гештальт-терапевтический подход,Гештальт-терапия. Цели: осознание субъективного опыта «здесь и теперь», овладение способностью жить в полной мере, а не рассуждая о жизни, расширение сознания своей идентичности, личностный рост. ГТ работает с чувствами. Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируе­мые аспекты самости. Важные принципы: актуальность, осознанность, ответственность. Чтобы установить контакт с самим со­бой, своими переживаниями используют 2 подхода: Супрессивная техника (отказ, отмена) чтобы ее осуществить нужно пере­стать чем-либо заниматься, играть в привычные игры. Нужно говорить о реальном субъективном отношении к жизни. Экспрес­сивная техника. Включает в себя: инициацию действия (максимальное преувеличение инициативы), завершенность эксперес-сии (терапевт инициирует выражение клиента 4 подходами: простое выражение экспрессии, преувеличение и развитие, переда­ча своими словами невербальной эксперессии, способ завершения гештальта путем проигрывания своего воспоминания), пря­моты эксперсии (провести игру «Да, но» при этом союз «но» заменить на союз «и»). Техники: Конфронтация, "пустой стул", игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие дру­гие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела. психо-драматическая модель работы с группой.Психодраматический подход - метод гр терапии с использованием драм, импровизации с целью исследования своего внутрен­него мира, развития творческого потенциала и изменения отношения к бытию. Цели: осознание собственного жизненного опы­та, осознание соц ролей, актуализация творч потенциала, коррекция и терапия на основе инсайта и катарсиса - подъем духа. Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Основные элементы ПТ: протагонист (тот член гр, который на данном гр занятии оказывается центральным субъектом пси­ходрам действия); ведущий (организует деятельность гр, управляет процессом, побуждает участников к исследованию своих психол проблем); вспомогательное «Я» (участники избранные протагонистом для роли в своей драме); зрители (те члены гр, которые в данный момент времени не принимают непосредственного участия в качестве исполнителей); сцена (пространство, выбранное протагонистом). Основные фазы ПТ: разогрев (разминка); действие (игра), обмен чувствами. Основные техники психодрамы: дублирование (временное присоединение к протагонисту в качестве Альтер-эго), зеркало (протагонист со стороны наблюдает за постановкой, а его роль исполняет другой участник гр), самопредставление, шаг в будущее, монолог, и т.д. гуманистическое направлениеГуманистический подход. Цели: осознание смыслов и ценностей своего существования, принятия ответственности за соверше­ние жизненных и поведенческих выборов, развитие аутентичности (соответствие самому себе), личностный рост и самоактуали­зация. ГП рассматривает людей как целостных целеустремленных индивидов, права которых имеют значение потому что эти люди существуют. Поэтому каждый человек имеет право продолжить существование, получить от этого удовольствие и сомо-реализацию. Техника недирективной беседы по Роджерсу (3 принципа): не давать советов, не высказывать своего отношения к тому, что чел подает как очень значимое для него, не комментировать, не давать интерпретаций. экзистенциальная модель работы с группой.Экзистенциальный подход (ЭП). Здесь нет определенных методик, есть ключевые понятия (экзист невроз и экзист встреча). Цели - Создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответст­венности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как "бытия а мире". Экзист невроз - неспособность индивида увидеть смысл жизни, в следствие вытесненной травмы, слабого Эго, психологического стресса.. Экзист встреча -решающее внутр переживание для тех, кто встречается. Типичные встречи такого рода - встречи с мудрецом или чел, который обладает большим жизненным опытом, либо встреча с героем. Реконструкция внутр мира переживаний осуществляется с по­мощью понятийной схемы в основе которой лежит анализ структуры человеческого дазайна (бытия).

4.Концепции, направления и формы основных практик групповой работы.

Поведенческий тренинг. Цель: коррекция и расширение репертуара поведенческих стереотипов. Помогают участникам изба­виться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению; общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. Примеры: развитие умений жизненно важных навыков, планирование карьеры, принятие решений, уверен­ность в себе, навыки общения, родительские навыки. Упражнения: простые позитивные упражнения - заучивание адекватных реакций, метод пресыщения (клиент усиливает упражнение в том, что он и так хорошо делает, до тех пор, пока это не надоест его физиологии), метод релаксации (Джекобсон), систематическая десенсибилизация, парадоксальная интенция. Т-группы (лабораторная модель).

Тренинг Т-гурппы. Цели: снижение порогов психологической защиты, развитие навыков межличностного общения на основе открытости и искренности, развитие самопознания, изучение факторов влияющих на гр процессы, задачи исследования гр ди­намики (нормы, структура, сплоченность, стадии развития гр). Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их ещё называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности. Группы такого типа возникли под непосредст­венным влиянием теории групп К. Левина. В этих группах, не ставятся лечебные цели. В Т-группах акцентируются на анализе развития группы - что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-групп указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредст­венно в свою жизненную среду. транзактно-аналитическая модель работы с! группой,Транзакшный анализ. Цели: исследование природы межличностных отношений, улучшение коммуникативной организации, преодоление личностных ограничений. Помогает участникам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Может быть рассмотрен как коммуникативный тренинг. Транзакция - единица социального взаимодействия, основная единица для описания поведения. Э.Берн разработал концепцию 3-х эго-состояний: родитель (Р), взрослый (В), дети (Д). Вербальные признаки Р: учит, заставля­ет, хорошая девочка- плохой мальчик. Невербальные признаки Р: указывать пальцем, качать головой, снисходительный тон. Вербальные признаки Д. хочу, не скажу, не знаю, превосходительные степени прилагательных. Невербальные признаки Д: вос­торженное хихиканье, ерзание, надоедание. Вербальные признаки В: почему, где, когда, как. Невербальные признаки В: лицо и жесты человека, который либо внимат слушает, либо размышляет. Условия формирование сильного В: изучение своего Д, его страхов; изучение своего Р, его требований, установок; изучение Д своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Техники: Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ. гештальт-терапевтический подход,

Гештальт-терапия. Цели: осознание субъективного опыта «здесь и теперь», овладение способностью жить в полной мере, а не рассуждая о жизни, расширение сознания своей идентичности, личностный рост. ГТ работает с чувствами. Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируе­мые аспекты самости. Важные принципы: актуальность, осознанность, ответственность. Чтобы установить контакт с самим со­бой, своими переживаниями используют 2 подхода: Супрессивная техника (отказ, отмена) чтобы ее осуществить нужно пере­стать чем-либо заниматься, играть в привычные игры. Нужно говорить о реальном субъективном отношении к жизни. Экспрес­сивная техника. Включает в себя: инициацию действия (максимальное преувеличение инициативы), завершенность эксперес-сии (терапевт инициирует выражение клиента 4 подходами: простое выражение экспрессии, преувеличение и развитие, переда­ча своими словами невербальной эксперессии, способ завершения гештальта путем проигрывания своего воспоминания), пря­моты эксперсии (провести игру «Да, но» при этом союз «но» заменить на союз «и»). Техники: Конфронтация, "пустой стул", игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие дру­гие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела. психо-драматическая модель работы с группой.Психодраматический подход - метод гр терапии с использованием драм, импровизации с целью исследования своего внутрен­него мира, развития творческого потенциала и изменения отношения к бытию. Цели: осознание собственного жизненного опы­та, осознание соц ролей, актуализация творч потенциала, коррекция и терапия на основе инсайта и катарсиса - подъем духа. Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Основные элементы ПТ: протагонист (тот член гр, который на данном гр занятии оказывается центральным субъектом пси­ходрам действия); ведущий (организует деятельность гр, управляет процессом, побуждает участников к исследованию своих психол проблем); вспомогательное «Я» (участники избранные протагонистом для роли в своей драме); зрители (те члены гр, которые в данный момент времени не принимают непосредственного участия в качестве исполнителей); сцена (пространство, выбранное протагонистом). Основные фазы ПТ: разогрев (разминка); действие (игра), обмен чувствами. Основные техники психодрамы: дублирование (временное присоединение к протагонисту в качестве Альтер-эго), зеркало (протагонист со стороны наблюдает за постановкой, а его роль исполняет другой участник гр), самопредставление, шаг в будущее, монолог, и т.д. гуманистическое направление

Гуманистический подход. Цели: осознание смыслов и ценностей своего существования, принятия ответственности за соверше­ние жизненных и поведенческих выборов, развитие аутентичности (соответствие самому себе), личностный рост и самоактуали­зация. ГП рассматривает людей как целостных целеустремленных индивидов, права которых имеют значение потому что эти люди существуют. Поэтому каждый человек имеет право продолжить существование, получить от этого удовольствие и сомо-реализацию. Техника недирективной беседы по Роджерсу (3 принципа): не давать советов, не высказывать своего отношения к тому, что чел подает как очень значимое для него, не комментировать, не давать интерпретаций. экзистенциальная модель работы с группой.

Экзистенциальный подход (ЭП). Здесь нет определенных методик, есть ключевые понятия (экзист невроз и экзист встреча). Цели - Создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответст­венности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как "бытия а мире". Экзист невроз - неспособность индивида увидеть смысл жизни, в следствие вытесненной травмы, слабого Эго, психологического стресса.. Экзист встреча -решающее внутр переживание для тех, кто встречается. Типичные встречи такого рода - встречи с мудрецом или чел, который обладает большим жизненным опытом, либо встреча с героем. Реконструкция внутр мира переживаний осуществляется с по­мощью понятийной схемы в основе которой лежит анализ структуры человеческого дазайна (бытия).

Наши рекомендации