Включенность клиента в процесс консультирования

Алешина Ю.Е.

А 51 Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-111-8

Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отме­чая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы пси­хологического консультирования и стратегии работы с разными типа­ми клиентов. Все иллюстрирующие примеры из практики отражают российский психологический контекст, и это увеличивает ценность книги

Для студентов и начинающих консультантов она наверняка станет настольной, да и опытным психологам-практикам не раз поможет в организации и ведении консультирования.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова


ISBN 5-86375-111-8 (РФ)

1993, Ю.Е. Алешина 1999, Независимая фирма "Класс", издание, оформление 1999, ЕА Пуртова, предисловие 1999, Л.М. Кроль, предисловие 1999, В.Э Королев, обложка


Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс ". Выпуск произведения или его фрагментов без разреше­ния издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы:

Дом книги "Арбат", Торговых домах "Библио-Глобус" и "Молодая гвардия", магазинах № 47 "Медицинская книга" и "Путь к себе", книжном салоне "КСП+".

СОДЕРЖАНИЕ

Похвала предсказуемости. Предисловие Е.А. Пуртовой 3

От издателя с ностальгией. Предисловие Л.M. Кроля 4

Введение 5

1. Общее представление о психологическом консультировании 6

2. Процесс беседы 13

3. Технология ведения беседы 23

4. Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях со взрослыми детьми 33

5. Трудности общения 42

6. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем 49

7. Консультирование супружеской пары 55

8. Консультирование одного супруга 66

9. Переживание расставания с партнером 73

Заключение 83

Литература 84

ПОХВАЛА ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ

Юлия Алешина немало сделала для того, чтобы сегодня мы чув­ствовали себя гораздо уютнее в пространстве психологического кон­сультирования. Она была в числе тех, кто десять лет назад создавал первое профессиональное объединение — Ассоциацию психологов-практиков, усилиями которых наша профессия перестала выглядеть как экзотическое растение среди дремучей тайги. В ее книге кон­сультирование предстает не мистическим таинством, а обычным ремеслом. Это книга-учебник, где каждое действие консультанта расписано по шагам: как знакомиться, как вести себя с сопротив­ляющимися, как объяснять клиентам, что такое консультирова­ние... Такое пошаговое (и поминутное!) описание правил снимает тревогу неопределенности и опасения несостоятельности у начина­ющих, дает надежду, что если им следовать, то все получится как нужно. И правда — получается. А сейчас, когда уже есть опыт, эти правила — где-то внутри, как схема метро. И от станции А к стан­ции Б ведут много линий-дорог, но места пересадок все те же: ус­тановление контакта, переформулировка запроса, анализ типичных ситуаций...

Перечитывая эту книгу, с удивлением обнаруживаешь, как много изменилось в нашей профессии за шесть лет, прошедших со времени ее первого издания. Теперь ни у кого не вызывает сомне­ния необходимость супервизорской поддержки, о которой автор настоятельно напоминает в каждой главе. И уже для всех очевид­но, что "чистота" консультативной работы обеспечивается также клиентским опытом консультанта, его личностной проработанностью. Но шесть лет назад рекомендовать практикующим психоло­гам личную психотерапию, которую негде было получить, означа­ло добавить еще одну невозможность в это и без того мало возможное занятие. Заметим, что у психологов до сих пор нет юридического права заниматься психотерапией. А в те годы требовалась отчаян­ная смелость, чтобы вступить в новую сферу практики.

За это время изменились и наши клиенты: сейчас уже редко кому приходится объяснять, что такое консультирование, чаще они приходят с пониманием необходимости длительной работы, быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы. Да и типичные проблемы уже не совсем те. Но каким бы ни был запрос клиен­тов, как бы он ни менялся со временем, описанные автором тех­ники консультирования остаются хорошо работающим инстру­ментом. И если для начинающих именно техники составляют безусловное достоинство книги, то с приобретением опыта начи­наешь видеть обобщенные стратегии консультирования, как и лю­бой психотерапевтической практики: передача клиенту ответствен­ности за свою жизнь, помощь в принятии своих чувств, выработка более адекватных способов поведения... И об этом тоже сказано в книге.

Она еще долго будет полезна — как букварь для знакомящихся с консультированием, увлекательное занятие для интересующихся психологией, систематическое руководство для любителей раскла­дывать все по полочкам.

Елена Пуртова

ОТ ИЗДАТЕЛЯ С НОСТАЛЬГИЕЙ

Юлия Алешина является тем человеком, которому я и еще очень многие люди — независимо от того, знают они об этом или нет, — обязаны своим организованным обучением по проверенным и серь­езным западным стандартам (что называется "из первых рук"). Если представить себе, что мы когда-нибудь будем всерьез относиться к истории нашей профессиональной жизни и сообщества, то, гово­ря высоким стилем, ей безусловно стоило бы поставить памятник.

Сочетание профессиональных качеств, энергии, организацион­ных способностей и социальной компетентности соединились в ней в тот драгоценный сплав, который еще отчетливее виден по про­шествии времени. Сейчас Юлия — сложившийся и признанный профессионал американской (и международной) психотерапевти­ческой культуры.

Особенно приятно, что книга, написанная более шести лет на­зад, так хороша и своевременна сегодня. Мне кажется, она явля­ется одним из украшений нашей серии, наряду с произведениями "первых лиц" мировой психотерапии. Это лишний раз доказыва­ет: так называемая мировая психотерапия живет и развивается бла­годаря усилиям наших людей.

Как издатель, я очень надеюсь, что это не последняя книга Юлии на русском языке.

Леонид Кроль

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое вниманию читателей пособие является попыткой ответить на многие вопросы, волнующие прежде всего начинающих психологов-практиков и возникающие при ведении психокоррек­ционного приема широкого профиля. Книга состоит из двух час­тей, первая из которых посвящена проблемам организации и веде­ния консультативного приема. В ней проводится анализ процесса беседы, подробно разбираются специальные техники и приемы ее ведения. Вторая часть книги представляет попытку анализа наибо­лее типичных случаев обращений людей за помощью к психологу и общие стратегии ведения приема с различными типами клиентов.

Необходимо сразу же оговориться, что анализируемые во вто­рой части типы приемов ориентированы на работу со взрослыми людьми, с их проблемами и жалобами. Работа с детьми неизбеж­но требует знаний по детской и возрастной психологии, педагоги­ческой психологии, а также медицинских и прежде всего психиат­рических знаний о развитии детей и подростков, то есть того, что выходит далеко за рамки предлагаемого пособия.

Содержание этой книги может дать читателю лишь схему, общий ориентир для консультативной работы. Профессионально исполь­зовать все то, о чем здесь пойдет речь, по нашему глубокому убеж­дению, могут лишь люди, во-первых, обладающие полноценным образованием в области психологии и, во-вторых, имеющие воз­можность хотя бы какое-то время работать в условиях супервизорства, то есть контроля и анализа со стороны более опытных кол­лег.

Психологический диплом необходим не просто потому, что не­специалисты многого не знают и не понимают. За годы обучения на психологическом факультете (в том случае, если оно проходило достаточно эффективно) у студентов формируется особое мировоз­зрение. О нем существует много шуток и иронических высказыва­ний, в нем есть определенные издержки, но с точки зрения пси­хологического консультирования важно то, что основой его является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека и об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на дан­ные психологических исследований, на работы классиков практи­ческой и научной психологии (Эткинд A.M., 1987).

Хотелось бы также кратко остановиться на особенностях исполь­зования некоторых слов в данном пособии. Так, слова "клиент" и "консультант" являются в русском языке существительными муж­ского рода и более правильно было бы всякий раз, употребляя их, писать "клиент/-ка/", "консультант", он/она и соответственно употреблять и глаголы, относящиеся к ним, например, "клиент/-ка/ сделал/-а/, сказал/-а/" (аналогично — со словами "супруг" и "партнер"). Однако, поскольку это в значительной мере усложнило бы восприятие и понимание текста, то, отводя от себя заранее об­винения в сексизме, хочу извиниться, что эти термины будут ис­пользоваться исключительно в мужском роде, подразумевая чело­века вообще. В тексте также, наряду со словом "консультант", для обозначения профессионала, осуществляющего психологическое воздействие, используется слово "психолог"; в данной работе они употребляются как синонимы, точно так же, как и слова "прием", "беседа", "процесс консультирования" употребляются как синони­мы, обозначающие консультативное воздействие как таковое.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются сами­ми практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельно­сти и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в пси­хокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консульти­рование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорга­низации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминов "пси­хокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано ско­рее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконен­ным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это огра­ничение, с нашей точки зрения, является искусственным, посколь­ку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психо­логическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира од­нозначно используется по отношению к методам работы, осуще­ствляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психо­логической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который яв­ляется общепринятым в мировом сообществе.

Несомненно, что границы между психотерапией и консульти­рованием весьма условны, что не раз отмечалось различными ав­торами (Sorey G., 1977; Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих спе­циальной подготовки в области психотерапии или, как у нас при­нято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточ­но строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздей­ствие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достиже­ния положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и пси­хотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межлич­ностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось

выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще го­ворят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анали­зу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего измене­ние установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи­моотношений клиента, но также прошлое (события далекого дет­ства, юности), активно используются такие специфические фор­мы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между че­ловеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздей­ствия, тогда как в консультировании подобные вопросы практичес­ки никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики при­водит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С., 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздей­ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5—6 встреч с клиентом, то про­цесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при­еме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встре­тить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуаль­ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать ча­сто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотера­пии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение вре­мени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отли­чиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психоло­гу-консультанту, с нашей точки зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак­тики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к образованию специалистов по психо­терапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с те­оретической психологической подготовкой и определенными ме­дицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиат­рией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психо­логами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не кли­ентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотера­пии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в про­блемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких по­мех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования — широкая и мно­гогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только об­щие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную лите­ратуру (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).

"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответству­ют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем он может ожидать пси­хологической помощи и какой. С этой точки зрения психологичес­кое консультирование, будучи более ориентированным на дости­жение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более дли­тельной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собствен­ной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может слу­читься не скоро или не случиться никогда, но даже простое зна­ние о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бы­вает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психо­терапии — основа широких и многогранных возможностей практи­ческой психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, оп­ределяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех же, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений наклады­вают они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Об этических принципах психологического консультирования и психотерапии написаны целые тома, в которых подробно обсужда­ются сложные ситуации, в том числе, как следует вести себя кон­сультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышля­ет асоциальный поступок, если он видит следы побоев и насилия на теле у ребенка, если родители хотят узнать что-то о своем скрыт­ном ребенке-подростке и т.д. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Конечно же, в нашей стране ожидать, что несоблюдение про­фессиональных принципов и требований будет строго наказываться, пока не приходится: для этого нет необходимых условий, таких, как организованное профессиональное сообщество, юридически узако­ненные лицензии и разрешения на практику, унифицированная система подготовки и т.д. Но следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологическо­го воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, явля­ется особенно важным (Бодалев А.А., Столин В.В, 1987; Сто­лин В.В., 1982).

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс професси­онального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувство­вал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелатель­ное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей ра­боты должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем кото­рых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же от­ношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточ­но широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жиз­ненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантирован­ный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непред­сказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действи­тельности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию "гуру", что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное от­ношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет ав­торитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

Анонимность

Важнейшим условием психологического консультирования яв­ляется его анонимность. Это значит, что любая информация, со­общенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организа­ции, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

Разграничение личных и профессиональных отношений

Существует немало очень опытных и профессиональных консуль­тантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) "перенос", то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основ­ные проблемы и конфликты; б) "контрперенос", то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие "специальные" отно­шения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессио­нал-психотерапевт часто оказывается "обезоружен" контрперено­сом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь исполь­зовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получив­ший специальной и углубленной подготовки, сможет успешно ра­ботать с этими сложнейшими явлениями. Для консультанта доста­точно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о чело­веке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных от­ношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные по­требности и желания друг друга и консультант уже не может сохра­нить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Десятилетие назад в зарубежной практической психологии актив­но дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии. Различных точек зре­ния было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избе­гать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть макси­мально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии (Dahlberg С.С., 1973).

Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально вклю­ченным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуж­дается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включен­ность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы че­ловек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к об­суждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит "нагнетать атмосфе­ру", настаивать, пытаться выяснить все "до конца". Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обста­новку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психоло­гического воздействия.

Цели и задачи психологического консультирования

Бесспорно, основная цель психологического консультирова­ния — это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налажи­вании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, челове­ку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было "до того", и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Но все далеко не так просто. Случается, что после кон­сультации клиенту кажется, что его не поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последним абсолютно верно и в результате помогло ему переоце­нить нечто в себе самом. Так же и консультант, если встречи с клиентом продолжаются, может вдруг заметить: то, что в его ин­терпретации вначале не было услышано и принято пациентом, потом берется им на вооружение в различных ситуациях при пост­роении отношений с окружающими.

Из сказанного выше следует, что хотя удовлетворенность кли­ента и считается важнейшим показателем эффективности психоло­гического консультирования, многое определяется характером про­блем клиента. Так, человек, переживающий горе или утрату, может и должен рассчитывать на то, что после посещения консуль­тации ему будет немного легче, и консультант должен стараться облегчить его горе. В другой же ситуации облегчение эмоциональ­ного состояния может не являться прямой целью консультанта: ведь порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несомнен­но, полезной, клиент может начать переживать свои проблемы гораздо болезненнее и острее, поскольку ощущение собственной вины и ответственности, пришедшее вместе с пониманием проис­ходящего, отнюдь не является легким или приятным.

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выс­лушивание клиента и расширение его представлений о себе и соб­ственной ситуации. Действительной проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им прак­тически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь, все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит "пищей" для размышлений о себе и людях, способствует расширению представ­лений об окружающей человека действительности. Для клиента, обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения его психо­логической стабильности, но также послужить основанием для об­ращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

Существует и еще один результат, достижение которого в про­цессе консультативной беседы представляется ничуть не менее важ­ным. Это принятие клиентом на себя ответственности за происхо­дящее с ним.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть пере­веден с других на себя. Без решения этой задачи достижение ка­ких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходя­щее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Наши рекомендации