Работа в зоне межэтнического конфликта. Окончание открытого межэтнического конфликта
Целевая установка студентам: оценка ситуации на момент вмешательства межэтнического конфликта; выбор адекватных стратегий и момента трансформации в более конструктивное русло.
План
1. Условия успешного применения методов управления межэтническими конфликтами.
2. Оптимальные стратегии.
3. Результаты применения подобных мер.
Литература
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.
Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.
Форма проведения занятия. Устное собеседование, оформление таблицы. Анализ.
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Анализ ситуации на момент вмешательства в межэтнический конфликт. Основные категории этого анализа:
- характер ситуации (кооперативный или конкурентный);
- условия протекания конфликта;
- наличие «третьих» сил;
- опыт отношений сторон.
- Стороне, которая вмешивается в конфликт, необходимо четко представлять модели развития конфликта. Заполните таблицу, предлагая свои варианты развития ситуации:
Прежний опыт взаимодействия участников конфликта | Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления | Опыт непреодоленных разногласий и «недоговоренности» | Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия | |
Отношение к новой ситуации | ||||
Цель сторон | ||||
Неформальные компоненты в коммуникации | ||||
Восприятие противостоящей стороны | ||||
Средства воздействия | ||||
Тип воздействия |
Тема
Постконфликтное урегулирование
Целевая установка студентам: представить анализ окончания нескольких операций ООН по восстановлению мира. Обозначить основные вызовы постконфликтного урегулирования.
План
- Вызовы постконфликтного урегулирования.
- Основные направления постконфликтного урегулирования.
- Законодательная база постконфликтного урегулирования.
- Прогнозы на будущее в тех регионах, в которых были реализованы программы постконфликтного развития.
Литература
Удалов В. Баланс сил и баланс интересов//Международная жизнь. 1990. №5. С.16-25.
Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.
Форма проведения задания: анализ.
Задания для самостоятельной подготовки:
Составить анализ операций ООН в Камбодже, Намибии, Анголе, Эль Сальвадоре, Мозамбике, Боснии и Ираке.
В ходе анализа операций необходимо уделить внимание следующим вопросам:
- Предотвращение возвращения к тактике военных действий.
- Воссоздание автономной политической, социальной и экономической инфраструктуры.
- Меры, соответствующие краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной программам.
- Анализ трансформации негативного и позитивного мир.
- Возможности вовлечения в постконфликтное урегулирование широких слоев общественности.
Тема
Использование информационных технологий как средства снятия межэтнической напряженности
Целевая установка студентам: в связи с развитием и расширением возможностей донесения информационных потоков одним из важных элементов на сегодняшний день является исследование контроля за средствами массовой информации, а также использование масс-медиа как одного из средств снятия межэтнической напряженности.
План
1. Средства массовой информации, как фактор этнополитической ситуации.
2. Мониторинг сообщений СМИ, как с конфликтующих сторон, так и «третьими» лицами.
3. Влияние средств массовой информации на межнациональные отношения.
Литература
Кавтарадзе С.Д. Роль масс-медиа в формировании общественного мнения в условиях урегулирования этнополитического кризиса//Сборник докладов к конференции «Актуальные проблемы теории и практики управления» - М., 2002.
Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.
Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная политика и межнациональные конфликты. – М., 1997.
Форма проведения задания: анализ.
Задания для самостоятельной подготовки:
В качестве домашнего задания пересмотреть средства массовой информации за 2009 года и провести анализ по некоторым публикациям.