Скрининг состояния здоровья/оздоровительные программы.
С помощью специалистов по гигиене труда можно провести мероприятия, непосредственно способствующие здоровому труду. Оздоровительные программы могут осуществляться в различных формах, например:
проведение регулярных медицинских осмотров и скрининга состояния здоровья;
разработка меню «здорового питания» в столовых;
создание оздоровительных комплексов и спортивных залов непосредственно в учреждениях;
коллективное членство или льготная оплата услуг местных оздоровительных и спортивных центров;
проведение оздоровительных программ для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
консультативная помощь по проблемам алкоголизма и здорового питания (ограничение в потреблении холестерина, соли и сахара);
программы по борьбе с курением;
и в более общем виде – консультативная помощь по вопросам здорового образа жизни.
Программы антистрессовой терапии и здорового образа жизни могут быть особенно полезны с точки зрения оказания помощи работникам в психологической адаптации к стресс-факторам окружающей среды, которые могут быть известны в учреждении, но быть вне пределов его влияния, например, стабильность рабочего места.
Профилактика третьего уровня. Важной частью оздоровительных мероприятий на рабочем месте является обнаружение проблем, связанных с психическим здоровьем работников, и оперативная реакция на них с помощью специалистов. Большинство лиц с психическими расстройствами могут полностью излечиться от заболевания и вернуться на работу. Обычно оформление пенсии по инвалидности и ее выплата до достижения работником пенсионного возраста, подбор и подготовка замены стоят гораздо дороже, нежели временные расходы, которые позволят вернуть сотрудника к активной работе. В профилактике третьего уровня имеются два аспекта, требующие внимания учреждений:
Консультативная помощь.
Учреждения могут предоставить услуги конфиденциального консультирования работникам, столкнувшимся с психологическими проблемами на рабочем месте или в личной жизни. Такие услуги могут предоставляться либо собственным консультантом, либо сторонними организациями в рамках Программы помощи сотрудникам.
Эти программы обеспечивают консультативную помощь, предоставление информации или рекомендаций по консультативному лечению и поддержке. Такие услуги оказываются на конфиденциальной основе и обычно дают возможность вступать в круглосуточный контакт по телефону. Как правило, оплата услуг осуществляется из расчета усредненных затрат на каждого работающего, исходя из общего числа сотрудников и количества часов, затраченного на консультативную помощь в рамках программы.
Консультативная помощь осуществляется высококвалифицированным персоналом и требует дорогостоящей подготовки. Важно, чтобы консультанты приобретали профессиональные навыки путем соответствующего обучения и работали в соответствующих условиях, которые позволяют им выполнять свою работу на должном этическом и конфиденциальном уровне.
Наконец, оказание консультационных услуг может стать особенно эффективным средством в борьбе со стрессом, полученным в результате воздействия внутриорганизационных стресс-факторов, которые невозможно устранить (например, потеря работы), или из- за стресс-факторов, вызванных внешними обстоятельствами (например, потеря супруга/супруги, распад семьи), которые тем не менее имеют тенденцию влиять на трудовой процесс. Также целесообразно рекомендовать сотрудникам обращаться за помощью в разрешении их психологических проблем в соответствующие учреждения.