И особенностей межличностного взаимодействия учащихся
Схема
Психологического изучения классного коллектива
и особенностей межличностного взаимодействия учащихся
1. Общие сведения о школе, в состав которой входит классный коллектив.
- Наименование школы, ее месторасположение _________________________________________________________________
- Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса __________________________________________________________________
- Краткая характеристика школы как коллектива (директор, завуч, численность педагогического коллектива, учителей высшей категории)__________
_____________________________________________________________________
2. Официальная структура коллектива.
- Состав класса __________, девочек _________, мальчиков ________человек
- Средний возраст ________________ лет.
- Полных семей ___________________, неполных семей _______________, неблагополучных семей ______________________
- История формирования класса (в каком году был создан данный классный коллектив, ФИО классного руководителя)
__________________________________________________________________
- Система традиций в классе (кем установлены традиции классным руководителем или самими учениками)
__________________________________________________________________
- Содержание единых требований к поведению учащихся
___________________________________________________________________
3. Характеристика класса как коллектива.
ð Организационное единство (насколько едина группа) ________________
_________________________________________________________________
- Преобладание в отношениях стремления к сотрудничеству, доминирование конфликтности и равнодушия (укажите причины) ______________________
____________________________________________________________________
- Способность группы к согласованию действий, особенно в трудных ситуациях _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Степень самостоятельности группы в принятии решений________________ _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Отношение к новичкам (положительное, отрицательное, равнодушное. Укажите причины)_________________________________________________ _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ð Психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)
- Единство мнения коллектива (анализ методики ЦОЕ)
- по отдельным видам отношений _______________________________
____________________________________________________
- общая оценка уровня развитости всех отношений (ЦОЕ)____________
____________________________________________________________ ________________________________________________________
- вывод (осведомленность о возможностях группы, взаимопонимании, в процессе деятельности, стремление находить общий язык) _________
____________________________________________________
- Общая эмоциональная атмосфера (психологический микроклимат в группе, преобладание определенного настроя (приподнятого или подавленного), стремление членов группы к сопереживанию)__________________________
______________________________________________________________________
- Способность группы преодолевать препятствия ________________________
___________________________________________________________________
- Характер проявлений общности социально обусловленных потребностей, интересов, целей___________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Общая характеристика учебной деятельности
- Характеристика успеваемости по отдельным предметам ________________
____________________________________________________________________
- Любимые учебные занятия класса (укажите причины)___________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Число неуспевающих в классе, причины неуспеваемости ________________ _____________________________________________________________________
- Число отличников в классе. Их взаимоотношения с другими членами коллектива __________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Отношение коллектива и отдельных учащихся к оценке знаний (характер реагирования учеников в случае выставления необъективной оценки, уровень самооценивания) ______________________________________________
___________________________________________________________________
5. Участие коллектива во внеклассной и внешкольной работе.
- Место и роль классного коллектива в жизни школы _____________________
__________________________________________________________________
- Участие класса в мероприятиях общешкольного характера (активность, творческий подход, роль актива класса, влияние лидеров) _______________
____________________________________________________________________
- Престиж классного коллектива ______________________________________
__________________________________________________________________
6. Состояние дисциплины в классе.
- Общий уровень дисциплины ________________________________________
- Дисциплина на уроке ______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
- Отрицательное влияние отдельных учащихся или групп на поведение коллектива __________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Межличностные отношения внутри коллектива
- Существуют ли в классе лидеры (формальные, неформальные, чем обусловлено лидерство?) __________________________________________________
___________________________________________________________________
- Насколько сильно выражено влияние лидера на класс ___________________
__________________________________________________________________
- Социально-психологический статус лидеров (Agr)
- формальных ___________________________________________________
- неформальных _________________________________________________
- с чем это связано? ______________________________________________
______________________________________________________________
- Проявляется ли лидерство в различных видах деятельности:
- в учебной ______________________________________________________
- в общественной ________________________________________________
- в трудовой _____________________________________________________
- в спортивной ___________________________________________________
- существуют ли учащиеся, которых класс отвергает. С чем это связано? (Ф.И. ученика, анализ результатов методик «Межличностная приемлемость» и «Социометрия»)
Ф.И._______________________________Agr_________________С(соц. статус)_____
Ф.И. ______________________________ Agr ________________ С___________
Ф.И. ______________________________ Agr ________________ С ___________
- Наличие микрогрупп в классе и принцип(ы) их образования _____________ _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Коэффициент удовлетворенности (КУ) межличностными отношениями в классе (пояснить о чем это свидетельствует) ___________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Наличие в классе конфликтных пар:
____________________________________________________________________
- Коэффициент сплоченности группы, характер сплоченности _____________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- Причинынизкой сплоченности класса как коллектива ________________
___________________________________________________________________
- Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками _________ _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Отрицательные социально-психологические явления в классном коллективе
___________________________________________________________________
9. Особенности общения
- Общие интересы учащихся внутри группы ____________________________
___________________________________________________________________
- Проблемы в общении, их причины___________________________________
___________________________________________________________________
- На основании проведенных методик указать, какие личностные и эмоциональные особенности способствуют оптимизации процесса общения ______
____________________________________________________________________
- На основании проведенных методик указать, какие личностные и эмоциональные особенности затрудняют процесс общения _____________________
__________________________________________________________________
- Конфликты в коллективе, частота их возникновения ____________________
___________________________________________________________________
- Причины возникновения конфликтов _________________________________
____________________________________________________________________
- Личностные особенности с которыми, на Ваш взгляд, связана склонность к конфликтному поведению __________________________________________
____________________________________________________________________
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ________________________
___________________________________________________________________
- Инициаторы конфликтов ___________________________________________
____________________________________________________________________
- Сформированность умений находить правильный выход из конфликтных ситуаций _________________________________________________________ _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Особенности проблем в общении в подростковом возрасте ______________
____________________________________________________________________
- Причины возникновения проблем в общении подростков:
- с родителями __________________________________________________
- с учителями ___________________________________________________
- со сверстниками (своего пола) ___________________________________
- со сверстниками (противоположного пола) _________________________
____________________________________________________________
- Личностные качества и особенности эмоциональной сферы, затрудняющие процесс общения (на основе анализа проведенных методик) _____________
_______________________________________________________________________
10. Общие выводы по результатам исследования
- Уровень развития класса как коллектива ______________________________
_________________________________________________________________
- Психологический климат в коллективе _______________________________
__________________________________________________________________
- Особенности управления и самоуправления ___________________________
__________________________________________________________________
- Достоинства данного классного коллектива ___________________________
___________________________________________________________________
- Недостатки, причины этих недостатков _______________________________
____________________________________________________________________
- Актуальные проблемы _____________________________________________
__________________________________________________________________
- Общие рекомендации ______________________________________________
___________________________________________________________________